- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Архивное право
Методические указания по выполнению практических занятий по дисциплине Архивное право
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Авдонькина Ю.Е. |
Дата | 23.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«ПЕРЕВОЗСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Методические указания
по выполнению практических занятий
по дисциплине Архивное право
Для обучающихся специальности 030912 Право и организация социального обеспечения.
Составитель: Авдонькина Юлия Евгеньевна
г. Перевоз
2015
Составители: Авдонькина Ю.Е.
УДК 33
ББК 65
Методические указания по организации практических занятий по дисциплине «Архивное право»/ Перевозский строит. колледж; Сост.: Ю.Е. Авдонькина. - Перевоз, 2015. -17с.
Данные методические указания составлены в помощь преподавателям и обучающимся. Методическая разработка содержит указания по оформлению и выполнению практических работ по дисциплине. Предназначены для студентов 4 курса, специальности 030912 Право и организация социального обеспечения
Рецензент: Зайцева Светлана Сергеевна, преподаватель кафедры правового направления.
© Перевозский строительный
колледж, 2015
Рассмотрено на заседании кафедры
Правового направления
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Заведующий кафедрой
_____________________Зайцева С.С.
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол № ____ «____» _______ 20____ г.
Начальник ОИО и СО
_________________ Курикова Г.В.
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………....4
2.Цели и задачи освоения дисциплины………………………………………….5
3.Общие и профессиональные компетенции……………………………………6
4.Алгоритм выполнения практических работ…………………………………..7
5.Содержание практических заданий……………………………………………8
6.Список рекомендуемых источников…………………………………………25
Введение
Курс «Архивное право» рассматривается в качестве комплексной научной дисциплины, изучающей теоретические, методические и организационные вопросы архивного дела и его историю. Курс носит не только теоретический, но и практический характер и предполагает ознакомление студентов с основными концепциями и методами архивного дела, а также опытом работы современных отечественных архивов в области комплектования, хранения, учета, научного описания и использования архивных документов, архивным законодательством Российской Федерации.
Освоение дисциплины производится посредством выполнения практических и творческих работ, закрепления знаний на семинарских занятиях, предусматривающих, в том числе, проблемное обсуждение тем, проведения промежуточной и итоговой аттестации. Формы интерактивного обучения студентов используются при проведении практических занятий (работа в малых группах, работа с ресурсами сети Internet) и при проверке результатов СРС.
2. Место дисциплины в структуре ППССЗ:
Учебная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности законодательные акты и нормативно-методические документы по архивному делу;
- осуществлять научно-техническую обработку документов;
- проводить экспертизу ценности документов с целью отбора их на государственное хранение;
- осуществлять сбор, хранение и учет документов;
- создавать научно-справочный аппарат для осуществления поиска и использования документов.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- систему управления архивным делом на федеральном, региональном и местном уровне,
- виды архивов, их функции, основные законодательные и нормативно-методические документы по архивному делу в России,
- основные механизмы и методы управления архивным учреждением, его финансирование и материально-техническое обеспечение,
- организацию труда, маркетинг, структуру, кадры.
3.Общие и профессиональные компетенции
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой
базы.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
OK 11. Соблюдать основы здорового образа жизни, требования охраны труда.
ОК 12. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению.
ОК 14. Логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь в соответствии с нормами русского языка, публично представлять результаты исследований.
ОК 15. Использовать в познавательной и профессиональной деятельности методы научного познания, логические законы, правила и навыки накопления научной информации.
ОК 16. Анализировать социально-экономические и политические проблемы и процессы, использовать методы гуманитарно-социологических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 1.3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 1.4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 1.5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 1.6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
2. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
ПК 2.1. Поддерживать базы данных получателей пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также услуг и льгот в актуальном состоянии.
ПК 2.2. Выявлять лиц, нуждающихся в социальной защите и осуществлять их учет, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 2.3. Организовывать и координировать социальную работу с отдельными лицами, категориями граждан и семьями, нуждающимися в социальной поддержке и защите.
4. Алгоритм выполнения заданий
Цели и задачи выполнения практического задания:
-
оно признано углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности
-
умение находить и анализировать нормативно-правовые акты по поисковой системе Консультант +, Гарант и применять их при решении поставленных задач
1.Алгоритм выполнения
1.Записать номер практической работы, тему и цель работы.
2.Записать коротко суть изложенного материла.
3.Чтобы оформить то или иное задание воспользуйтесь нормами архивного законодательства.
Решать практические задания необходимо в следующей последовательности:
-
внимательно прочитать условие задания, сущность возникшего спора и все обстоятельства дела, проанализировать доводы сторон;
-
проанализировать нормативные акты, регулирующие данные отношения, и объяснить, почему именно их следует применять в указанных случаях;
-
для обоснования решения использовать федеральные законы регулирующие отрасль архивного права;
Методические указания к решению ситуационных задач
Внимательно прочитайте задачу. Уясните ее содержание и поставленные вопросы. Определите обстоятельства, которые являются решающими для принятия основанного на законодательстве решения. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, следует осмыслить все понятия, необходимые для решения задачи: выяснять, какие правоотношения существуют между сторонами, какие юридические факты (события, активное или пассивное действие) лежат в их основе, каковы субъекты и объект правоотношения, каковы права и обязанности сторон (содержание правоотношения).
5.Содержание практических заданий
Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в Архив г. Перевоз.
Задание: подготовить мини-сообщения (по 5 минут) о каждом федеральном архиве и выступить на семинаре.
1) Государственный архив РФ (ГАРФ);
2) Российский государственный архив древних актов (РГАДА);
3) Российский государственный исторический архив (РГИА);
4) Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА);
5) Российский государственный архив экономики (РГАЭ);
6) Российский государственный архив социально-политической истории (РГА СПИ);
7) Российский государственный архив новейшей истории (РГАНИ);
8) Российский государственный военный архив (РГВА);
9) Российский государственный архив Военно-Морского Флота (РГА ВМФ);
10) Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ);
11) Российский государственный архив научно-технической документации (РГА НТД);
12) Российский государственный архив кинофотодокументов (РГА КФД);
13) Российский государственный архив фонодокументов (РГА ФД);
14) Российский государственный исторический архив Дальнего Востока (РГИА ДВ);
15) Центр хранения страхового фонда (ЦХСФ).
Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в архив ГБОУ СПО «Перевозский строительный колледж».
Задание: На основании изученного материала архивного фонда колледжа составьте личное дело студента.
В состав личного дела студента входят следующие документы:
• заявление на имя директора о приеме в учебное заведение;
• документ об образовании государственного образца (подлинник или копия, заверенная в нотариальном порядке);
• свидетельство о результатах ЕГЭ;
• личная карточка обучающегося;
учебная карточка студента;
• характеристика по итогам каждого учебного года, заверенная
классным руководителем (куратором);
• договор об оказании образовательных услуг и дополнительные
соглашения к нему:
извещения об изменении стоимости и уведомления о начислении
пени (платное обучение);
• выписки из приказов (номер и дата приказа) о зачислении, переводе,
отчислении, восстановлении и т.д., относящиеся к данному обучающему;
• заявления, справки и другие документы, относящиеся к данному
обучающему, в том числе заверенная копия трудовой книжки,
академическая справка или диплом об образовании, выданные другими
образовательными учреждениями;
• студенческий билет, зачетная книжка (вкладываются при отчислении);
• обходной лист (вкладывается при отчислении);
копия академической справки, выданной колледжем;
• копия диплома и приложения к нему, выданные колледжем
внутренняя опись документов, имеющихся в личном деле.
Практическое занятие по теме: Фондирование архивных документов
Задание: Дать краткую характеристику порядка фондирования архивных документов в архивах Нижегородской области.( "ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ АРХИВОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (утв. Приказом Росархива от 13.02.2002 N 16))
Практическое занятие по теме: Семинарское занятие по разделу №1
Задание: Сформировать нормативно-правовую базу архивного законодательства по видам собственности на различных материальных носителях.
Виды собственности:
-государственная;
-муниципальная;
-частная.
Виды материальных носителей:
-Бумажный;
-электронный;
-и иные
Практическое занятие по теме: Управление архивом
Задание: Определить, какую работу проводит ГАФ РФ в области оргметодруководства архивами организаций (по материалам сайта archive.perm.ru)
Практическое занятие по теме: Семинарское занятие по разделу 2.
Задание: Составить документ - номенклатура дел.(О предоставление платных работ и услуг региональным Архивным Фондом).
Практическое занятие по теме: Создание оптимальных условий хранения документов. Требования к зданиям и помещениям архива. Требование к хранилищам и нормативные режимы хранения.
Задание: Используя нормы архивного законодательства создать документ Требования и нормативы режимы хранения документов относящихся к ведению органов государственной власти (на уровне ОМС).
Практическое занятие по теме: Порядок нумерации помещений архива, стеллажей, шкафов, полок.
Задание: Подготовить аргументированный ответ со ссылками на законодательство РФ и нормативные документы (Конституция, кодексы, ФЗ, подзаконные акты и т.д.). Обоснуйте решение.
Высший арбитражный суд в 2011-2012 гг. рассмотрел в судебных заседаниях заявления открытого акционерного общества «Горно-металлургическая компания "Норильский никель"» и открытого акционерного общества «Красноярский речной порт» о признании недействующим приказа Министерства культуры Российской Федерации от 25.08.2010 № 558 «Об утверждении "Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения"» в части, в которой данным нормативным правовым актом на акционерные общества и другие коммерческие организации, которые неподведомственны федеральным органам государственной власти, включая заявителей, возлагаются обязанности по хранению документов, перечисленных в упомянутом перечне, с указанием сроков хранения.
Практическое занятие по теме: Учебная экскурсия в архив г. Перевоз.
на тему: Методика хранения документов
Задание: Определить структуру, состав, выяснить методику установления сроков хранения по Перечню.
-
Критерии отнесения организаций к источникам комплектования архива
-
Виды перечней документов
-
Методика определения сроков хранения по Типовому перечню
Практическое занятие по теме: Размещение документов в хранилищах.
Задание: Используя «Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» (2010 г.), составить номенклатуру дел для условной организации (40-50 позиций разного срока хранения).
Практическое занятие по теме: Учет в архиве организации
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
-
Годовой раздел сводной описи дел постоянного хранения
-
Годовой раздел сводной описи дел временного (свыше 10 лет) хранения
-
Годовой раздел сводной описи дел по личному составу
-
Титульный лист описи документов постоянного хранения
-
Акт о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению
Практическое занятие по теме: Выдача документов и описей из хранилища
Задание: Сформировать и прошить дело «Опись документов постоянного срока хранения» (обложка, историческая справка, опись дел, заверительная надпись).
Практическое занятие по теме: Сроки выдачи документов. Требования к физическому состоянию и оформлению документов при их выдаче. Оформление выдачи документов.
Задание: Создать документ должностная инструкция архивариуса «Перевозского строительного колледжа».Документ должен включать в себя:
-Общие положения;
-Обязанности;
-Права;
-Требования предъявляемые к архивариусу;
И тд.
Практическое занятие по теме: Урок-экскурсия по теме Управление архивом.
Задание: Основываясь на правилах Выдачи документов и описей из хранилища и используя ПК создать книгу выдачи документов из архива (Образец 1).
Образец 1.
Приложение 19 к п. 4.5.4
(наименование организации)
КНИГА ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ №
Начата
Окончена
Форма титульного листа книги выдачи документов
№ п/п
Дата
выдачи
Фонд
№
Опись
№
Ед. хр.
№
Кому выдано
Расписка в получении дела
Дата
возврата
дела
Расписка в
возвращении дела
Примечание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Итого в
году выдано из хранилища №
(цифрами и прописью)
Наименование должности работника, составившего итоговую запись
(подпись)
(расшифровка подписи)
Дата
Практическое занятие по теме: Выполнение платных работ и услуг.
Задания:
-
выявить плюсы и минусы создания собственного архива в организации и передачи архива на внешнее хранение
-
рассчитать штатную численность сотрудников архива
-
определить обязанности архивиста
-
(дополнительно) просчитать затраты на создание собственного архива и на создание аутсорсинговой компании.
Практическое занятие по теме: Размещение документов в хранилищах.
Задания: Проектирование документов:
1. Разработать один из разделов Реестра уникальных архивных документов Архивного фонда Нижегородской области (по выбору).
2. Разработать комплекс документации сопровождающий организацию и проведение выставки уникальных и особо ценных документов
Практическое занятие по теме: Порядок снятия с учета неисправимо поврежденных документов.
Задание: Создать документ порядок снятия с учета документов имеющих какие либо повреждения, исправления.
Практическое занятие по теме: Учет в архиве организации
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
-
Акт о выдаче дел во временное пользование
-
Акт проверки наличия и состояния дел фонда
-
Книга учета поступления и выбытия документов
-
Паспорт архива организации, хранящей управленческую документацию
-
Акт приема-передачи документов на государственное хранение
Практическое занятие по теме: Специальная обработка документов.
Задание: Используя «Основные правила работы архивов организаций» составить пакет учетных документов для архива условной организации по документам номенклатуры дел.
-
Акт о необнаружении дел, пути розыска которых исчерпаны
-
Акт о неисправимых повреждениях документов
-
Лист фонда
-
Лист-заверитель дела
-
Внутренняя опись документов дела
-
Обложка дела постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения
-
Итоговая запись и заверительная надпись.
6.Список рекомендуемых источников
1 Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98. - М., 1998.
2 Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июня 2004 г. «О Федеральном архивном агентстве» // Российская газета. -2004. - 22 июня.
3 Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организациях Российской академии наук от 29.03.2007 От 18 января 2007 г. № 19. Смотри официальный сайт Росархива "Архивы России" (rusarchives.ru).
4 Положение о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве Утверждено приказом Росархива от 02.05.2007 № 22 (rusarchives.ru)
5 Примерное положение об архиве государственного учреждения, организации, предприятия Утверждено приказом Роскомархива от 18.08.1992 №176 (rusarchives.ru).
6 Правила работы пользователей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации. Утверждены приказом Федеральной архивной службы России от 6 июля 1998 г. № 51 (rusarchives.ru).
7 Регламент государственного учета документов Архивного Фонда Российской Федерации от 11 марта 1997 года (rusarchives.ru).
8 Регламент работы Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве. Утвержден приказом Росархива от 02.05.2007 г. № 22 (rusarchives.ru).
9 Регламент Федерального архивного агентства (утвержден Приказом Руководителя Федерального архивного агентства от 09.03.2005 г. № 17; зарегистрирован Минюстом России 13.07.2005 г. N 6784) (rusarchives.ru).
10 Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утверждена приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федераций от 8 ноября 2005 года N 536, зарегистрирована в Минюсте РФ 27 января 2006 г. Регистрационный N 7418).
11 Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации» от 27 октября 2004 г. // Сборник законодательства Российской Федерации. - 2004.
12 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
13 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Учебные пособия:
1 Алексеева Е.В. Архивоведение: Учебник для нач. проф. образования: Учеб. пособие для сред. проф. образования - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.