Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: Толерантность

    Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Толерантность»   Содержание методической разработкивоспитательного мероприятия на тему: «Толерантность» раскрывает актуальные проблемы выстраивания межличностных отношений в процессе адаптации в  новых условиях образовательного пространства.  Главная цель воспитательного мероприятия заключается в том, чтобы  создать условия для осознания обучающимися сущности и содержания  понятий: « толерантность», «толерантная личность», «интол...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка воспитательного мероприятия на тему: «Толерантность»

Пургина Н.А.


Цели:

  1. Создать условия для осознания обучающимися сущности и содержания понятия «толерантность», основные характеристики толерантной и интолерантной личности.

  2. Способствовать развитию способности обучающихся адекватно и полно познать себя и других людей.

Задачи:

  1. Дать обучающимся возможность оценить степень своей толерантности.

  2. Развитие внимания, памяти, творческого внимания обучающихся.

  3. Воспитание чувства коллективизма, сплоченности, способности развитию уважительного отношения между обучающимися.


Ход


Преподаватель: Выпускник техникума. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадёт после окончания техникума? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность. Современный культурный человек - это не только культурный образованный человек, но и человек, обладающий чувством самоуважения и уважения окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Ведущий: Нашу встречу я хотел бы начать о вечном, о любви.

Жила на свете девушка по имени Любовь. Скучно ей было на свете жить без подружки, вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику.

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней, всю отпущенную мне богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет……

Утром, когда алое солнце осветило Землю, пришла Любовь в условленное место….. Пришла и видит: стоят прекрасные девушки, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую Удача, третью - Красота, четвёртую - Доброта.

- Они все прекрасны,- сказала Любовь - Не знаю, кого и выбрать….

Твоя правда, - ответил волшебник,- они все хороши, и в жизни ты ещё встретишься с ними, но сейчас выбери одну из них. Задумалась Любовь.

Вопрос?

А кого выбрали бы вы? Почему?

Ответы учащихся……

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Преподаватель: А почему Любовь выбрала Доброту.

Ведущий: В жизни встречаются разные люди: худые и полные, инвалиды, иностранцы. Почему иногда мы их отвергаем, посмеиваемся над ними? Конечно, мы не обязаны всех любить! Однако все люди, даже если они бедные, старые или больные, имеют одинаковое право достойно жить на нашей планете и не страдать от презрения или оскорблений. Несмотря на наши различия, мы все принадлежим к человеческому роду, и каждый из нас, будь то мужчина, женщина или ребёнок неповторим и значим.

Вопрос: Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность - Это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантности на разных языках земного шара звучит по- разному:

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих идеи или мнения;

Во Французском - отношения, при котором допускается, что другие могут действовать иначе чем ты сам;

В английском - готовность быть терпимым снисходительным;

В китайском - позволять, принимать быть по отношению к другим великодушным;

В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение.

В русском способность терпеть что - то или кого -то (бать выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего либо или кого либо.

Преподаватель: А что определяет эти определения?

Почему так актуальна толерантность в наше время?

Ведущий. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних случаях он поступает правильно и проявляет хорошие качества, но иногда бывает и наоборот….

«Сценка» Перед вами две дороги выбирайте.

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На скамейке сидел плохо одетый молодой человек. Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в глазах его стонали слёзы.

-Подожди, я подойду к нему, сказала девушка.

-Не вздумай он грязный, ты подцепишь заразу, - ответил молодой человек, сжав её руку.

-Отпусти. Видишь, у него сломана нога.

-А нам то что? Он сам виноват?

-Отпусти мою руку! Я всё равно подойду. Девушка вырвала руку.

- Я тебя не пущу. Ты моя девушка и не смей общаться с ним.

-Как ты можешь так говорить, ему же больно, ты понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.

Что с вами? - спросила она мужчину? Что с вашей ногой.

Я сломал её… кровь у меня. Я не знаю где в этом городе больница. Я мигрант. Мне очень больно

Сейчас, сейчас, я вызову скорую помощь.

Спасибо, леди, спасибо

Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним - у тебя нет мобильника?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила от всей его позы, взгляда. Она поднялась и приблизилась к парню.

Иди отсюда! Никогда больше не звони и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

Неужели ты из - за какого - то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

У вас перелом - проговорила она. Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро, пошла к телефонному автомату.

Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! Девушка обернулась и улыбнулась. Вы обязательно найдёте своё счастье.

Преподаватель: Как бы вы поступили в этом случае?

Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Как вы поступаете с людьми, которые просят милостыню?

Вывод: Сделав добро, человек становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь это случайный попутчик, бродяга или друг - это и будет проявление доброты.

Ведущий: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей - плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между своими и чужими.

Толерантный путь - это путь человека хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда придти на помощь, человека с доброжелательными отношениями к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

Преподаватель: А теперь каждый участник полуит лист бумаги, где в две колонки вы напишите: в 1 колонки черты толерантной личности, 2 - колонка черты интолерантной личности:



Толерантная личность:


Интолерантная личность:


1. Терпение

2 Чувство юмора

3. Уважение мнения других

4. доброжелательность

5. Умение владеть собой

6. Умение слушать собеседника

7 Понимание и принятие

8. Чуткость

9. Любознательность

10. Гуманизм.

1. Непонимание.

2. Игнорирование.

3. Эгоизм.

4. Нетерпимость

5. Выражение пренебрежения

6. Раздражительность

7. Равнодушие.

8. Цинизм.

9. Немотивированная агрессивность.

Упражнение « Волшебная лавка»

Представьте себе, что существует лавка, в которой есть весьма необычные вещи:

1. Терпение

2. Снисходительность

3. Расположение к другим.

4. Чувство юмора

5. Чуткость

6 Доверие

7. Альтруизм.

8. Умение владеть собой

9. Доброжелательность

10. Гуманизм

11. Умение слушать

12. Любознательность

13. Способность к сопереживанию.

В этом конкурсе могут принять все желающие. Каждый участник может выбрать одну или две « вещи». Покупатель просит терпение , продавец выясняет сколько и зачем ему нужно. В качестве платы продавец просит

что - то взамен. Тот может расплатиться чувством юмора.

Тест: Насколько вы толерантны


Преподаватель: Прислушиваетесь ли вы к чужому мнению? Относитесь вы к нему с уважением, терпимы ли вы? Перед вами тест, который надеемся, хотя бы приблизительно поможет определить степень вашей терпимости. Но одно условие: отвечайте, быстро не задумывайтесь.

1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстроились?

А - да

Б - нет

2. Вы встречаетесь с друзьями, а кто - то предлагает начать игру. Что вы предпочтёте?

А - чтобы участвовали только те, кто хорошо играют.

Б - чтобы играли те, кто ещё не знает правил;

3. Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?

А - да;

Б - нет;

4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?

А - если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.

Б - мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать;

5. Можете ли вы найти контакт с представителями иной, чем у вас профессии, с иным положением, обычаями.

А - мне трудно было бы это сделать;

Б - я не обращаю внимание на такие вещи.

6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?

А - мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники.

Б - если даже шутка и будет мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.

7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди сидят не на своём месте, и делают не своё дело?

А - да

Б - нет

8. Вы приводите в компанию друга ( подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?

А - мне неприятно, что таким образом внимание отвлечётся от меня

Б -я радуюсь за него.

9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Ваша реакция:

А - уйдёте пораньше под благовидным предлогом,

Б - вступите в спор.

Подсчитываем баллы

Преподаватель: А теперь подсчитайте очки. Запишите по два очка за ответы.

1б, 2б, 3а, 4а. 5б, 6б, 7б, 8б, 9а.

Анализ результатов:

От 0- 4 баллов: Вы непреклонны, простите, эгоистичны, упрямы. Часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.

От 6 -12 баллов: Вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения. Вы, безусловно, можете вести диалог, менять своё мнение, если вам это необходимо. Способны и на излишнюю резкость, неуважение к собеседнику. И в такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер.

От 14 - 18 баллов. Твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью и гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к достаточно парадоксальному на первый взгляд поступку, если даже вы его не одобряете. Вы достаточно критически относитесь к своему мнению, и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые как оказались ошибочными.

Преподаватель: « Дерево толерантности».

Возьмите каждый по листочку. И напишите на них, свои пожелания.

Учащиеся на листках пишут, что нужно сделать: чтобы техникум стал Пространством толерантности.

И в заключении, мне хочется сказать, что наша группа это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.


© 2010-2022