Методическая разработка Многообразие мира профессий

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Брагина Елена Николаевна


Разработка внеклассного занятия «Многообразие мира профессий»

Краевое государственное казённое учреждение

«Организация, осуществляющая обучение для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей «Детский дом №8»

(КГКУ «Детский дом №8»)

Методическая разработка Многообразие мира профессий


Методическая разработка

внеклассного мероприятия

«МНОГООБРАЗИЕ

МИРА ПРОФЕССИЙ»



Разработала:

Брагина Елена Николаевна воспитатель

КГКУ «Детский дом №8» воспитатель

Методическая разработка Многообразие мира профессий



г. Комсомольск-на-Амуре

Цель: обобщить уже полученные знания и представления об огромном и многообразном мире профессий; в игровой форме подготовить воспитанников к осознанному и самостоятельному выбору профессий.

Задачи:

  • Образовательные:

  • расширить знания воспитанников о профессиях;

  • познакомить с новыми современными профессиями;

  • формировать интерес к профессиям;

  • Развивающие:

  • развивать внимание, логическое мышление, память, познавательный интерес, самостоятельность, культуру речи;

  • развивать коммуникативные способности при работе в группах;

  • развивать позитивную мотивацию на работу и общение в группе;

  • активизировать воспитанников к познавательной, творческой деятельности;

  • Воспитательные:

  • воспитывать любовь к труду; уважительное отношение к людям разных профессий;

  • воспитывать уважение к своим товарищам.

Тип занятия: обобщение знаний по теме

Вид занятия: интеллектуальная игра

Форма урока: групповая

Оборудование: сигнальные карточки с номерами от 0 до 6; жетоны «звёзды», памятки, картинки с изображением людей разных профессий (для оформления доски)

ТСО: мультимедийная установка, компьютер, экран, презентация


План занятия

I. Организационный момент:

Приветствие.

Психологический настрой на занятие.

II. Вводная часть:

Обозначение воспитанниками темы занятия (проблема).

Целеполагание.

Беседа из истории профессий и труда.

III. Основная часть (игра):

Ознакомление с правилами игры.

Ход игры.

Подведение итогов игры.

Награждение команд.

IV. Итог занятия. Рефлексия.


Ход занятия

I. Организационный момент (слайд 1):

- Добрый день! Я рада встрече с Вами!

- Давайте поприветствуем друг друга. Для этого просто улыбнитесь друг другу. Я надеюсь, что сегодня в течение всего занятия будет присутствовать доброжелательная атмосфера.

II. Вводная часть. Обозначение темы занятия воспитанниками:

- Посмотрите на экран (слайд 2). Как вы думаете, о чём сегодня на занятии мы будем говорить? (ответы воспитанников)

- Правильно, тема занятия «Многообразие мира профессий» (слайд 3).

- В настоящее время насчитывается свыше 40 тыс. профессий. Около 500 профессий ежегодно исчезают и, примерно столько же, возникает новых. Среднее время существования многих профессий 8-10 лет. Некоторые из них меняются по своему содержанию. Среди такого многообразия профессий, вам необходимо выбрать одну на всю жизнь.

- Сегодня на занятии вы узнаете многое о профессиях о тех, которые появились недавно, о тех, которые «ушли в прошлое». Может быть, после сегодняшнего занятия, вы определитесь с выбором будущей профессии.

- Цитата дня (слайд 4): «Если вы не думаете о будущем, у вас его не будет!»

(Джон Голсуорси английский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии по литературе).

Беседа «Из истории появления профессий и труда»:

- Как Вы думаете, когда появилась первая профессия?

(ответы воспитанников).

А когда люди жили в пещерах, могли ли существовать какие-нибудь профессии? Докажите свой ответ

(ответы воспитанников).

(Показ изображений древнего человека - слайд 5.)

- Да, действительно, мужчины ходили на охоту, добывали на пропитание. Какая профессия уже существовала в то время? (охотник, рыбак)

- Женщины охраняли очаг, готовили пищу, воспитывали детей. О существовании каких профессий вы можете сказать? (домработница, повар, воспитатель) Так постепенно определяется характер деятельности каждого человека, зарождаются профессии. Потом люди поняли, что у каждого свои способности и желание заниматься определённой деятельностью (трудом) и что этому можно научиться.

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

- И, конечно, появились люди, которые делали своё дело лучше других, у них проявлялся особый талант

(показ людей разных современных профессий).

(Слайды 6-12)

III. Основная часть:

- Сегодня на занятии мы поиграем. У вас есть возможность проявить свои таланты и показать знания о мире профессий. Наступил ваш «Звёздный час» (слайд 13).

- Для каждого из вас подготовлены разрезанные картинки с изображением профессий, которые вы должны сложить в полную картинку.

- Объясняю правила игры. В игре три тура и финал. Игроки выбывать из игры не будут, т.е. все дойдут до финала. Вам будут предложены различные задания, за каждый правильный ответ каждый игрок получает звезду. У вас на столах лежат сигнальные карточки с номерами, с помощью их вы будете отвечать на поставленные перед вами задания. Карточка «0» означает, что правильного ответа не существует.

- Начнём игру.

I тур: «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ» (слайды 14-15)

- Сейчас вам предстоит вспомнить классификацию профессий по

Е.А. Климову.

ЗАДАНИЕ 1 (слайд 16):

- Я буду зачитывать определения, а вы должны найти соответствующий определению тип профессий. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информатика, художественные произведения или природа.

  • Этот тип включают в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств, эксплуатацией технических средств, ремонтом техники. Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

(Человек - техника)


  • Этот тип предполагает профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений, с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу. От человека в профессиях этого типа требуется высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

(Человек - художественный образ)

  • Предметом профессий этого типа является другие люди. Профессиям этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

(Человек - человек)

  • Данный тип включает профессии, связанные с изучением живой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

(Человек - природа)

- Дайте своё определение типу профессий «человек - знаковая система». (Этот тип объединяет профессии, связанные с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с чертежами, картами, схемами, со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. Профессии: программист, переводчик, чертёжник, регулировщик,).

Задание 2 (слайд 17):

(Слайды 18-22)

- Внимание на экран! Дана профессия и предметы труда. Необходимо определить, какой из предметов лишний.

Для справки:

Брокер - в биржевых торгах он непосредственно представляет интересы клиентов, т.е. по их поручениям он выставляет заявки на покупку или продажу того или иного финансового инструмента.

Бионик - специалист в области бионики (научной дисциплины, связанной с поиском возможностей решения различных инженерных задач на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов).

Клинер - занимается комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист.

Риэлтер - специалист по сделкам с недвижимостью. Оценка, купля-продажа, аренда.

Букмекер - (англ. bookmaker) - профессия человека, занятого приёмом денежных ставок и выплатой выигрышей при игре на скачках и бегах, на результаты различных спортивных событий, кроме того возможен прием ставок на исходы политических и культурных событий.

II тур: «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОФЕССИИ» (слайд 23)

Задание 1 (слайд 24):

- Вашему вниманию представлены шесть современных профессий, которые появились не так давно. Вам необходимо соотнести названия данных профессий с их характеристиками.

- Внимание на экран! (слайд 25)

  1. Андеррайтер

  2. Маркшейдер

  3. Тестер

  4. Коммивояжёр

  5. Мерчендайзер

  6. Супервайзер

- Слушаем внимательно задание и поднимаем сигнал с номером ответа:

Характеристика профессии

№ правильного ответа

1. Специалист по строительству подземных сооружений

2

2. Специалист, призванный обеспечить отличное качество программного продукта

3

3.Специалист в области страхования, описывает, оценивает и квалифицирует риск, формирует страховой портфель.

1

4. Руководитель группы торговых представителей, промоутеров

6

5. Специалист по продвижению продукции в розничной торговле

5

6. Разъездной сбытовой посредник, который, перемещаясь по рынку, выполняет роль простого посредника или действует по поручению своего клиента (продавца)

4

Задание 2 (слайд 26):

- Сейчас будем говорить не только о современных профессиях, но и о тех, которые уже не существуют или «находятся на грани исчезновения». Вам необходимо поднять карточку-сигнал с номером правильного ответа.

(Слайды 27-31)

Представители какой профессии в давние времена заменяли врачей?

  1. кузнецы;

  2. алхимики;

  3. цирюльники;

  4. портной

Кто из перечисленных лиц не работает в художественном музее?

  1. хранитель;

  2. реставратор;

  3. экскурсовод;

  4. ресторатор (занимается ресторанным бизнесом).

Как называется артист, объявляющий и комментирующий номера эстрадной программы?

  1. тамада;

  2. конферансье;

  3. диктор;

  4. спикер.

Кто из перечисленных лиц работает в аптеке?

  1. провизор;

  2. прозектор;

  3. проректор;

  4. продюсер.

Представитель какой профессии в послереволюционной России назывался «шкрабом»?

  1. полотёр;

  2. учитель (сокращение от словосочетания «школьный работник»);

  3. посудомойка;

  4. сторож.

III тур: «ПРОФЕССИИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ» (слайд 32)

- Угадайте профессии известных людей (слайд 33).

(Слайды 34-39)

Кем были по профессии?

  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк?

  1. учитель;

  2. врач;

  3. музыкант.

(Ответ 1)

  • Николай Михайлович Карамзин?

  1. врач;

  2. репортёр;

  3. писатель.

(Ответ 2)

  • Антон Павлович Чехов?

  1. врач;

  2. учитель;

  3. музыкант.

(Ответ 1)

  • Александр Сергеевич Грибоедов?

  1. учитель;

  2. дипломат;

  3. историк.

(Ответ 2)

  • Александр Розембаум?

  1. учитель;

  2. врач;

  3. репортёр.

(Ответ 2)

  • Константин Эдуардович Циолковский?

  1. актёр;

  2. учитель;

  3. бухгалтер.

(Ответ 2)

ФИНАЛ (слайды 40-41).

- За 2 минуты составить как можно больше слов из слова ПРОФЕССИОНАЛ. За самое длинное слово участник получает «звезду».

Ответы: ион, лес, лис(а), нос, оса, фен, фон, офис, сало, сено, соло, сила, слон, посол, просо, спил, силос, сифон, финал, флора, полено и т.д.

Подведение итогов игры, награждение победителей:

- Подсчитайте количество заработанных жетонов «звёзд». Все участники игры поощряются сладкими призами. Все воспитанники получают памятку «Как правильно выбрать профессию»


ПАМЯТКА

«Как правильно выбрать профессию»

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессий;

  2. Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе;

  3. Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями;

  4. Выбрать наиболее подходящую профессию;

  5. Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии;

  6. Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.)

IV. Итог занятия. Рефлексия.

- Вам предстоит подвести итого нашего занятия: что узнали нового на занятии, как работали ваши товарищи, т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, эффективность работы нашей группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы (слайд 42).

- По цепочке продолжите предложения, данные на экране, можно дать оценку занятия, высказав своё мнение одним предложением. Я начну: «Мне понравилась работа …» (перечисляются фамилии и имена воспитанников).

- Я желаю всем вам найти своё место в жизни, выбрать профессию по душе! Спасибо за работу на занятии! (слайд 43)

Литература

  1. Ерёменко, Н.И. Предпрофильная подготовка школьников. 5-11 класс. - Волгоград: Изд-во «Панорама», 2006.

  2. Климов, Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1985.

  3. Павлова, Т.Л. Профориентация старшеклассников: Диагностика и развитие профессиональной зрелости. М.: ТЦ Сфера, 2005.

  4. Профориентационная работа в школе: метод. пособие Е.В. Гурова, О.А. Голерова. М.: Просвещение, 2007.

  5. Прощицкая, Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие для ст. кл. сред .шк. М.: Просвещение, 1991.

  6. Савченко, М.Ю. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов Под науч. ред. Л.А. Обуховой. М.: Вако, 2005.


Раздаточный материал


ПАМЯТКА

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессий;

  2. Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе;

  3. Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями;

  4. Выбрать наиболее подходящую профессию;

  5. Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии;

  6. Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.)


ПАМЯТКА

Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо придерживаться алгоритма выбора профессии:

  1. Изучить как можно больше профессий;

  2. Выявить, какие профессии пользуются спросом на рынке труда в нашем городе;

  3. Проанализировать, какие личностные качества необходимы для успешной работы в этой профессии, соотнести с возможностями;

  4. Выбрать наиболее подходящую профессию;

  5. Подробно изучить эту профессию, изучить возможности приобретения этой профессии;

  6. Найти возможность практически попробовать свои силы (кружки по интересам, секции, факультативы, элективные курсы и др.)


Слайды к внеклассному мероприятию «Многообразие мира профессий»

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий

Методическая разработка Многообразие мира профессий




© 2010-2022