- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час по теме: «Конфликты. Как понять других?»
Классный час по теме: «Конфликты. Как понять других?»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева А.А. |
Дата | 14.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Этический классный час
«Конфликты: как понять других»
Цель занятия: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов обучающихся и выстроить модель адекватного поведения.
Задачи:
-
Уяснить сущность понятия «конфликт»;
-
Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов обучающихся;
-
Оценить развитие стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель.
Форма проведения: этическая беседа.
Ход проведения:
Этапы
Деятельность классного руководителя
Деятельность обучающихся
Определение темы
- Ребята, прежде чем определить тему нашей беседы, я хочу показать отрывок мультфильмы Владимира Сутеева «Яблоко».
Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?
Хорошо. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? На какую тему? (Ответы ребят.)
Правильно. Из этой детской сказки мы можем увидеть, как из ничего может возникнуть конфликт. Итак, тема нашей встречи: Конфликты: как понять других.(1 слайд)
Просмотр видео.
Ребята отвечают.
Определение понятия «Конфликт»
Ребята, как показывают выборочные беседы с учащимися, сегодня тема: «Конфликты», на острие проблемы. Для меня она тоже актуальна. А у вас возникают проблемы, конфликты и с кем?
- Давайте разберемся, с понятием «конфликт». Задумайтесь, вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными ситуациями. Закончите предложение «Конфликт - это…» (несколько ребят отвечают).
- А в это время одна из групп найдет определение этого понятия в энциклопедии.(слайд 2)
Дают ответы от каждой группы.
Одна из групп находит определение в энциклопедии.
Записывают определение в буклеты.
(Слайд 3)Уильям Линкольн дает такое определение «Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона».
Итак, конфликт - это разногласие, в основе которого лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.
Выявление источников конфликтов
- По поводу чего возникают конфликты? Назовите какие-либо ситуации.
(Слайд 4)
Называют ситуации.
Выявление причин конфликтов
- Мы видим, что проблем немало.
- Давайте разберемся, а почему же происходят конфликты, выявим их причины.
(Слайд 5).
На основе названных ситуаций выявляют причины конфликтов
Выявление способов разрешения конфликтов, качеств, значимых в конфликте.
- Можно ли избежать конфликтов? А если конфликт все же произошел, то необходимо ли его разрешить, снять его остроту?
Давайте предложим способы решения названных конфликтных ситуаций.
(Слайд 6).
Называют. (Например, подавлять гнев, сдержаться,
слушать и слышать, договориться, аргументировано убедить, найти компромисс и др.)
- Давайте подумаем и назовем качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.
(Слайд 7)
- Запишите названные качества в ваши буклеты и оцените их по отношению к себе по 5 бальной шкале.
(«Да» - 5 балла, «Скорее да, чем нет» - 4 балла, «Иногда» - 3 балла, «Скорее нет, чем да» - 2 балла, «Нет» - 1 балл) - (Слайд 8)
- Задумайтесь, может быть вам стоит развить в себе какие либо качества, которые помогали бы вам не вступать в конфликты, а при возникновении разногласий помогали находить компромисс.
Называют качества и умения.
Фиксируют названые качества в буклеты.
(Например, умение слушать другого, выдержка, сдержанность в эмоциях, терпение, красноречие, способность себя поставить на место других, понимание другого, мудрость, убедительность, самоконтроль, умение прощать).
- Хочу поделиться с вами главным секретом успешного преодоления конфликтных ситуаций, который всегда вам поможет найти компромисс. И этот секрет в том, что людям необходимо слушать и слышать друг друга.
Хочу познакомить вас с некоторыми приемами эффективного слушания: (Слайд 9)
-
Дайте возможность собеседнику высказаться,
-
Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями,
-
Покажите собеседнику, что вы его понимаете,
-
Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.)
Рефлексия
Подведение итогов
- Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.
Две группы получают описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Две другие будут экспертами и оценят поведение в конфликтной ситуации и его решение.
Ситуация 1: Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.
Ситуация 3: Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.
Через 3 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.
- Итак, ребята, я вижу, вы усвоили, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.
Я предлагаю досмотреть мультфильм.
Герои мультфильма решили конфликт тоже с помощью компромисса.
У каждой группы на столах лежат смайлики 3 цветов. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.
«ДА» - красный.
«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый
«НЕТ» - черный
Наклейте смайлики на оценочный лист и представьте его классу.
Хочется завершить наше занятие словами Ульяма Джеймса: «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание».(10 Слайд)
Обыгрывают ситуации
Просмотр мультфильма.
Самооценка учащихя