Классный час по теме: «Конфликты. Как понять других?»

Цель занятия: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов обучающихся и выстроить модель адекватного поведения.   Задачи: 1.        Уяснить сущность понятия «конфликт»; 2.        Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов  обучающихся; 3.        Оценить развитие стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель.   Форма проведения: этическая беседа. Формула успешного решения школьных конфликтов 1.                Доброжелательность. 2.                Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга. 3.                Тактичность. 4.                Разговор по существу. 5.                Поиск компромисса 6.                Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения 7.                Соблюдение чужого персонального пространства 8.                Правильный выбор роли 9.                Умение слушать и слышать друг друга 10.           Справедливость.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Этический классный час

«Конфликты: как понять других»

Цель занятия: выявить признаки конструктивного разрешения конфликтов обучающихся и выстроить модель адекватного поведения.

Задачи:

  1. Уяснить сущность понятия «конфликт»;

  2. Выявить источники и психологические механизмы типичных конфликтов обучающихся;

  3. Оценить развитие стратегии поведения в конфликте и выстроить собственную модель.

Форма проведения: этическая беседа.


Ход проведения:

Этапы

Деятельность классного руководителя

Деятельность обучающихся

Определение темы

- Ребята, прежде чем определить тему нашей беседы, я хочу показать отрывок мультфильмы Владимира Сутеева «Яблоко».

Скажите, пожалуйста, что же произошло между героями сказки?

Хорошо. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем вести разговор? На какую тему? (Ответы ребят.)
Правильно. Из этой детской сказки мы можем увидеть, как из ничего может возникнуть конфликт. Итак, тема нашей встречи: Конфликты: как понять других.(1 слайд)

Просмотр видео.

Ребята отвечают.



Определение понятия «Конфликт»

Ребята, как показывают выборочные беседы с учащимися, сегодня тема: «Конфликты», на острие проблемы. Для меня она тоже актуальна. А у вас возникают проблемы, конфликты и с кем?

- Давайте разберемся, с понятием «конфликт». Задумайтесь, вспомните свои ощущения, связанные с конфликтными ситуациями. Закончите предложение «Конфликт - это…» (несколько ребят отвечают).

- А в это время одна из групп найдет определение этого понятия в энциклопедии.(слайд 2)

Дают ответы от каждой группы.

Одна из групп находит определение в энциклопедии.

Записывают определение в буклеты.

(Слайд 3)Уильям Линкольн дает такое определение «Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что ее интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона».

Итак, конфликт - это разногласие, в основе которого лежит несовместимость взглядов, интересов и потребностей.

Выявление источников конфликтов

- По поводу чего возникают конфликты? Назовите какие-либо ситуации.

(Слайд 4)

Называют ситуации.

Выявление причин конфликтов

- Мы видим, что проблем немало.

- Давайте разберемся, а почему же происходят конфликты, выявим их причины.

(Слайд 5).

На основе названных ситуаций выявляют причины конфликтов

Выявление способов разрешения конфликтов, качеств, значимых в конфликте.

- Можно ли избежать конфликтов? А если конфликт все же произошел, то необходимо ли его разрешить, снять его остроту?

Давайте предложим способы решения названных конфликтных ситуаций.

(Слайд 6).

Называют. (Например, подавлять гнев, сдержаться,

слушать и слышать, договориться, аргументировано убедить, найти компромисс и др.)

- Давайте подумаем и назовем качества и умения, необходимые для успешного разрешения конфликтов.

(Слайд 7)

- Запишите названные качества в ваши буклеты и оцените их по отношению к себе по 5 бальной шкале.

(«Да» - 5 балла, «Скорее да, чем нет» - 4 балла, «Иногда» - 3 балла, «Скорее нет, чем да» - 2 балла, «Нет» - 1 балл) - (Слайд 8)

- Задумайтесь, может быть вам стоит развить в себе какие либо качества, которые помогали бы вам не вступать в конфликты, а при возникновении разногласий помогали находить компромисс.


Называют качества и умения.

Фиксируют названые качества в буклеты.

(Например, умение слушать другого, выдержка, сдержанность в эмоциях, терпение, красноречие, способность себя поставить на место других, понимание другого, мудрость, убедительность, самоконтроль, умение прощать).

- Хочу поделиться с вами главным секретом успешного преодоления конфликтных ситуаций, который всегда вам поможет найти компромисс. И этот секрет в том, что людям необходимо слушать и слышать друг друга.

Хочу познакомить вас с некоторыми приемами эффективного слушания: (Слайд 9)

  • Дайте возможность собеседнику высказаться,

  • Сосредоточьтесь на том, что он говорит, не вмешивайтесь в его речь своими замечаниями,

  • Покажите собеседнику, что вы его понимаете,

  • Попытайтесь вместе с ним определить, что следует сделать. Лучше, если это будут «пошаговые» действия (во-первых, во-вторых и т.д.)






Рефлексия

Подведение итогов

- Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям.

Две группы получают описание конфликта и задание найти такое его решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон. Две другие будут экспертами и оценят поведение в конфликтной ситуации и его решение.

Ситуация 1: Ты хочешь сегодня подольше гулять, а родители не разрешают, между вами возникла конфликтная ситуация.

Ситуация 3: Ты любишь смотреть громкую музыку, а родители предпочитают тишину в доме, по этому поводу у тебя с ними часто возникают конфликты.

Через 3 минут группы представляют свои варианты решения конфликтов.

- Итак, ребята, я вижу, вы усвоили, что большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, то есть такого решения, когда каждая сторона идет на частичные уступки ради общего удобства.

Я предлагаю досмотреть мультфильм.

Герои мультфильма решили конфликт тоже с помощью компромисса.

У каждой группы на столах лежат смайлики 3 цветов. Считаете ли вы обсуждение данной темы полезной, изменит ли оно ваше поведение в конфликтной ситуации.

«ДА» - красный.

«СОМНЕВАЮСЬ» - зеленый

«НЕТ» - черный

Наклейте смайлики на оценочный лист и представьте его классу.

Хочется завершить наше занятие словами Ульяма Джеймса: «Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимание».(10 Слайд)

Обыгрывают ситуации





Просмотр мультфильма.


Самооценка учащихя



© 2010-2022