Сообщение Формирование чувства социальной защищённости у ребят нашей школы

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование чувства социальной защищённости у ребят нашей школы»

Бурные, быстро сменяющие друг друга процессы в нашем обществе затрагивают все стороны его жизнедеятельности. Экономические реформы сопровождаются изменением уровня жизни большинства населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на положение детей, их нравственное, физическое, психическое здоровье, не проведены в необходимом объеме защитные меры. Поэтому возникающая проблема социальной защиты детей как создания необходимых условий для их полноценного социального развития как личностей сейчас особенно стоит остро, ее необходимо решать как в общегосударственном масштабе, так и в конкретно взятой системе деятельности школы.

Стандарты социальной защиты детства

В настоящее время государственная политика социальной защиты детства осуществляется в соответствии со стандартами, установленными законодательством РФ:

  • гарантированное общедоступное бесплатное начальное, основное и среднее (полное) общее образование, а на конкурсной основе - среднее и высшее профессиональное образование и воспитание в общеобразовательных учреждениях;

  • бесплатное медицинское обслуживание детей, обеспечение их питанием в соответствии с минимальными нормами питания;

  • гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану и оплату труда;

  • социальное обслуживание и социальная защита детей, в том числе гарантированная материальная поддержка путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей;

  • социальная адаптация и социальная реабилитация детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

  • право на жилище в соответствии с законодательством РФ;

  • организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также

  • на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

  • организация квалифицированной юридической помощи.

Социальная защита детей предусматривает два уровня: первый - в повседневной обстановке, в обычной жизненной ситуации; второй - в чрезвычайной, нестандартной ситуации.

Первый уровень социальной защиты связан, прежде всего, с защитой семьи, а также с защитой ребенка в сфере образования. Второй уровень - чрезвычайный, связан с потерей родителей, с социальным сиротством, социальными и экологическими катастрофами.

Объектами социальной защиты являются дети - лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей- сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей - жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.

Социальная защита детей должна представлять собой завершенную систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, организационную структуру, работающую с разными группами населения (разными возрастными группами детей и подростков), с семьей, учителями, с лицами, взаимодействующими с детьми.

Социальная защита - это целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества (в том числе и в школьной деятельности) система практически осуществляемых социальных, политических, экономических, правовых, психолого - педагогических, медико- экологических и духовных мер, направленных на детей, имеющих те или иные проблемы в своем развитии или имеющих проблемы в процессе социализации, обеспечивающих нормальные условия, ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства; помогающих им стать уверенными в своих силах, пробуждающих активность, готовность к самозащите и формирующих социально - полноценную личность.

Социальная защита детства проявляется в разных сферах жизнедеятельности:

  • в сфере семейных отношений:

  • в сфере образования:

  • в среде обитания ребенка.

Должен быть защищен, во-первых, определенный уровень жизни ребенка (витальные потребности, здоровье физическое и психическое),

во-вторых, должна быть обеспечена безопасность (физическая, экономическая, социальная),

в-третьих, право на самореализацию и развитие своих способностей и возможностей.

Специальная система социальной защиты детей в сфере образования реализуется в общеобразовательной школе. Социальная работа в школе проводится учителями, воспитателями, социальным педагогом, психологом.

Социальная защищённость детей в педагогической системе деятельности школы может осуществляться через формирование "социально - полноценных личностей" как личностей, не имеющих отрицательных ощущений, связанных с психофизическими особенностями, социальными характеристиками и занимающими благоприятное положение в системе общественных (в том числе, педагогических) отношений.

Процесс формирования социальной защищённости учащихся невозможен, если в ходе его осуществления не будет опоры на следующие принципы деятельности такой системы:

- открытость школы;

- непрерывность и целостность;

- демократизация среды;

- гуманизация,

- дифференциация, мобильность и развитие;

- стандартизация;

- работа по формированию коллектива;

- учет многих социально- экономических условий, национальных традиций, региональных особенностей;

- научно обоснованный здоровый режим школьной и внешкольной жизни.

Формирование социальной защищённости детей в деятельности школы опирается на успешное функционирование следующих условий: наличие в школе социальных педагогов; функционирование психологической службы; наличие медицинской службы; наличие логопедической службы; наличие систематического педагогического влияния; наличие единства действий по социальной защите детей и социальных работников школы, всех членов микросоциума и структур администрации, т.е. развития школы от простейших форм сотрудничества до уровня интеграции; наличие сплоченного по общности цели коллектива учащихся и учителей;

- организация оптимальной системы самоуправления;

- наличие эффективной научно- методической деятельности;

- наличие достаточной материальной базы для формирования оптимальной образовательной среды;

- проведение в школе инновационной экспериментальной и опытной работы;

- моделирование учебно- воспитательного процесса как системы, способствующей саморазвитию личности;

- наличие концепции и программы развития школы;

- набор альтернативных образовательных услуг в соответствии с потребностями участников педагогического процесса;

- целенаправленное самосовершенствование руководителя школы и своих сотрудников.

Социальная защита детства включает в себя предупреждение педагогического травматизма, обучение без неудачников, без второгодников, поскольку им свойственны психические состояния, угнетающие жизнедеятельность детей. Социальная работа такого плана носит профилактический и терапевтический характер. Широко используется практическая социально-психологическая работа.

Система социальной защиты школьников органически включает разнообразные мероприятия, проводимые в школе, во внешкольных учреждениях, работу с семьей и общественностью. Основным результатом этой деятельности являются формирование социальной защищенности школьников как устойчивого психического состояния, а также эффективная социализация.

Социальная защищенность школьников формируется, например, путем дифференциации индивидуальных планов развития личности, учебных заданий, образования. В результате дифференциации образования школьники приобретают знания, достаточные для реализации их профессиональных намерений, познавательных интересов.

Стержнем социальной защиты является воспитание у детей чувства дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Детям прививается чувство доброжелательности к членам своего коллектива.

Одной из задач школы является социализация обучающихся. Для этой цели в школе проводятся мероприятия по моделированию семьи: взрослые дети должны заботиться о младших, проявлять уважение к старшим.

Социализация личности школьников проходит с большей эффективностью, если в школе хороший психологический климат. Необходимо стремиться к повышению заботливости, доброжелательности в отношениях с детьми и друг с другом, избегать конфликтов, а при их возникновении гасить их с помощью переговоров и взаимной уступчивости.

В нашей школе обучаются дети-инвалиды. Для них созданы все необходимые условия для обучения и общения со своими сверстниками, которые способствуют их уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества.

Определением результатов эффективности системы социальной защиты в деятельности школы могут служить следующие критерии:

- улучшение качества знаний учащихся и их здоровья;

- удовлетворенность учащихся своим положением в школе, классном коллективе, семье и родителей положением ребенка;

- занятость учащихся во внеурочное время общественно полезной деятельностью в соответствии с их возможностями, способностями и предрасположенностью;

- авторитет школы, степень включения семьи и общественности в процессе создания всех необходимых условий для развития социально - полноценной личности;

- поступление после школы в высшие и средние специальные учебные заведения, учреждения, дающие начальное профессиональное образование;

- работа в соответствии с выбранной и полученной специальностью;

- удовлетворенность родителей их социальным заказом школе в отношении ребенка.

Учебно - воспитательная работа в социальной защите учащихся должна учитывать специфические потребности, интересы подростков, социально - психологические особенности и тенденции их изменения.

Осуществление социальной защиты учащихся в педагогической деятельности школы несовместимо с применением со стороны преподавателей, родителей и других его участников физического насилия в любых его проявлениях по отношению к детям и должно основываться на принципах гуманности отношений.

Не следует проводить формальные мероприятия, навязанные "сверху". Желательно предоставить педагогам и учащимся право решать самостоятельно, в чем участвовать, какие формы работы проводить. То есть необходимо отталкиваться от возможностей и интересов учащихся, исходящих из социально-значимых ценностей.

Вывод

Социальная защищённость учащихся школы будет проходить успешно, если: а) создана система работы образовательного учреждения по реализации прав социальной защиты учащихся; б) обеспечена организация и содержание деятельности педагогического коллектива по социальной защите детей; в) осуществляется индивидуально - дифференцированный подход как основа социальной защиты школьников.

Путями создания условий социальной защищённости детей является:

a) опора на принципы уважения прав учащихся как полноценных личностей независимо от социального происхождения, способностей и школьной успешности, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;

б) поддержания чувства социальной полноценности школьников;

в) оказание помощи учащимся в утверждении и развитии чувства социальной полноценности.

© 2010-2022