Алмаз души

Данный проект хорошо использовать тем, классным руководителям, у кого в классе дети разных национальностей, культур и вероисповеданий. Проект поможет сплотить коллектив, научит детей быть более терпимыми друг к другу. Вродебы это не так уж и трудно, но такое качество можно назвать «алмазом души» ведь мы такие разные и не каждый может принять и понять это. Дети такие разные и задача классного руководителя сплотить коллектив. Хотя это самое малое, мы призваны заложить в каждого ребёнка частицу доб...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Алмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиАлмаз душиМУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СЛОБОДЧИКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА





ФЕСТИВАЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Номинация проекта - практикоориентированный (внедренческий) проект

ПРОЕКТ «Алмаз души»





Автор:

Сивоха Наталья Геннадьевна

учитель биологии

МОУ «Слободчиковская основная

общеобразовательная школа»

646587 Омская область

Усть-Ишимский район

С. Слободчики

Ул. Центральная, 51

Тел. 8(38150) 2-47-32.

Директор ОУ:

Тарасова Татьяна Борисовна




  1. Актуальность темы.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Конфликты на религиозной, расовой, национальной почве, конфликты на уровне межличностных отношений стали реальностью нашего времени. Это определяет необходимость педагогической деятельности по предупреждению конфликтного поведения у подрастающего поколения по формированию у детей и подростков навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Воспитание навыков жизни в условиях многообразия культур и прежде всего терпимости к многообразию делают актуальным проект «Алмаз души».

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений. Толерантность - трудное и редкое достижение по той простой причине, что фундаментом сообщества является родовое сознание. Мы объединяемся в одной общности с теми, кто разделяет наши убеждения, или с теми, кто разговаривает на том же языке или имеет ту же культуру, что и мы, или с теми, кто принадлежит к той же этнической группе. В сущности, общность языка и чувство этнической близости на всем протяжении человеческой истории выступают в качестве оснований сообщества. В то же время мы склонны враждебно или со страхом относиться к "другим" - тем, кто от нас отличается. Различие может иметь место на любом уровне биологической, культурной или политической реальности.

Международный день, посвящённый терпимости - ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61).

Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».

В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью - это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других.

Предлагается 4 способа понимания толерантности:

1) толерантность как безразличие (существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана) - религиозные взгляды, ценности различных культур, этические верования, убеждения и т.д.

2) толерантность как невозможность взаимопонимания (ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать).

3) толерантность как снисхождение (привилегированное в сознании человека положение собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать).

4) терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог - позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в качестве критического диалога. Этот подход является самым желаемым в современной ситуации.

Основные принципы толерантности.

К числу этих принципов следует, прежде всего, отнести:

1. отказ от насилия как неприемлемого средства приобщения человека к какой-либо идее, добровольность выбора, «свобода совести», акцент на искренности убеждений;

2. умение принудить себя, не принуждая других, страх и принуждение извне не способствуют формированию терпимости, хотя в качестве воспитательного фактора в определенный момент дисциплинируют людей, при этом формируя определенные нравы;

3.толерантность, в европейском понимании, задает пример «законопослушания», подчинения законам, традициям и обычаям. Подчинение законам, а не воле большинства или одной личности, представляется важным фактором общественного развития;

4.принятие ДРУГОГО, который может отличаться по разным признакам - национальным, расовым, культурным, религиозным и т.д.

Формирование взаимоотношений согласно «золотому» правилу:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Согласно Декларации принципов толерантности 1995 года толерантность понимается как "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира". Толерантность определяется Декларацией как "гармония в многообразии".

Для того, чтобы разобраться в причинах конфликтов, которые возникают в любом сообществе можно воспользоваться простой методикой. По результатам вы определите, нужен ли вам данный проект (см. приложение №1)

Тот, кто сталкивался с этой проблемой, знает, что 2001-2010 годы - Международное десятилетие культуры мира и ненасилия в интересах детей планеты. Тема толерантности во все времена злободневна, вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, её толерантное мышление. Проект «Алмаз души» считаю не только актуальным, но и злободневным.





  1. Аннотация проекта.

Цель проекта:

Формирование толерантной культуры участников образовательного процесса.

Задачи проекта:

  1. Способствовать распространению ценностей прав и свобод человека в образовательном пространстве школы.

  2. Воспитать понимание значимости каждого человека.

Для всех нас очень важно осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.

Данный проект предусматривает работу по формированию правовой и политической культуры школьников. Расширение словарного запаса обучающихся. Знакомство с такими понятиями как «декларация», «конвенция», «закон», «индивидуальность», «компетенция» и другие.

Через внеурочную деятельность дети вырабатывают в себе понимание фундаментальных принципов толерантности:

  1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

  2. Конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

  3. Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.





  1. Основные концептуальные положения проекта.

Для достижения эффективности управленческих и педагогических действий в реализации проекта необходимо разработать единый механизм, включающий в себя:

  • работу с литературой, в том числе и методической;

  • педагогическое просвещение по проблеме толерантности и толерантного воспитания;

  • создание творческой группы учителей для работы над разными направлениями проекта;

  • формирование содержания и структуры деятельности творческих групп;

  • диагностика и мониторинг результатов работы над проектом;

  • теоретическое обобщение результатов практической деятельности педагогов и классных руководителей;

  • коррекция и развитие проекта в дальнейшем.

Проект «Алмаз души» обеспечит чёткие воспитательные ориентиры в организации учебного процесса. Данный проект можно осуществить, как через содержание учебных предметов, внеурочных мероприятий, так и через создание целого курса - «Уроки толерантности». Реализация проекта повысит информационное поле школьников по проблеме прав ребёнка, культуры мира, а также будет способствовать формированию ценностных установок сознания и навыков поведения в условиях конфликта.

В рамках данного проекта будет идти работа по формированию правовой и политической культуры обучающихся, навыков конструктивного поведения. Слова «толерантность», «терпимость» постепенно войдут в обиход. Мною разработана памятка, где раскрыто понимание ключевых слов понятия «толерантность».

ПРИЗНАНИЕ + ПРИНЯТИЕ + ПОНИМАНИЕ = ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Признание - это способность видеть в другом именно другого как носителя других ценностей, а также осознание его права быть другим, отличных от остальных.

Принятие - это положительное, безусловное отношение к таким отличиям.

Понимание - это умение видеть другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

Реализация проекта «Алмаз души» поможет выработать понимание трёх фундаментальных принципов толерантности.

  1. Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь.

  2. Конфликт - это нормальный процесс, который надо уметь решать конструктивно.

  3. Для демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять моральные нормы при принятии личных и общественных решений.

Модель проекта «Формирование толерантного сознания и социальной конструктивности обучающихся и педагогов».

Толерантный класс

Здоровье - основа социальной конструктивности.

Профильность обучения - основа повышения социальной компетентности выпускников.



Урок - как средство формирования толерантных установок.

Продуктивное обучение в работе с детьми девиантного поведения.

Методологическая и технологическая основы воспитания.

Толерантная, соцально - конструктивная личность «Я - ученик».









  1. Этапы реализации проекта.

Реализация проекта будет осуществляться в три этапа. В различные виды деятельности на отдельных этапах будут вовлечены все обучающиеся школы, их родители, администрация и другие организации села.

1этап - подготовительный. Система мероприятий по формированию общественного мнения и решению проблемы.

2 этап - основной, включающий систему мероприятий по реализации проекта.

3 этап - заключительный, включающий анализ, обобщение, презентацию опыта работы после выполнения проекта и определение перспектив дальнейшего развития проекта.

1этап подготовительный.

  1. Определение основных направлений в работе:

- работа со справочной литературой (словари, энциклопедия) для создания «Словарика ценностей»;

- работа с литературой по устному народному творчеству, с книгой афоризмов и периодической печатью для создания «Книги мудрости».

2. Создание группы педагогов, ответственных за реализацию проекта.

3. Составление плана работы школы.

4. Распределение обязанностей.

План работы школы по проекту «Алмаз души».

п/п

Содержание деятельности.

Ответственный

Время

1.

Создание творческой группы для участия в проекте.

июнь

2.

Разработка проекта деятельности.

июнь

3.

Тематическое планирование уроков и содержание работы с классами.

сентябрь

4.

Реализация программы обучения и воспитания обучающихся толерантным формам поведения.

в течение года.

5.

Диагностика и мониторинг в изучении поведения обучающихся и причин, его определяющих.

в течение года.

6.

Подготовка разработок и участие в конкурсах с распространением опыта формирования толерантного сознания и поведения обучающихся (Всероссийский конкурс «Урок толерантности»).

октябрь, ноябрь

7.

Организация тренинговых занятий с обучающимися с целью формирования навыков конструктивного общения.

в течение года.

8.

Контроль за обеспечением педагогических условий развития толерантности обучающихся.

по плану школы.

9.

Работа с участниками творческой группы по совершенствованию педагогических условий развития толерантности.

в течение года.

10.

Обобщение результатов работы по проблеме:

- на школьном МО классных руководителей;

- на общешкольной педагогической конференции.

январь

май

2 этап основной.

Календарный план - график работы по проекту предусматривает проведение мероприятий по проекту «Алмаз души» два раза в месяц.

1 - 2 классы.

Классные часы на тему: «Я познаю себя».

№ п/п

Кол-во час

Название темы

Цель

1.

1.

Введение. Цели и задачи курса.

Заинтересовать новыми знаниями.

2.

1.

Кто я?

Подтолкнуть процесс осознания ребёнком своей роли в обществе.

3.

1.

Как я выгляжу?

Осознание своей индивидуальности, непохожести на других.

4.

1.

Расскажу о себе.

Принятие своей индивидуальности.

5.

1.

Моё поведение.

Научить понимать свой характер.

6.

1.

Чем я богат.

Осознание своего характера, внутреннего мира.

7.

1.

Как я устроен?

Знакомство с органами чувств.

8.

1.

Другой человек.

Подкрепить положительную установку на другого человека.

9.

1.

Мои чувства.

Привить навыки владения своими чувствами.

10

1.

Ты - это я.

Осознать взаимосвязанность людей, укрепить установку на другого как на ценность.

11

1.

Настроение другого человека.

Укрепление направленности в системе ценностей.

12

1.

Наша семья.

Осознание того, что семья -это люди, связанные чувством ответственности друг за друга.

13

1.

Наш класс.

Укрепить дружеские отношения в классе.

14

1.

Я - ТЫ - МЫ.

Закрепление основных идей курса. Я индивидуальность. Ты - это я. Мы - это люди.

15

1.

Проверяю свои способности. Внимание

Определение уровня развития внимания.

16

1.

Тест по определению уровня развития зрительной и слуховой памяти.

Проверить зрительную и слуховую память обучающихся.

17

1.

Мои ощущения.

Развитие тактильных ощущений и памяти.

18

1.

Моё воображение.

Начать работу по развитию воображения

3 - 4 классы.

Классные часы на тему: «Я учусь понимать других».

№ п/п

Кол-во час

Название темы.

Цель.

1.

1.

Что изменилось за год?

Обобщить те изменения, которые произошли с ребёнком: рост, вес, волосы, режим дня, друзья.

2.

1.

Немного о том, как устроен человек.

Знакомство с органами чувств, строением человека.

3.

1.

Моя мама.

Развитие потребности обращать внимание на близких, на их настроение и состояние.

4.

1.

Знакомство с культурными различиями.

Взаимопонимание и взаимодействие между группами людей различных национальностей, религий.

5.

1.

Знакомство с культурой разных народов, через праздники.

Взаимопонимание людей различных национальностей и культуры.

6.

3.

Твои друзья на планете Земля. 1. Будущее начинается сегодня (сколько детей на планете, праздник детства). 2. Дадим шар земной детям (о чём мечтают дети). 3. Живи Земля (рисунки с экологическими проблемами).

Каждый ребёнок - уникален, что он может сделать сам для человечества.

9.

1.

Использование искусства и ремёсел

Обучение взаимопониманию при использовании искусства и ремёсел для развития у детей заботливого отношения к окружающему.

10

1.

Мы вместе.

Воспитание чувства солидарности.

11

1.

Как научиться разговаривать с людьми?

Развитие навыков конструктивного общения.

12

1.

Что такое интонация?

13

1.

Как научиться преодолевать трудности вместе?

14

1.

Как понимать друг друга без слов?

15

1.

Умеешь ли ты дружить?

Формирование социально-значимых способностей личности.

16

1.

Уважение и понимание - основа терпимости.

17

1.

«Гадкий утёнок» - история о предубеждении и изгнании.

18

1.

Конкурс знатоков.



5 - 6 классы.

Классные часы на тему: «Учусь общаться».

№ п/п

Кол-во час

Тема занятий

Цель занятий

1.

1.

Что вы знаете друг о друге?

Развитие у детей уважения к чувствам, поступкам, эмоциям других людей, формирование навыков общения, способности оценивать своё поведение, самостоятельно принимать решение, нести ответственность за свои поступки, учимся анализировать.

Показать преимущество толерантности и снабдить методами противодействия насилию. Научить ребят отстаивать своё мнение и сопротивляться негативному влиянию со стороны

2.

1.

Твой класс.

3.

1.

Кто твой друг?

4.

1.

Как научиться жить дружно?

5.

1.

Поведение в конфликтной ситуации: умения и ценности.

6.

1.

Конфликты в классе, во дворе. Что такое конфликт?

7.

1.

Практическое занятие - упражнение на разработку вариантов создания конфликта и выхода из него.

взрослых и сверстников.

8.

1.

Самозащита: предотвращение насилия. Практическое занятие: самозащита.

Воспитание бережного отношения к окружающей среде, а также развитие у детей моральных качеств (отваги, преданности).

Расширить представление о дружбе и позитивном отношении к людям.

Подкрепить установку на то, что договариваться трудно, но это надёжнее, сем действовать по приказу. Выработать соглашение о правилах совместной жизни в классе.

9.

1.

Основные этические принципы взаимоотношений (рассказы, как основа этических представлений)

10.

1.

Атмосфера толерантности в классе.

11.

1.

Интолерантное поведение.

12.

1.

Основная проблема нетерпимости - запугивание. Предотвращение случаев запугивания.

Показать, что запугивание - самая главная угроза толерантности в школах и серьёзный моральный вызов учителям.

Определение признаков нетерпимости и вопросы, помогающие их определить.

Учить детей разрешать конфликт с конструктивных позиций и разрешать его справедливыми, ненасильственными способами.

Объяснить, что дружеские отношения могут и должны иметь место в коллективе не только между

близкими друзьями, но и всеми одноклассниками.

13.

1.

Умей сказать - нет.

14.

1.

Как помириться после ссоры.

15.

1.

Какой у тебя характер. Практическое занятие как воспитать свой характер?

16.

1.

Как сказать нет и отстоять своё мнение. Как мы договариваемся.

17.

1.

Признание различий между людьми.

18.

1.

Люди с ограниченными возможностями.

Научить детей справедливо относиться к уязвивым людям, развитие способности представлять себя в их положении.

Обобщить знания, полученные на занятиях курса, сделать выводы о ценности здоровья и здорового образа жизни каждого человека.

7 класс

Тематика классных часов «Ваши права».

Цели курса:

  1. Формирование основных правовых знаний.

  2. Воспитание ценностного отношения к нормам права и их выполнению.

  3. Развитие правовой культуры обучающихся.

№ п/п

Кол-во час.

Название темы классного часа.

1.

1.

Соглашение учеников класса «Мы договорились, что…»

2.

1.

Индивидуальность кому и зачем она нужна.

3.

1.

Права ребёнка6 ответственность и взаимоотношения. Конвенция жизненно необходима детям.

4.

1.

Имя как источник самобытности и достоинства.

5.

1.

Дети нуждаются в защите от побоев и обид. Всеобщая декларация прав человека.

6.

1.

16 - День толерантности.

7.

1.

Люди рождены свободными и равными в своих правах. Статьи № 1,2,3. «Мы свободные люди» Статья №4.

8.

1.

Жестокому обращению - нет. Статья №5. Мы все под защитой закона. Статьи №6,7,8. Знакомство со статьями № 9,10,11.

9.

1

Неприкосновенность жилища. Статья №12. Свободное место проживания. Статьи №13,14,15.

10.

1.

Семья под защитой государства. Статья 16. Неприкосновенность имущества. Статья №17.

11.

1.

Уважение к религиозному многообразию. Статья №18. Знакомство со статьями №19,20.

12.

1.

Воля народа - основа власти правительства. Статья 21. Знакомство со статьёй №22.

13.

1.

Право на труд. Статья №23(1,2) Трудовые организации. Статья №23(3,4)

14.

1.

Право на отдых. Статья №24. Знакомство со статьёй №27(1,2)

15.

1.

Соцзащита. Что это такое? Статья №25(2)

16.

1.

Право на образование. Статья №26(1,3) Знакомство со статьёй №27(1,2)

17.

1.

Защита прав и свободы человека. Статья №28.

18.

1.

Мои обязанности перед обществом. Статья №29 Практическое занятие: «Я рисую дом своей мечты».

8 - 9 классы.

Тематика классных часов: «Мы разные, но мы вместе».

№ п/п

Кол-во час

Тематика классных часов

Цели занятия.

1.

1.

Классный час в игровой форме «Права ребёнка»

Повторить основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

2.

1.

Умеем ли мы общаться друг с другом.

Показать роль общения в жизни каждого человека, способствовать развитию компетентности школьников в сфере общения как проявления их активности.

3.

1.

Личность и общение.

Показать, как на общение влияет индивидуальность человека.

4.

1.

Человек в обществе: главные ценности.

Определить главные человеческие ценности - жизнь, свободу, здоровье, достоинство. Показать как Конституция защищает эти ценности.

5.

1.

Конфликт и выход из него.

Показать причины возникновения конфликта, отметить значение роли посредничества.

6.

1.

16 ноября - День толерантности.

Развитие правовой культуры обучающихся.

7.

1.

20 шагов толерантности.

Развитие таких качеств, как взаимопонимание и единство в принятии решений.

8.

1.

Круглый стол: «Юный правовед».

Развивать активную гражданскую позицию, развивать аналитическое мышление.

9.

1.

Твоя жизненная траектория. Как сделать выбор?

Повышение психологической активности молодого человека в процессе постоянно меняющейся социальной действительности.

10.

1.

Толерантность и мы.

Развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приёмов этических форм общения и творческого их использования с учётом обстановки.

11.

1.

Познай самого себя.

Изучить методы самоконтроля.

12.

1.

Толерантность: мы разные, но мы вместе.

Практическая работа: «В мастерской художника».

Способствовать формированию толерантного мышления, активной жизненной позиции, уважительного отношения к представителям другой национальности.

13.

1.

Конкурс рисунка: «Какого цвета толерантность?»

Формирование социально значимых способностей личности.

14.

1.

Уважение и понимание - основа терпимости.

15.

1.

Конкурс рисунка: «Мы за здоровый образ жизни»

16.

1.

Обобщающий классный час. Создание «Дерева дружбы», на котором будут расти плоды наших хороших поступков.

Обобщить знания, полученные в течении года, подвести итог.

17.

1.

Праздник детства «Все дети на большой планете….»




3 этап информационно - обобщающий.

  1. Осуществление сотрудничества педагогов, обучающихся, их родителей и социальных партнёров по работе над проектом.

  2. Обобщение и презентация опыта работы по завершению проекта.

  3. Определение перспектив дальнейшего развития.

5.Система управления проектом.

С целью реализации федеральной целевой программы по формированию установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе во всех школах должна быть разработана программа, ориентированная на создание условий формирования культуры толерантности у педагогов, родителей и обучающихся.

Повышение культуры толерантности участников образовательного процесса должно осуществляться по следующей схеме.



  1. Создание информационного поля обеспечивается:

Для педагогов через:

  • теоретические семинары;

  • педагогические чтения;

  • систему открытых уроков по проблеме;

  • индивидуальную работу членов администрации с учителями школы.

Для обучающихся через:

  • систему бесед;

  • уроки;

  • внеклассную работу;

Для родителей через:

  • родительские конференции;

  • родительские собрания.

Формирование информационного поля осуществляется по цепочке:

Обучающиеся











Родители

Педагоги

Администрация школы



  1. Формирование общественного мнения и индивидуальных установок осуществляется через обращение к проблеме и создания информационного поля, а также через систему индивидуальной работы с педагогами школы, обучающими и их родителями и систему психологического тренинга.

  2. Поведенческие действия ученического и педагогического коллектива школы.

  • организация акций милосердия;

  • разработка системы тренинговых занятий;

  • воспитательная работа с обучающимися.





  1. Инновационное обеспечение проекта «Алмаз души».

Формирование толерантного сознания и социальной конструктивности обучающихся и педагогов.

Инноватика в организации УВП

Инноватика в содержании учебных предметов.

Инноватика в преподавании.

1.Проект включает в себя:

- тренинг развития обучающихся, направленный на снижение интолерантности поведения;

- занятия по правовой культуре и правам ребёнка;

- работу учителя по формированию информационного пространства по теме толерантности;

- работа с родителями.

2.Воспитание обучающихся средствами внеклассной работы:

- знакомство обучающихся с культурными и языковыми традициями народов проживающих на территории Усть - Ишимского района;

- проведение утренников и праздников, посвящённых культурному наследию этих народов;

- участие участников образовательного процесса в днях национальной культуры, проводимых в Усть - Ишимском районе.

1. Использование авторской программы по ИЗО «Формирование толерантной культуры обучающихся на уроках изобразительного искусства».

2. Применение психотренинговых занятий, направленных на формирование толерантных форм поведения.

3. Разработка системы уроков с использованием тренинга.

1. Внедрение в преподавание предметов гуманитарного цикла элементов технологии и развития критического мышления средствами чтения и письма.

2. Использование проектной деятельности в обучении.


  1. Предполагаемые результаты.

Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для общества, в котором подрастают наши дети. В мире, где взаимопроникновение различных культур принимает всё большие масштабы, обучение ценностям и навыкам «жизни сообща» стало первоочередной задачей воспитания. Формирование толерантного сознания и поведения детей возможно лишь при условии понимания толерантности взрослым населением.

На мой взгляд, наиболее точное и ёмкое понятие дал А.Г. Осмолов - «толерантность - это искусство жить в мире непохожих людей и идей».

Для всех нас очень важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами.

Успешная реализация проекта «Алмаз души» научит нас:

  1. быть более толерантными;

  2. саморазвитию и личностному росту;

  3. ставить себя на место других;

  4. не осуждать других по мелочам;

  5. видеть шире:

- замечать мелочи и тонкости;

- замечать особенности ситуации;

6. подключать интуицию и воображение;

7. расширять свой круг общения;

8. знакомиться с другими культурами (традициями);

9. общаться с представителями других культур;

10. улучшить самоконтроль;

11. умению молчать, когда говорят другие и внимательно слушать;

12. сопереживать;

13. быть активным и искренним.

Разработав проект «Алмаз души», я рассчитываю на открытый диалог и на расширение круга людей, активно содействующих превращению толерантности в норму жизни для граждан России, всех людей на Земле, мечтающих о культуре понимания, уважения и достоинства.









  1. Смета расходов по проекту.


Материалы

Количество

Цена (рублей)

Сумма (рублей)

1.

Бумага для офисной техники «Снегурочка».

1 упаковка

150

150

2.

Принтер струйный.

1

3200

3200

3.

Картридж цветной

1

800

800

4.

Картридж чёрный

1

800

800

5.

Набор кисточек

1

67

67

6.

Краски акварельные

5

150

150

7.

Гуашь

5

250

250

8.

Клей ПВА - М

5

80

80

9.

Ватман

10

80

80

10.

Методическая литература по психологическому тренингу с подростками.

5

500

500

11.

Видиотека по вопросам толерантности и конфликтам.

5

200

200


Итого



6277



Список использованной литературы.



  1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских.-М.: Инфра - М,1997.

  2. Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте /Под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд. М.: Издательский центр «Академия», 1997.

  3. Корнева Т.А.. Внеклассные мероприятия по обществознанию. Издательство «Глобус» 2008 год. с. 252.

  4. Лидерс А.Г.. Психологический тренинг с подростками. Москва. 2001 год.

  5. Луковицкая Е.Г. Неопределёность и толерантность - психологическое определение. Новгород, 1996. с.16

  6. Рыбакова М.М.. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

Москва. Просвещение. 1991 год.

  1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Программа формирования психологического здоровья у младших школьников. М.: Генезис, 2001.

  2. . Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, ИТ, 1999.

  3. Чернышев А.С.. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. Москва. 2001 год.




Приложение №1

Диагностика определения толерантного мышления.

Я провела опрос 10 старшеклассников МОУ «Слободчиковская ООШ»

Цель опроса - определить наличие толерантного мышления у обучающихся, их позицию в отношении возможных вариантов прекращения насилия на национальной почве и необходимости осуществления проекта «Алмаз души».

Социологический опрос на тему «Толерантность: мы разные, но мы вместе».

  1. Есть ли у тебя друзья другой национальности?

А) да;

Б) нет.

  1. Как ты относишься к людям другой национальности?

А) хорошо;

Б) безразлично;

В) ненавижу.

  1. В твоём селе существуют проблемы межнациональных отношений?

А) да;

Б) нет.

  1. Что нужно сделать, чтобы остановить насилие на национальной почве?

А) развивать культуру межнационального общения;

Б) воспитывать толерантность в школе;

В) изучать обычаи и традиции представителей другой национальности;

Г) ужесточить наказание за разжигание национальной вражды.

  1. Твоё отношение к теме: «мы разные, но мы вместе».

А) было интересно, узнал много нового;

Б) было интересно, но ничего нового не узнал;

В) мне всё равно.

6. Как ты оцениваешь своё участие в этом мероприятии?

А) я доволен собой;

Б) я собой недоволен;

В) никак не оцениваю.

7. Оцени необходимость изучения толерантности, её принципов, воспитания чувства солидарности и развитию навыков конструктивного общения (в баллах).

А) 10 - высший балл;

Б) 6 - средний балл;

В) 2 - низший балл.

Результаты опроса свидетельствуют о том, что большинство анкетируемых имеют друзей другой национальности и относятся к ним хорошо. Значительная часть респондентов полагает, что остановить насилие на национальной почве можно, если воспитывать толерантность в школах (40%); изучать обычаи и традиции представителей других национальностей (20%); развивать культуру национального общения (30%); ужесточить наказание за разжигание национальной вражды (10%). Все обучающиеся проявили интерес к предложенной теме, считая, что это интересно. Оценили необходимость работы по проекту на высший балл 70% обучающихся; 20% - на средний балл, 10% на низший балл, т.е. они не видят в этом необходимости.

Тема толерантности всё ещё злободневна. Она вызывает истинный интерес, способствует саморазвитию и самореализации личности, формирует активную жизненную позицию, правовое сознание личности, её толерантное мышление.








© 2010-2022