Статья Инновационные аспекты деятельности куратора группы в условиях реализации ФГОС

Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Инновационные аспекты деятельности куратора группы в условиях реализации ФГОС»



И воспитание, и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно.

Лев Николаевич Толстой

Инновации и творчество неразделимые понятия в системе воспитания личности. Воспитание - это процесс, в котором главными участниками являются педагог и обучающийся. Мы ведем диалог об инновациях в обучении и воспитании в условиях модульно- компетентностной модели образования. Прежде всего, давайте оживим в памяти смысловое значение понятия воспитания. И конечно же обращаемся к Федеральному Закону «Об образовании» где дается определение, что такое воспитание.

Итак, Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Под инновациями в воспитании нужно понимать системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие успешной социальной и профессиональной социализации.

Организуя инновационную деятельность в образовательном пространстве техникума мы ориентируемся на ФГОС СПО реализация которого закрепляет за образовательной организации обязанность формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Исходя из этого, воспитательная система техникума строится на принципах :Сотворчество - соуправление- самоуправления.

Эпицентром воспитательной системы является Человек -Личность- Субъект профессиональной деятельности.

Все эти социальные категории развиваются в процессе всей жизнедеятельности.

Инновационные подход в воспитании определяется применением компетентностно- ориентированных технологий. Среди которых доминируют: информационно- коммуникационные, личностно- ориентированные, интерактивные, игровые, здоровьесберегающие. Компетентностно - ориентированные технологии создают условия для формирования определенной системы компетенций, необходимых молодому человеку для успешной социализации в современном мире.

Компетентностно - ориентированные образовательные технологии направлены на развитие личности обучающегося в учебной деятельности, формирование общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС.

Включение обучающихся в систему коллективных творческих дел дает возможность каждому проявить свои способности, инициативу, талант, реализовать творческие идеи и замыслы, и через процесс подготовки и проведение коллективных мероприятий происходит обучение, развитие способностей, обогащение субъектного опыта действий, который является основой компетенций. И самое важное - через общение и коллективную деятельность представителей разных возрастов студенческого сообщества и педагогов происходит процесс саморазвития, самовыражения и самореализации.

Актуальным аспектом воспитательной деятельности педагогического коллектива является подготовка профессионально -и -культурно- ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом, способностями к интеллектуальному и социальному творчеству, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей. Это стало основой определения видов компетенций в воспитательной работе педагогического коллектива:

  • компетентность гражданственности, которая определила такие направления деятельности, как гражданского, правового, патриотического воспитания;

  • компетентность ценностно-смысловой ориентации в мире, включающей эстетическое, духовно- нравственное, семейное воспитание;

  • компетентность самосовершенствования, охватывающей профессиональное, коммуникативное воспитание;

  • компетентность здоровьесбережения - это физическое, экологическое воспитание и пропаганда здорового образа жизни.

Формирование и развитие общекультурных, социально- личностных компетенций обучающихся осуществляется на основе органического взаимодействия учебного и воспитательного процессов. При этом обучающиеся вовлекаются в творческую деятельность, связанную с профессиональным становлением, то есть в исследовательскую, проектную, что является одним из важных способов воспитания самостоятельности, инициативы, ответственности, трудолюбия, потребности самообразования.

Для развития творческого потенциала обучающихся, профессионального мастерства, сформирована благоприятная культурная среда. В техникуме работают кружки и клубы: Военно- патриотический клуб «Альтернатива» руководитель Панченков В.А., Клуб молодых и будущих избирателей «Наш выбор» руководитель Болотина С.Н., Кружок «Карвинг» руководитель Солодовник Л.Е, Кружок «Сладкоежка» руководитель Шпак Н.П, Кружок «Эколог» руководитель Пургина Н.А., Кружок «Калькулятор» руководитель Беседина О.В,, Кружок «Алые паруса» руководитель Камший Н,Д., Литературная гостиная руководитель Мусатова Г.В., Музей техникума руководитель Горохова Т..И.

Традиционно с участием студентов проводятся мероприятия на уровне техникума, которые являются яркой иллюстрацией применения инновационной технологии коллективных творческих дел, она актуальна, так как решает проблемы воспитания в рамках реализации ФГОС. И имеет положительные результаты.

Ярким примером коллективных творческих дел стало проведение «Масленицы». На расширенном заседании методического объединения кураторов, с приглашением актива студенческих групп где рассматривался вопрос проведения предстоящего празднования масленичной недели, были рассмотрены предложения как студентов так и кураторов и в результате которых пришли к единому мнению что, за каждой группой закреплялся сценарий проведения одного из дней масленичной недели при этом в проведении мероприятия должно сохраняться историческое прошлое этого дня но в современной обработке. Этот факт вызвал интерес у обучающихся, стремление проявить индивидуальность и творческую самостоятельность. И еще важный момент то что куратор участвовал в представлении творческих шедевров наравне с детьми. Представление начиналось с самого утра, на каждой перемене проводились различные конкурсы и состязания водили хороводы, в которых сохранялся колорит Русских традиций. Каждый день завершался небольшим опросом. Завершилась неделя выставкой «Блинных шедевров», где группы представляли выпечку блинов. По подведению итогов анализировались положительные и отрицательные моменты, но в целом это мероприятие на 98% понравилось всем обучающимся техникума. Это и есть результат инновации коллективных творческих дел в результате которых создаются благоприятные условия для раскрытий индивидуальных способностей и таланта каждого, а это важное условие для формирования общих и профессиональных компетенций.

Таким образом: образовательное пространство техникума представляет собой социокультурную среду, в которой есть все необходимые условия для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, развития воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов. Важным направлением куратора является проведение мониторинга уровня сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся групп и результаты мониторинга представлены в портфолио куратора. И подводя итог хотелось бы отметить следующее: когда есть интерес, есть мотивация к совершенствованию, а совершенству нет предела. А мотивация работы педагогического коллектива - воспитание современной личности - человека XXI века.


© 2010-2022