Статья - размышление на тему: Моя педагогическая философия

Высказывания на тему воспитания подрастающего поколения. В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» мальчик  Кай должен был собрать из кусочков льда слово «вечность». И вот уже осталось несколько осколков, но ….. Пришла девочка Герда и своими слезами растопила лед в сердце брата. Слово «вечность» осталось не собранным. Я всегда думала, а если бы Герда опоздала на несколько мгновений, то, что было бы дальше? Пытливый ум ребенка не хотел мириться с таким финалом. Но сейчас, повзрослев, я понимаю ин...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Моя педагогическая философия

Седова Ирина Анатольевна - учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №1 г.Ворсма Павловского района Нижегородской области


Время - гений.

Статья - размышление на тему: Моя педагогическая философия

Время - гений, как сказал поэт,

Время нашей скорбной жизни гений.

Время вспять не повернуть нам, нет.

Признаем мы это, к сожалению

В сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева» мальчик Кай должен был собрать из кусочков льда слово «вечность». И вот уже осталось несколько осколков, но ….. Пришла девочка Герда и своими слезами растопила лед в сердце брата. Слово «вечность» осталось не собранным. Я всегда думала, а если бы Герда опоздала на несколько мгновений, то, что было бы дальше? Пытливый ум ребенка не хотел мириться с таким финалом. Но сейчас, повзрослев, я понимаю интригу автора. Он заставил задуматься многих читателей о том, а что бы произошло, если бы слово было сложено? Слово вечность созвучно со словом время.

Мое философское отношение к жизни, работе, поступкам других родилось не сразу. Были боль утрат, разочарования, разбитые надежды … И слова мамы: «Время лечит». Я сейчас понимаю, что время не только лечит, время правит миром. Сравнивая себя школьницу - непокорную, сомневающуюся, никогда не бывшую примером для подражания, с той, которая работала несколько лет в школе старшей пионерской вожатой, когда горела и я, и мои пионеры, сравнивая с собой теперешней - повзрослевшей, накопившей жизненный опыт, я понимаю - время меня испытало, изменило, дало мудрость жизни. Самое главное, что я поняла - я хочу быть чуточку лучше других, созидать, а не разрушать, оберегая тонкую детскую психику. Со временем я живу в ладу.

Вот пришли ко мне малыши - 5 класс. Какая у них философия? Самое главное для них - чувство СПРАВЕДЛИВОСТИ. Ну и я по мере возможности стараюсь не дать угаснуть этому огоньку.

Дальше - больше - появляется стремление к ПОЛЬЗЕ. Все в жизни должно приносить какую - нибудь пользу - и я, как добрая фея помогаю разобраться в пользе материальной и духовной, что преходяще, а что вечно.

Приходит и стремление к ДОБРОТЕ. Какая разная у детей доброта! Мне поставили «отлично», а учитель одну ошибочку не заметил. Он добрый. А вот эта учительница все заметила, поставила «два». Она злая! Разбираемся в понятиях «добрый» и «добренький». Как «быть» и «казаться».

Время неумолимо мчит вперед и вот у повзрослевших детей появляется стремление к КРАСОТЕ. Это нельзя даже объяснить словами. «Катьку все мальчишки любят, ведь она красивая!» - и море слез, обид. Моя задача, выявить в каждом свою изюминку, показать разницу красоты внешней и внутренней, подбодрить, утешить и … колесо времени мчит нас дальше.

С возрастом все чаще дети задумываются о СВОБОДЕ, Как же можно жить, во всем подчиняясь родителям? Ведь я свободен, я имею права! Приходится объяснять, что не только права, но и обязанности существуют в мире. И с родителями можно договориться, найти «золотую середину» в отношениях. В старших классах появляется стремление к ГОСПОДСТВУ. Я - сильнее, умнее, лучше, богаче, значит я прав. А остальные должны мне подчиняться! Как нужно тонко подойти, не обидеть, не унизить, но и дать понять, что на всякую силу найдется другая сила, а создать взаимоотношения на угрозах, приведет к их недолговечности.

Как достучаться до каждого ребенка? Каким образом прививать эти ценности, складывать кусочки мозаики? А в этом и есть мой педагогический инструментарий. Применение новых технологий, форм, методов обучения.

Ведь я по натуре экспериментатор. Сколько методов, приемов, технологий я разработала с ними. « В начале было слово!» Да, я согласна на 100 %. Речь учителя может волновать, вызывать протест, желание спорить, доказывать свое мнение, но не оставлять равнодушными. Мои методы просты и доступны, я не даю готовых ответов. Хочу научить ребят думать, аргументировать, вступать в диалог.

И вот, наконец, стремление к ИСТИНЕ. Именно в истине формируются те нравственные качества, которые я закладываю в детей в течение моей педагогической деятельности. Как найти истину? У каждого своя истина? А в чем истинное предназначение человека? Когда мои ученики задают себе и мне эти вопросы, я горжусь ими. Я спокойна. Время подскажет им, где истина, где ложь, как в ней разобраться и найти свою дорогу. Я посеяла зерно сомнения, указала дорогу, а пойти по дороге должен каждый самостоятельно.

Дни казалось медленно идут,

Расставанья мы совсем не ждали,

Мы любили, верили, мечтали

Но у времени характер крут…

И вот приходит миг расставанья - 11 класс. Взрослые, разумные, желающие развиваться дальше дети. Я достигла цели - стремление к самосовершенствованию есть! Ура! Мозаика сложилась! Перефразируя Ф.М.Достоевского, я скажу: «Истина спасет мир».

Именно мозаика возникает предо мной, когда я размышляю о философии учителя. Моя цель - чтобы у каждого ребенка сложилась своя, уникальная мозаика. А я ему должна помочь, из каких кусочков ее нужно собрать, а какие отбросить за ненужностью. Как уловить - у кого собралась мозаика, у кого нет? Урок прошел, а где его результат? Мне хотелось бы, чтобы мои ученики усвоили фундаментальные ценности, свойственные любой эпохе. Время формирует личность, а моя задача, помочь найти тропинку Добра которая ведет к пониманию и принятию СПРАВЕДЛИВОСТИ, КРАСОТЕ, СВОБОДЕ, ГОСПОДСТВУ, ПОЛЬЗЕ и к ИСТИНЕ!

Пока звучит музыка времени, пока как педагог я чувствую себя востребованной, пока мое сердце бьется в унисон с ребячьими сердцами - я хочу творить. Но бывают мгновения, когда все валится из рук, класс не постигает мою философию. Но это все временно. Все преходяще. Завтра все будет по - другому. Ведь время - гений!

4

© 2010-2022