Методическая разработка Место в тени

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: Методика проведения игры « Место в тени»

Практическое занятие.



Автор: Королёва Наталья Геннадьевна

МКОУ «Кегультинская СОШ»

учитель географии

359110 Калмыкия, Кетченеровский р-н, п.Кегульта,ул.Центральная,1






Методика проведения игры « Место в тени»

Объяснительная записка.


Методика проведения игры «Место в тени» применяется в организации летнего отдыха учащихся (пришкольный лагерь, летние площадки и лагеря). Проведение игры не требует больших затрат и выезда за пределы территории лагеря. А также игру можно использовать во время похода.

Цель: научить учащихся как выжить в условиях жаркого климата.

Задача: научить участников игры использовать нетрадиционные методы для выживания в жарких природных зонах (степях, пустынях);

снятие психологических стрессов в сложных ситуациях;

популяризация туристско-краеведческой деятельности среди учащихся и

работников образовательных учреждений;

использование туризма как средства укрепления здоровья;

повышение туристского мастерства.

организация безопасного отдыха детей. Возраст детей 10-14 лет.

Формы и методы: КТД, игра.

Тематическое содержание

В ходе игры вырабатываются следующие знания, умения и навыки: знания о действии солнечных лучей на организм, умения защищать своё тело от солнечных лучей (жары) с помощью подручного материала;

Методика игры.


Определяются «Шаги выживания». Деление на группы. С каждой группой работает обученный инструктор - старшеклассник.

Шаг1: « Одежда в степи»


Первое желание человека - снять с себя одежду. Это первый шаг навстречу своей гибели.

Исследования показали, что при температуре +38С потери воды потоотделением у человека, сидящего без одежды под лучами солнца, составляют 800г/ч. У того же человека уже в одежде - 580 г/ч, а у сидящего в одежде в тени потоотделение снижается до 300 г/ч. Разница очень существенная.

Создать головной убор арабских кочевников - куфию.

Изготавливаем из запасной рубашки, подкладки пиджака. Квадрат материала разрезается по диагонали на два равных треугольника. Первый треугольник набрасывается на голову, как косынка. Углы его скручиваются до тех пор, пока ткань не «облепит» затылок. После этого скрученные жгутом концы укладываются сверху двумя кольцами и связываются сзади узлом. Причём укладка начинается спереди навстречу друг другу, чтобы наибольшая толщина «кольца» располагалась надо лбом. Сверху на «кольцо» укладывается второй треугольник, который повязывается любой верёвкой, шнурком или проволокой вокруг головы. Свободно свисающие концы верхнего треугольника прикрывают от солнечных лучей шею, плечи, уши. Чтобы защитить глаза и лоб, можно вытянуть вперёд ткань верхнего треугольника, чтобы получился своеобразный козырёк. Низ лица затеняется подвёртыванием свободно свисающих концов куфии.

Они же защищают дыхательные пути от поднятых сильным ветром пыли и песка: достаточно плотно обернуть лицо тканью. Если есть лишняя вода можно

связав концы куфии на затылке, очень полезно смочить внутреннюю часть («кольцо). Это на несколько часов обеспечит на голове тепловой комфорт, создаст микроклимат, позволяющий легко переносить сильную жару.


Шаг2 : « Устройство убежищ»


Этот шаг сооружение «крыши», устройство убежища даёт возможность создать тень. Естественную тень в степи. Пустыне найти практически невозможно. Тень от растительности разрежена. В полуденные часы от солнца защитит только тент. Тент рекомендуется устанавливать до восхода солнца или впервые часы после него, пока поверхность почвы не нагрелась. Солнцезащитный тент снижает потери воды в организме почти вдвое!

Простейший тент представляет кусок ткани, наброшенный сверху на куст и подвязанный в нескольких местах к веткам. Можно растянуть тент над небольшой ямой - углублением в почве или наискосок, вдоль обрыва бархана.

Закрепить тент лучше, привязав с помощью верёвочных оттяжек к веткам кустов или котелку, обуви, плотно набитому песком носку, закопанным в грунт на полуметровую глубину.

Ещё большую защиту от жары, особенно когда температура воздуха(а значит, и ветров) превышает +40С, дают земляные убежища типа пещер, нор, навесов.

Рыть пещеры следует возле растения. Причём чем их будет больше вокруг, тем крепче будут стоять стены пещеры. При выборе места необходимо учитывать положение и движение солнца: пещера, выкопанная с южной или западной стороны от растения, очень скоро окажется в лучах солнца, а с северо-востока почти весь световой день будет в тени, кроме того, человека будет прикрывать срез пещеры. «Подрываться под дерево следует осторожно, стараясь не обрывать корневые отростки, которые держат почву. Начало ямы лучше вырывать руками, а вот углублять пещеру допустимо только с помощью ног. Человек, оказавшийся в глубокой норе в положении вниз головой, при её разрушении может просто задохнуться, заваленный толстым слоем песка.

Удобна вырытая возле куста глубокая ниша с нависающим козырьком с северо-восточной стороны. Причём она будет глубже, тем в ней будет прохладней.

На строительство пещер и ниш уходит 15-30 мин.

Домик - укрытие из жердин, веток, дёрна и глины. Для этого следует связать из веток примитивный каркас и обложить его возможно большими по размеру полосами дёрна, «сшивая» их друг с другом тонкими ветками. При отсутствии дёрна близко расположенные друг к другу ветки можно обмазывать глиной или даже грязью, которые, подсохнув, образуют стены.


Шаг3: « Живительная влага»

Без пищи человек может прожить долго, но без воды - всего несколько дней. Туристы редко берут с собой большие запасы воды, надеясь пополнить её запасы из рек, ручьев и озер. Но ситуация может сложиться так, что открытой воды поблизости просто не окажется. В этом случае придется её разыскивать, а, возможно, и добывать грунтовую воду, залегающую на незначительной глубине. И верными помощниками туристов станут растения, которые точно укажут наличие воды и помогут определить её качество. Люди давно научились пользоваться «подсказками» растений при поисках воды, это было жизненно необходимо не только в путешествиях, но и при выборе места для жилья и рытья колодцев. Современная наука делит растения по отношению к влаге на три основные экологические группы: гигрофиты, мезофиты и ксерофиты. У гигрофитов самые высокие требования к воде, поэтому они селятся у болот, берегов рек и озер, на влажных участках лугов и лесов, где недалеко от поверхности залегают грунтовые воды. Без большого количества воды они быстро вырождаются, так как привыкли потреблять воду «не экономя». Эти растения обладают разветвленной корневой системой, но располагается она на небольшой глубине от поверхности почвы. Гигрофиты имеют крупные сочные стебли и листья, выделяющиеся яркой окраской и свежестью. Наличие таких растений показывает, что близко под ними находятся грунтовые воды. Из наиболее известных гигрофитов можно назвать рогоз широколистный, аир обыкновенный, тростник, камыш лесной, лох узколистный (маслинка), череду трехраздельную, лютик ползучий и др. Растения, которые предпочитают умеренное увлажнение, называются мезофитами. К этой группе относится большинство растений наших лесов и полей, но в поиске воды они нам помощи не окажут. Напротив, растения степей и пустынь могут подсказать, где искать воду, ведь только благодаря её наличию они могут расти и плодоносить. Эти растения относятся к группе ксерофитов. Они имеют длинную корневую систему, зачастую уходящую вглубь на 20-30 метров. Их ветви и листья приспособились к минимальному испарению влаги и отражению солнечного света. Среди ксерофитов нас особенно заинтересуют так называемые растения-насосы (фреатофиты), которые корнями достигают уровня подземных вод. К растениям, которые уверенно выживают в засушливых условиях, принадлежат саксаул, верблюжья колючка, солодка, тамариск, сарсазан, чий и др. Любопытно, что растения группы фреатофитов растут не только в засушливых районах. К ним относятся и широко распространенные в средней полосе ива белая, лох узколистный, осокорь, солодка голая и др. Корни у них не такие длинные, как в степных условиях, но обязательно достигают расположения грунтовых вод. Там, где они растут, люди традиционно копали колодцы. Стоит учесть, что многие растения указывают не просто на наличие подземных вод, а на то, что вода пресная и пригодная для питья. Ива, тополь, лох, всегда растут над пресной водой. Чтобы не ошибиться, стоит обратить внимание на наличие нескольких растений, так как отдельные виды хорошо переносят высокую минерализацию, например тростник обыкновенный. Поэтому рядом с тростником должен расти рогоз и злаковые растения, не выносящие засоления. Растения помогут найти грунтовые воды, залегающие на незначительной глубине. Чтобы добраться до воды в этом случае можно воспользоваться лопатой, топором, любыми подручными средствами, позволяющими выкопать ямку. Если вода хорошо наполняет ямку, то её надо несколько раз отчерпать и дать отстояться. Перед употреблением воду желательно профильтровать (для этого подойдет любая ткань) и вскипятить. Возможно и применение для обеззараживания специальных химикатов. Простейший способ - добавление йода (2 капли 5-процентной настойки на литр) или нескольких кристалликов марганцовки. Если найти воду не удалось, можно «попросить» её у растений. Один из простейших способов получения питьевой воды от растений - сбор испаряющейся влаги. Для этого на ветку дерева или сочный травянистый стебель надевают полиэтиленовый мешок, который плотно завязывается и наклоняется дном вниз. Испаряющаяся из листьев вода будет конденсироваться на стенках мешка и стекать на его дно. Если использовать несколько мешочков, можно собрать воду, достаточную для утоления жажды. Воду нужно пить маленькими глотками и долго держать в полости рта.

Чтобы запастись водой, не ждите, когда она закончится. Некоторое количество воды берегите как аварийный запас, а по мере передвижения ищите новые источники.

Природа всегда готова помочь туристу найти воду в поле и в лесу, только надо научиться пользоваться её подсказками.

Подведение итогов. Демонстрация результатов.





Список литературы

1.Баленко С.В. Школа выживания.- М.; 1994

2. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды.- М.: 2Мысль»,1980

3. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения. - М.: «Вече», 1997.

4. Ильин А. Школа выживания в природных условиях.-М.6 «ЭКСМО» 2002.

5. shkolazhizni.ru/archive/0/n-19388/






© 2010-2022