- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Преодоление стигмы и дискриминации, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом
Классный час Преодоление стигмы и дискриминации, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кузнецова Е.Е. |
Дата | 04.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Дата 22.11.2011 класс 10А
Тема: «Преодоление стигмы и дискриминации, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом»
Цель: охарактеризовать понятия: «стигма», «дискриминация», рассказать учащимся какой вред наносит обществу предвзятое отношение и дискриминация к людям, живущим с ВИЧ; рассказать учащимся о путях передачи и методах защиты от ВИЧ; воспитывать чувство ответственности за свое здоровье
Тип мероприятия: рассказ с элементами дискуссии
Оборудование: интерактивный комплеск
Ход мероприятия:
1.Организационный момент
2..Мероприятие
В 2003 году ООН объявила, что проблема стигмы и дискриминации стала основной сложностью борьбы со СПИДом с самого начала эпидемии.
Стигма - (дословно «ярлык», «клеймо») - чрезвычайно сильный социальный ярлык, который полностью меняет отношение к другим людям и к самим себе, заставляя относиться к человеку как к носителю нежелательного качества.
Основные правила стигмы:
1) Различия между людьми подчеркиваются и считаются важными.
Все люди отличаются друг от друга по множеству критериев. Большинство различий не имеют принципиального значения (номер паспорта, цвет глаз), но если людей стигматизируют, их различия рассматриваются как важные и социально значимые (цвет кожи, наличие ВИЧ). В отношении этих различий людей сразу же делят на противоположные категории (черные и белые, слепые и зрячие, ВИЧ_положительные и ВИЧ-отрицательные).
2) Людям с различиями приписывают негативные качества
Мы часто на людей смотрим стереотипно. Все наши стереотипы о других людях неверны, но они могут быть нейтральными и даже положительными, например: все женщины любят заботиться о детях, все итальянцы очень эмоциональные. Но если речь идет о стигме, то различия считаются чем-то негативным, например: все люди с ВИЧ опасны, ВИЧ-инфицированные хотят других заразить, ВИЧ_инфекцией заражаются из-за аморального поведения.т.е. людям, которых объединяет только одно качество (наличие вируса в крови) приписывают негативные качества, с вирусом никак не связанные: опасность для других, желание причинить вред, аморальное поведение.
3) Люди делятся на «нас» и «их»
когда мы кого-то стигматизируем, мы мыслим категориями «мы» и «они». Такое деление позволяет считать что «они» не совсем люди, не такие как «мы». Это очень заметно в речи, например, никто не говорит грипп-инфицированный, потому что человек с гриппом один из «нас». Но при этом людей с ВИЧ постоянно называют ВИЧ_инфицированными, сводя тем самым всю индивидуальность человека к его инфекции.
В обществе существуют различные виды проявления стигмы:
-
культурная стигма_ нормы и стандарты общества, согласно которым, люди, принадлежащие к определенной группе менее нравственны, сами виноваты в своих проблемах. Культурная стигма выражается в СМИ, социальной рекламе
-
институционная стигма - дискриминационное отношение со стороны правительства, здравоохранения, церкви, сферы бизнеса
-
личная стигма - личные предрассудки и представления, о какой-тот группе людей.. Она может не проявляться, если человек не сталкивается с представителями стигматизируемой группы.
-
Межличностная стигма - ненависть, презрение, страх или смущение, которые проявляются при контактах со стигматизируемой группой. Межличностная стигма может принимать формы дискриминации: оскорбления, дискриминационные слова или замечания, насилие. Но часто она имеет более скрытые формы: холодный тон разговора, избежание встреч, недоверие.
Дискриминация - стигма, которая стала действием. Дискриминация возможна только благодаря неравному распределению власти и контроля в обществе.
В чем причина ВИЧ-стигмы? Причина в том, что для развития стигмы необходима почва: незнание и страх. Если людям не хватает информации, то они восполняют ее нехватку, обобщая и изобретая ложные стереотипы. Если эти стереотипы связаны с чем-то негативным, что пугает человека, то людям. Обладающим этим качеством начинают приписывать негативные черты, поддерживающие существующие страхи.
Факторы, способствующие стигматизации людей с ВИЧ:
-
ВИЧ/СПИД - заболевание, угрожающее жизни, а тема смерти является запретной и пугающей в нашем обществе
-
Часто люди ассоциируют ВИЧ с плохим самочувствием и изменениями внешности
-
ВИЧ является инфекцией и до сих пор многие не знают пути его передачи
-
Люди ассоциируют ВИЧ с людьми, которые уже стигматизируются в обществе: гомосексуалисты, наркоманы, проститутки
-
ВИЧ затрагивает тему секса, которая табуирована (запрещена) и связана с различными стразами, виной
Какими могут быть последствия стигмы и дискриминации по отношению к людям с ВИЧ?
-
усилия по профилактике окажутся безрезультатными
-
люди будут бояться проходить тестирование на ВИЧ
-
люди будут замалчивать свой ВИЧ статус, а уровень инфицирования будет повышаться.
Пример: «Джо - врач. Недавно его уволили, потому что начальник узнал, что Джо инфицирован ВИЧ, не имея никаких источников дохода, он вынужден искать другие возможности заработать деньги, которые ему необходимы для оплаты жилья и покупки продуктов. Джо начинает общаться с наркодиллерами и потребителями инъекционных наркотиков. Он сам экспериментирует с наркотиками, пользуется общими иглами. Джо боится сказать, что инфицирован ВИЧ, и поэтому заражает других».
1) каким образом стигма и дискриминация еще больше усугубляют эпидемию?
2) какие последствия стигмы и дискриминации присутствуют в данном примере?
Для того чтобы уменьшить последствия стигмы в обществе необходимо образование - оно может заставить людей пересмотреть свои страхи и представления. Люди должны знать не только пути передачи ВИЧ, но и о стигме и дискриминации, об их последствиях.
Давайте вспомним! Пути передачи ВИЧ:
-
пользование общей инъекционной иглой
-
незащищенный сексуальный контакт
-
рождение ребенка ВИЧ_инфицированной матерью
-
при переливании не сертифицированной крови
-
через не стерильные инструменты медицинские, парикмахерские и косметологические
ВИЧ НЕ ПЕРЕДАЕТСЯ:
-
через пот, слюну, слезы, одежду, фонтанчики с питьевой водой, во время совместного приема пищи
-
через столовую посуду, белье, сиденья унитазов
-
укусы насекомых
-
при сдаче крови
-
при медицинских и косметических манипуляциях обработанными инструментами
-
информированность - наилучшая форма защиты от ВИЧ,
если эпидемия СПИДа и может чему-либо научить, то это тому, что человечеству пора менять свои представления и не позволять стигме разрушить человеческие жизни.
Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
МБОУ «Лицей № 1»
Конспект
Классного часа
«Преодоление стигмы и дискриминации, связанных с ВИЧ-инфекцией и СПИДом»
Форма проведения: рассказ с
элементами дискуссии
Место проведения: каб. № 40
Дата проведения: 22.11.15
Руководитель: Кузнецова Е.Е.
Симферополь, 2015