- Преподавателю
- Классному руководителю
- Сообщение на темуЛичностные результаты можно оценивать на основе исследовательской деятельности
Сообщение на темуЛичностные результаты можно оценивать на основе исследовательской деятельности
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Толокова Р.С. |
Дата | 08.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Выступление
на педагогическом совете
по теме:
«Личностные результаты обучения можно оценивать на основе исследовательской и проектной деятельности»
2015г
Ведущим подходом в современном общем образовании стал компетентностный подход, разработанный в конце 20 века английским психологом Дж.Равеном.
Подход
Результаты
Процесс
Итог развития
Диагностика
Традиционный
Предметные
Обучение
Освоенные знания, умения, навыки
На основе тестов и задач
Компетентност
ный (деятельностный)
Метапредметные (когнитивные, регулятивные, коммуникативные)
Предмет
ная и социальная деятель
ность
Развитые компетентнос
ти
По результатам выполнения проекта
Субъектно-деятельностный (антропологический)
Личностные (ценностно-смысловые)
Рефлексия процесса и результата деятель
ности
Становление субъектной позиции
Выявление изменений отношения к миру, окружающим, себе самому.
При развитии компетентности школьник учится применять знания и навыки на новом материале, переносить способы решения задач с одного предмета на другой, т.е. осваивает универсальные учебные действия - основу метапредметных результатов. Этот подход согласуется с главной целью образования - выращивать и воспитывать достойных граждан своего общества, способных и готовых взять на себя разнообразные социальные и профессиональные функции. Уровень развития компетентности ученика можно оценить по качеству и результативности выполненного им индивидуального или группового проекта. Принципиальное отличие в измерении личностных результатов от предметных и метапредметных состоит в их относительности. Если в предметных результатах, скажем, по математике, мы можем применить абсолютную оценку - знает или не знает ученик конкретный материал; метапредметных - может или не может применить определённый способ действий на новом, незнакомом материале, то с абсолютным ориентиром для определения личностных результатов ситуация сложнее. Любые абсолютные критерии оценки личности подтолкнут нас к разработке «стандарта личности», набору качеств, которыми должен обладать «нормальный человек».
Главным объектом измерения при определении личностных результатов обучения должна стать динамика развития; «приращение» личностных параметров на определённом промежутке времени; фиксация глубины и масштаба проявления личности в деятельности, т.е. методики диагностики личностных результатов должны иметь и диагностический и мониторинговый характер.
Таким образом, главным критерием оценки метапредметных и личностных результатов обучения может стать критерий успешности в исследовательской и проектной деятельности. При этом личностные результаты должны определяться, помимо результатов, ещё и обратным отсчётом - как ученик к этому результату шёл, т.е. диагностика на входе, текущая диагностика, итоговая.
Начнём с формальной оценки качества исследовательской или проектной работы. Оценка работы происходит экспертным путём и требует подготовленных экспертов. Заметим, что ни учитель, даже самой высокой квалификации, ни маститый учёный не обладают необходимыми возможностями, так как учитель оценивает экзамен, а учёный интересуется новизной полученного результата. Качество исследовательской деятельности ученика может быть оценено по портфолио достижений, т.е. качеством и количеством дипломов и грамот. Здесь могут быть два параметра: качество (уровень) достигнутых результатов и структура самого портфолио достижений. Но возникает вопрос об объективности оценки.
Разработали критерии оценивания уровня:
-
Общее количество представленных работ
-
Соотношение отобранных и отклонённых работ, письменное рецензирование работ
-
Квалификация экспертов ( у учителей высшая категория)
-
Принадлежность экспертов (учителя и методисты из разных организаций)
-
Работы учащихся с рецензиями и без таковых
-
Наличие образовательной программы
-
Наличие аналитических материалов
Второй параметр - структура портфолио. Оно не должно быть формальным сборником наград и грамот. Должна присутствовать логика при движении от простых работ к сложным. Педагог контролирует соответствие представленных материалов.
Для того, чтобы школьники не стремились принять участие в максимальном количестве мероприятий, вводится ограничение при подсчёте баллов. Одна и та же работа в течение учебного года может быть учтена только 3 раза на трёх уровнях: муниципальном, региональном, всероссийском. Ученик может выполнить в течение года 2 работы по рекомендации учителя, но если эта работа не влечёт перегрузки и не идёт в ущерб освоению образовательной программы. Ученик тогда может получить более высокий балл. Таким образом могут быть оценены метапредметные результаты школьника, характеризующие его абсолютные способности к применению полученных знаний в практической деятельности.
Главная идея: нужно сформировать диагностические процедуры по разнице результатов в начале и в конце деятельности.
Первая методика - вопросы к руководителям проектов, которые они могут задать себе для лучшего понимания динамики развития личности школьника.
-
Как родилась тема
-
В чём проявлялась инициатива автора
-
Как Вы эту инициативу поддерживали
-
Как и почему корректировалась тема в ходе работы
-
Какой этап был самым трудным
-
Как и по чьей инициативе Вы разрешили трудности
-
Как Вы оценивали успешность работы автора
Следующая методика основана на выявлении динамики автора, которая выявляется через изменение отношения:
-
К научному руководителю
-
К родителям
-
К учёбе как к активному деятельностному процессу
-
К сверстникам как к участникам совместной деятельности
-
К предмету изучения
-
К представлению работы как к процессу обсуждения её результатов.
По каждому из параметров строится анкета, позволяющая выявить динамику отношений. (вопросы анкеты смотри в журнале НО 5 - 2014 стр.162, 163)
В любом случае при определении личностных результатов обучения должна применяться совокупность анкетно-тестовых и экспертных методик диагностики.