Доклад Создание ситуации успеха во неурочной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Создание ситуации успеха во внеурочной деятельности.

Ребенок, поступая в коррекционную школу, не знает, что его здесь ожидает. Он надеется и мечтает, чтобы его любили и уважали учителя, воспитатели и одноклассники, с которыми он впервые здесь встречается. Если эти мечты не сбываются - это является самой серьезной проблемой обучения и воспитания. Почему же он теряет интерес к учебе? Кто в этом виноват? Какую роль при этом играет учитель и воспитатель? "Воспитание - дело совести; образование - дело науки. Позднее, в уже сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга".Учитель должен помочь ребенку добиваться успеха в учебной деятельности, а воспитатель во внеурочной деятельности. Для этого нужно создавать ситуацию успеха. Внеклассная работа, внеурочная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность может быть: учебной и вне учебной.

Система работы во внеурочное время не копирует уроки, и должна, быть взаимосвязь. Значит, в процессе повседневной практической жизни обучающихся необходимо повторять, закреплять и расширять знания, полученные в ходе учебного процесса.

В ходе воспитательной работы, таким образом, расширяется и дополняется трудовое, нравственное, эстетическое воздействие на ребенка.

Повседневная жизнь детей организуется с учётом ими усвоенного: это и выполнение учащимися хозяйственно - бытовых и других заданий, соблюдение ими правил поведения, санитарно - гигиенических правил, постепенно из года в год, повышая уровень требований. Этому в определенной мере способствует распорядок дня: зарядка, учеба, питание в школьной столовой, уборка класса, дежурство по спальным комнатам, по классу, по школе. Успеху способствует также заранее спланированная совместная деятельность классного руководителя и двух воспитателей в подготовке и проведении различных мероприятий; конкурсов, праздников.

Главный смысл работы воспитателя состоит в том, чтобы создавать каждому ученику ситуацию успеха. Здесь нужно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что должен организовать учитель: переживание же радости - это то, что скрыто взгляду со стороны. Главная задача воспитателя дать каждому из своих учеников возможность переживать радость достижения, верить в себя. Создавая ситуацию успеха

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть изолированность и пассивность. Вместе с этим школьный учитель довольно часто сталкивается с другой проблемой - когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает прилагать усилия в учебе, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом, приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между слоями теста (между двумя ситуациями успеха) располагается начинка (ситуация неуспеха)

Слайд 4-5:Что необходимо для создания ситуации успеха?

1. Опираться на сильные стороны ребенка

Давай поздороваемся.

Участники здороваются друг с другом ладошками, щечками, носами, локтями и т.д.

Бросание мяча

Все участники стоят в круге. Один громко называет имя одного из участников и бросает ему мяч. Тот ловит мяч, называет имя другого участника и бросает мяч ему. Через некоторое время нужно увеличить скорость игры.

Помогаем друг другу учиться. Что мы можем вместе.

2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.

Родительская любовь должна быть разумной. В этом вы убедитесь, прослушав рассказ В. Осеевой «Печенье».

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай, за столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой начатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...

Печальная картина, верно?

Так вот, чтобы в старости не пришлось грызть сухую корочку, родители должны научить своих детей уважать и любить себя. А здесь тоже нужны мудрость, терпение и понимание. Ибо человек, предавший своих родителей, разлюбивший их, предает и не любит самого себя. И у него нет причин и опыта любить и сострадать другим.

3. Показать, что вы удовлетворены ребенком.

Ученик, которого хвалят, испытывает к учителю особое чувство доверия. Слова одобрения усиливают в ребенке чувство собственного достоинства, укрепляют уверенность в своих силах, формируют доброту

4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь к ребенку.

5. Помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться сам.

6. Проводить больше времени с ребенком индивидуально.

7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком (особенно при неудачах).

8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.

9. Уметь находить взаимодействие с ребенком.

10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.

11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.

12. Принимать индивидуальность ребенка.

13. Проявлять эмпатию и веру в ребенка.

14. Демонстрировать оптимизм

15. Забыть о прошлых неудачах.

16. Позволить начать с "нуля", опираясь на веру в себя в любой момент работы с детьми.

  • Можно ли создать ситуацию успеха для всех детей сразу?

  • Можно ли ожидать, что школьники одинаково отреагируют на предложенные воспитателем приемы и условия?

  • Успех сугубо индивидуален.

  • Значимость его определяется нормами, установленными заранее: ребенок каждый раз вынужден сверять свои достижения с предложенным уровнем.

Слайд 6: Знакомство 1 класс. (Дети сидят в кругу) - Я начну. Меня зовут Вазанова Анжелика Геннадьевна. Я мама двух своих сыновей. Старшему сыну 19 лет, уже окончил школу он студент. Младшему 10 лет, учится в школе. А еще вот уже почти 22 года являюсь второй мамой, в данном году для вас, 10 замечательных ребятишек. А теперь попрошу представиться вас. ( Дети представляются, передают друг другу мягкое «сердечко»). Ни один конечно не запомнил с первого раза мою Фамилию Имя и Отчество. Поэтому пришлось повторить при каждой передаче сердечка. Такое знакомство пришлось проводить по мере поступления детей, так как дети приезжали вплоть до ноября месяца. Вы все такие разные, и должны учиться в этой красивой, уютной большой школе. Я думаю, вы здесь научитесь читать, писать, решать, играть, и т.д. В данный момент я работала над сплочением коллектива и, конечно же, создала ситуацию успеха.

1 Блок.

Через создание ситуаций успеха мы идем к достижению самого успеха. Поощрение успехов осуществляется на всех мероприятиях, а в конце года на празднике «Последний звонок» подводятся итоги деятельности за год, награждаются учащиеся, добившиеся успехов в различных номинациях.

Ученики нашего класса становятся участниками конкурсов проводимых в школе (для которых разработаны критерии: успеваемость, общественная деятельность, творчество, спорт, интересный досуг, трудовые акции)

Наша традиция класса: активно участвуем в классных и общешкольных делах, акциях, событиях. Богатство и насыщенность школьной жизни зависят от активности ее классных коллективов, значит, сплачивает в единый школьный коллектив, что имеет огромное значение в создании условий ситуации успеха .

Согласно общешкольному плану, проводим внеклассные мероприятия интеллектуального, спортивного, патриотического, культурно- массового и валеологического направлений. По мнению учащихся яркими и запоминающимися являются: День знаний, День Урожая, новогодний калейдоскоп, трудовые десанты, Фестиваль дружбы народов, Дни Здоровья. Школьный праздник - путь к успеху в развитии личности ребенка. В нашем классе работает высокопрофессиональный классный руководитель и два воспитателя неравнодушные к детям. Когда готовится общешкольный праздник, педагогический коллектив просто бурлит и горит, и это состояние передается детям. В зрительном зале вместе с учащимися всегда присутствуют воспитатели и учительница, которые принимают самое активное участие в происходящем: поют вместе с участниками , поддерживают выступающих улыбками и аплодисментами, тем самым, показывая, как должен вести себя зритель в зале. Традиционным стало и непосредственное участие педагогов в концертах и мероприятиях. Мы как бы говорим детям: мы с вами вместе, мы также волнуемся, боимся забыть текст, но вместе мы преодолеем все трудности. И действительно преодолеваем. Интересно и радостно наблюдать, как во время репетиций меняются наши дети, с каким старанием и заинтересованностью они включаются в творческий процесс, начинают верить в свои силы, учатся взаимопониманию и взаимоуважению, стараются помочь тем, у кого не все еще хорошо получается.

2 блок

1. Утренняя гимнастика вырабатывает у детей привычку каждый день по утрам выполнять физические упражнения. Но наша задача - добиться хорошего выполнения зарядки. Утренняя гимнастика - во- первых это движение, а. двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и действовать в нем, получает огромный заряд бодрости, хорошее настроение на весь день.

Каким же способом можно создать ситуацию успеха? (Привести пример с жетонами здоровья и успеха). Имеется передвижной жетон, по которому дети поочередно проводят утреннюю гимнастику. Поощрение ( Молодец! Ты справился(-сь).)

2. В подвижных играх и на занятиях спортом дети осваивают новые движения, роли, развивается ловкость и скорость движений.

В классе есть детей, которые по-разному ведут себя во время любой деятельности, в том числе игровой, и они требуют разного подхода.

Есть дети очень активные, подвижные, склонные к сильному возбуждению. Это Г.Степа, Х.Лиана, И.Катя. Так как они очень активные охотно принимают любую новую игру. Выполнение правил для них непосильно. Именно этим детям необходимо показать важность соблюдения правил и постараться сделать так, чтобы они получили удовлетворение от их выполнения. ( В том случае, если будете соблюдать правила, значит, выиграете). Такой акцент сделать необходимо.

Игра Черепаха-путешественница Черепаха - медлительное животное. Попробуйте двигаться быстро, если у вас на спине настоящий дом-панцирь. И все же черепаха преодолевает большие расстояния, путешествуя по пустыне. Для этой игры каждой команде понадобится ведро (металлический или пластмассовый) так как тазиков нет. Первый участник встает на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до поворота и обратно, не потеряв при этом свой панцирь-таз. Поскольку таз ничем не закреплен, то ребенок поневоле должен двигаться осторожно, а, следовательно, медленно, как черепаха. Иначе есть риск остаться без панциря, а для черепахи это равносильно гибели. Когда игрок доползет до старта, с него снимают черепаший панцирь и устанавливают его на спине другого участника.

Дети более робкие, осторожные. Веня, Гена. Они обычно не сразу понимают суть игры. Сначала они держатся напряжённо и не берут на себя активную роль, пока не будут готовы к этому. Наблюдая за игрой и принимая в ней сначала пассивное участие, они постепенно заинтересовываются, и через некоторое время начинают сами проявлять инициативу.

Для этих детей будут привлекательны игры с простыми действиями, в которых результат зависит от сосредоточенности и ловкости. Им нравится играть в Городки. Ситуация успеха (но в конце игры похвалить смелость, быстроту и точность движений каждого ребёнка) .В результате они говорят: «Я не боюсь. Я еще раз хочу поиграть. У меня получилось.»

Дети вялые, пассивные, они не могут действовать наравне со сверстниками. Это Эльвина, Ульяна, Аркаша, Никита. Даже при многократном повторении игры они из-за страха перед своей неумелостью не справляются с заданием. Такие дети нуждаются в личном контакте с взрослым, в его внимании, поощрении. Коллективная подвижная игра с ними не эффективна. Необходимо сначала включать в игры с двумя-тремя медлительными детьми, а затем в это игровое сообщество добавлять одного-двух ровесников активнее. В дальнейшем надо не усложнять содержание игр, а постепенно наращивать их темп. Ситуация успеха Часто можно услышать от Эльвины « Я хочу, но боюсь». Присутствие воспитателя во время игры этой девочки необходимо, так как нарушена координация движения. У нее страх - это падение. Сложно привлечь ее в игру. «Городки» - наиболее подходящие для данной группы детей, так как они не содержат сложных действий и не требуют особой ловкости.

Победы и поражения в игре

Дети в игре сталкиваются с трудностями и неудачами. Это приводит к разочарованию. Поэтому перед игрой необходимо провести с детьми несколько бесед на тему «Сегодня - побеждённый, завтра - победитель» и привести к выводу: «Невозможно победить, не рискуя проиграть!». Можно рассказать о некоторых спортсменах и знаменитых людях, которые, прославились, испытали поражение.

В подвижных играх и на занятиях спортом дети стремятся «быть лучше, чем все». И это является мотивом для достижения успеха, одним из условий развития воли и способности осознавать свои достоинства и недостатки. Чтобы повысить уровень детских притязаний, иногда необходимо прибегнуть к целенаправленному созданию ситуации успеха: начать с простых игр, где каждый может выиграть. Это позволит обрести уверенность в себе и стать более активным в деятельности и в общении. Успехи младших школьников в подвижных играх имеют для них большое значение. «Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него инициативы... обеспечивает впоследствии формирование характера борца, верящего в свои силы.» Если дети приняли участие в спортивных мероприятиях - это большой успех для ребенка, это его достижение. А какой был успех для нас, когда сдавали нормы ГТО. Сколько было эмоций и радости. Настоящий праздник. Огромную благодарность хочется объявить организаторам от всего коллектива воспитателей, за то, что они немного расшевелили нас.

3 Блок

Эмоциональное поглаживание.

В каждом классе есть бунтующий ученик, который заставляет учителя или воспитателя как-то анализировать собственные действия, продумывать собственные действия, продумывать способы выхода из конфликта. Что же делать и как быть, если ребенок молчит, ушел в себя? Тогда очень плохо. Каждый из нас сталкивается с этой проблемой. Я остановлюсь на наиболее интересном. Эмоциональное поглаживание. Очень часто приходится с легкостью раздавать комплименты. Например, во время проведения генеральной уборки в палате или в классе по несколько раз говорю "молодец", "умница" "Ребятки, я горжусь вами". Но вы мне можете сказать, что дети привыкнут к такому потоку ласкающих слов, и, в конце концов, перестанут их замечать. Нет. Похвала тогда ценится, когда ее дети заслуживают. Дети верят педагогам и принимают похвалу как оценку? Да, я "молодец", да, я "умница". Я постараюсь заслужить эти слова, и все время буду доказывать, что я "молодец!" А нашим детям именно этих слов в жизни и не хватает? К сожалению, не во всех семьях наши дети слышат эти реплики. Думаю, вполне допустимо. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, это и есть сущность того, что условно называется эмоциональным поглаживанием.

4 Блок

Кружковые занятия.

Проводятся во внеурочное время. Обучаю ребят изготовлению различных поделок из природного материала, знакомлю с различными техниками: «Аппликация», «Квилинг», «Вышивание», «Бисероплетение» .

Методы организации процесса обучения на кружковых занятиях: убеждение, стимулирование, создание ситуации успеха при изготовлении моделей.

Важное воспитательное значение имеет подведение итогов работы в конце занятия, анализ и его оценка. Организованный просмотр - наиболее подходящая форма оценки. Коллективные просмотры выполненных изделий, их анализ приучают детей справедливо и объективно оценивать свою работу и работу других, радоваться не только своей, но и общей удаче.

Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически.

В конце учебного года или в приближении праздников проводится выставка детских работ, где подводятся итоги работы творческого объединения. В течение года лучшие работы детей принимают участие в конкурсах, фестивалях, выставках различного уровня .

Работая в технике «Аппликация», предлагаю, изготовить аппликацию по выбору: из ткани, бумаги разного вида. Дети сами выбирают, с каким материалом они будут работать, что им ближе. Ребята получают возможность свободного творчества, выражения индивидуальности.

В технике «Квилинг» изготавливаем пока простейшие цветы. В технике «Вышивание» учимся делать простые стежки. В «Бисероплетении» нанизываем бисер на леску , изготавливаем простые бусы. Таким образом, работаем и над мелкой моторикой рук.

Занятия стараюсь проводить либо в игровой форме, либо со сказочными персонажами. Такие занятия более привлекают внимание детей. Это одна из интересных форм занятия, которая помогает развивать творческую активность ученика. Так, например, на занятии: «Подарок Мальвине появляется любимый сказочный персонаж Буратино, который по просьбе Мальвины приглашает на День рождения. Здесь затрагивается техника выполнения цветов, правила этикета, создание ситуации успеха. Поощрение похвалой, что все дети без исключения благодаря Буратино попадают на День рождения.

«Работа с бумагой - это развлечение для души, гимнастика для ума и тренировка для рук». Дети нашего класса с удовольствием работают с бумагой, так как в аппликации и квилинге у них всё удаётся и получается, для них это - ситуация успеха.

5 Блок

Самоподготовка

В течение учебного года мы - учителя и воспитатели заменяем родителей наших детей. И все мы родители. Я не встречала родителей, которые бы обижались на своих детей за испачканные пеленки, а вот за испачканные тетрадки - сколько угодно. В первом и втором классе период марания тетради неизбежен. Но зачастую воспитатели вынуждены занять позицию прокурора на самоподготовке." Заставляют переписывать по пять раз, пока не получится хорошо!" Это недопустимо. Пожалуйста, помните об этом. Просто на следующей самоподготовке подсесть рядом и добиться красивого написания. Но не забыть похвалить.

6 Блок

Работа с родителями.

Духовное и физическое здоровье первоклассника и вновь поступившего второклассника зависит от контактов со всеми, кто работает в школе. Невозможно не уважать воспитателей и учителей нашей школы, потому что они работают и живут жизнью своих ребят. Поддержите словом и делом своего учителя, помогите ему. Не спешите осуждать учителя, администрацию школы, не торопитесь категорично высказывать свое мнение о них - лучше посоветуйтесь: ведь все, что делается учителем, прежде всего, делается на благо вашего ребенка

Психологический настрой - Притча «Всё в твоих руках» -

Закончить свое выступление мне бы хотелось притчей. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

В наших руках, уважаемые педагоги, создать такую атмосферу в школе, в которой каждый ребёнок сможет почувствовать себя полноценной личностью, пережить радость успеха. Вперёд, у нас всё получится!



© 2010-2022