- Преподавателю
- Классному руководителю
- Организация профилактической работы в школе
Организация профилактической работы в школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Цветкова Е.Н. |
Дата | 11.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Сл.1
Употребление детьми и молодежью психоактивных веществ представляет собой серьезную проблему.
Прогрессирующее ухудшение наркоcитуации в России сопровождается «омоложением» наркомании. Подростки злоупотребляют психоактивными веществами в 11,4 раза чаще, чем взрослые. За истекшие 10 лет число злоупотребляющих наркотическими средствами подростков, впервые диагностированных, увеличилось в 6 раз. К окончанию школы в крупных городах 19,5% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно употребляют 9% мальчиков и 5% девочек.
Официально на учете в России состоят 16 тысяч наркоманов, в городском округе Шахунья на учете состоят 52 человека, неофициально - число лиц, в той или иной степени имеющих отношение к наркотикам, достигает в Шахунье - тысячи человек, по Росии-полумиллиона.
Сл.2
Профилактика злоупотребления ПАВ - ключевой заказ системы образования, что оговорено в концепции профилактики злоупотребления ПАВ, утвержденной приказом Минообразования 28 февраля 200 года и одобренная Правительственной комиссией
Наша задача- первичная профилактика- задача каждого педагога, это ежедневная работа ОУ, направленная на формирование благоприятного психологического климата и создание условий для равноправного общения сверстников.
Вторичная профилактика -ответственность социального педагога - индивидуальная работа с подростками и их семьями в целях исправления отклонений в поведении
Третичная профилактика- задача специализированных служб( врачей -наркологов, ПДН, КДН и т.д.)
Хочется отметить, что профилактическая работа - составная часть воспитательной работы.
Сл.3
Характер профилактической работы в ОУ должен быть позитивным. Позитивная профилактика-это такая система работы, направленная на повышение самооценки, уверенности в себе обучающихся. Основной и самый распространенный метод - моделирование ситуации успеха. Повышению самооценки способствуют тренинги, игровые формы проведения мероприятий.
Задача позитивной профилактики- формировать установки на ЗОЖ, не запугивая детей. Так как часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы давим на них и предоставляем недостоверную информацию. В основе этой работы должна лежать работа по мониторингам. Слишком низкая, равно как и слишком высокая самооценка, могут стать причиной отклонений в поведении.
Необходимо предоставить детям альтернативу времяпровождения, найти каждому занятие по интересам. ОУ может предпочесть 1 направление работы: спортивное, культурно-досуговое и т.д. и делать крен в этом направлении. Но не каждый ребенок готов заниматься только спортом, выступать только в театре и т. д. Необходима альтернатива, выбор сфер деятельности.
Сл.4
Факторы риска употребления ПАВ
№
п/п
Группы факторов
Факторы риска
1
Психотравмирующие ситуации относительно кратковременного действия, но психологически очень значимые
-
Утрата или болезнь одного из родителей.
-
Ссора со сверстниками и др.
2
Хронически действующие психотравмирующие ситуации
-
Семейные конфликты, отсюда-желание отомстить взрослым, способствует этому юношеский максимализм. Не все ладится в отношениях с родителями - подросток идет на улицу…..
-
Школьная неуспеваемость - одна из причин низкой самооценки.
3
Эмоциональная депривация
-
Недостаток внимания, ухода со стороны родителей, заботы, ласки. НЕДОСТАТОК ОБЩЕНИЯ,
-
Разлука с семьей и др.
5
Факторы социальной среды
-
Социально-экономический статус семьи.
-
Семейная депривация ( одиночество), социальное сиротство.
-
Высокая степень доступности (низкие цены, множество точек продажи наркотиков).
-
Снижение моральных устоев в обществе.
-
Возможность получения быстрого дохода.
-
Излишняя или недостаточная родительская опека.
-
Потребление ПАВ родителями, братьями и сестрами.
-
Семейное попустительство на прием наркотиков (разрешение родителей).
-
Низкий уровень информированности подростков и молодежи по вопросам злоупотребления ПАВ.
-
Групповое давление со стороны сверстников на потребление ПАВ и т.д.
Сл.5
В 90% случаев причиной употребления наркотиков подростками служат факторы социальной среды. Прежде чем попасть в организм человека через рот и вены, наркотики попадают через глаза и уши.
Именно образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты, должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
-
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
-
Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования.
-
Выявление семей, находящихся в социально-опасном положении.
-
Обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних.
-
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведениия
Сл.6
Конфликты повседневны: школьники конфликтуют между
собой и с учителями. Помимо этого, достаточно часто возникают конфликты и
по поводу обучения в школе между родителями и детьми. Проводимые среди
школьников старших классов опросы свидетельствуют, что наиболее актуаль-
ными подростки считают для себя конфликты в следующих системных парах:
ученики - родители, ученики - учителя, ученики - ученики.
Ситуации в указанных системах вполне объяснимы. Во-первых, конфликты
между людьми вообще неизбежны, а между детьми, как активно развивающи-
мися субъектами - регулярны.
.
Сегодня конфликты в школе разрешаются, как правило, на основе админи-
стративных рычагов - через учителя, через руководство школы, в некоторых,
особых и более сложных случаях - через руководство системой образования;
в криминальных ситуациях - через правоохранительные органы. Попытка при-
дать дополнительный импульс в использовании авторитета классного руково-
дителя сегодня предпринята властными органами путём введения доплаты за
классное руководство. Однако такое действие очевидно не способно повысить
качество работы педагога. Поскольку, как уже говорилось ранее, внутренних конфликтов в школе пре-
достаточно, возможно возникновение (создание) соответствующих служб, на-
правленных на содействие примирению конфликтующих сторон. Профильной
деятельностью таких служб в значительной мере являются конфликты между
учениками. В этих случаях школьные службы примирения (ШСП) могут справ-
ляться силами самих учеников. Следует заметить, что полномочия представи-
телей такого рода службы должны быть утверждены на уровне администрации
школы отдельным положением или её уставом. Значение участия школьников в деятельности подобных служб сложно пере-
оценить. Обращу внимание на основные полезные эффекты. Во-первых, это
собственно результаты разрешения конфликтов - восстановление миропоряд-
ка, существовавшего до конфликтного события. Подростку, виновному в конфликте служба помогает осознать причины своего поступка, принести извинение и получить прощение, загладить причиненный вред,вернуть себе уважение и восстановить эмоциональные связи.
Родителям-помочь ребенку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него взрослого, ответственного поведения.
Потерпевшему- избавиться от негативных переживаний, желания отомстить, вера в восстановление справедливости.
Практика создания служб примирения есть в школах соседних Уренского, Шарангского районов.
Основана СП на 3-х принципах:
1 Конфеденциальности - обязательство не разглашать полученные в ходе процесса примирения сведения
-
Нейтральности,запрещение принимать участникам службы сторону одного из участников конфликта
3. Добровольности, что предполагает добровольное частие школьников в организации работы службы.
Примирители должны четко придерживаться этих принципов, перед началом примирения пройти школу примирения у психолога. Необходимо также проводить информационную поддержку, рекламировать службу и обеспечить нормативно-правоую базу для ее работы ( должен быть устав и положение)
Идеально на руководителя Службы примирения подходит психолог и социальный педагог.
Сл.8
ВОЛОНТЕРЫ
Волонтерская деятельность не так быстро набирает свою популярность в России. Причина в том, что многие считают навязанной ее извне. Но по сути даже в советские времена волонтерской деятельностью могли считаться проводимые субботники. Само понятие пришло в Россию в нач.90хгг.
Согласно Федеральному Закону "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" к молодежи относятся граждане до 30 лет. Договор о безвозмездном оказании услуг добровольцем можно заключать и с несовершеннолетним. В соответствии с законодательством несовершеннолетние в возрасте от 6 до 14 лет (малолетние) уже могут заключать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, т.е. это может быть и договор о безвозмездном оказании услуг (ст. 28 и 172 ГК РФ). Но в любом случае данные сделки не накладывают личную ответственность на несовершеннолетних до 14 лет; ответственность по данным сделкам несут их родители и опекуны.недееспособных (несовершеннолетних). Итак:
-
. О взаимоотношениях организации и несовершеннолетнего добровольца должны обязательно знать его родители или опекуны. Если возникает необходимость заключения договора с малолетним добровольцем, то желательно этот документ заключить с его законными представителями (родителями и опекунами). Если договора нет, то желательно иметь их письменное одобрение его добровольческой деятельности. С несовершеннолетним старше 14 лет можно непосредственно заключить договор, но и при этом важно поставить в известность его родителей.
-
Между организацией и добровольцем заключается договор "О безвозмездном оказании добровольцем услуг организации".
Основным методом работы волонтеров является Проект - представляет описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена и конкретных методов и шагов по ее реализации.
Волонтерский проект- вид социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения противоречия между социальной проблемой и потребностью личности.
Волонтеры призваны обучать сверстников активной жизненной позиции, волонтером может быть и взрослый (педагог, психолог), однако в этом случае управленческие права взрослого не превышают таковых у волонтеров - подростков.
Основными мотивами добровольческой деятельности являются:
Реализация личностного потенциала.
Общественное признание, чувство социальной значимости.
Самовыражение и самоопределение.
Профессиональное ориентирование.
Приобретение полезных социальных и практических навыков
Способы поощрения волонтеров:
- вручение «личной книжки волонтера»;
- благодарственное письмо или грамота на место работы, учебы или родителям;
- личная благодарность от известного человека;
- знак отличия или фирменная нашивка, означающая повышение;
- представительство на конференции, выставке и т.п.;
- материальное вознаграждение (денежная премия или подарок);
-прием на работу по результатам деятельности в волонтерском движении;
- поручение ответственных работ;
- публичное признание заслуг с привлечением представителей средств массовой информации или вручение чего-либо при большом скоплении народа.
Сл.9
В ОУ городского округа город шахунья работают 5 волонтерских объединений Ритм ( сош№2), Новое поколение ( СОШ№14), Мик ( Вахтанская СОШ) Надежда ( СОЩ№1). Все они имеют основными направлениями работы пропаганду ЗОЖ, благотворительность. На самом деле направлений работы - множество.
Сл.10
Волонтерская организация должна быть зарегистрирована, волонтеры должны иметь личную книжку.
Сл.11
СМИ
Информационная модель - наиболее ранняя и известная модель профилактической работы. В ее основе - представление о том, что информирование человека о негативных последствиях приема психоактивных веществ для здоровья и социального благополучия позволяет предотвратить их употребление. Однако, получение неверной информации или недостаток (отсутствие) информирования в некоторых сферах рассматривается как основа большинства эмоциональных и поведенческих проблем человека.
Информационная модель традиционно реализуется с опорой на эффект запугивания, сознательного вызывания страха. Однако, данный эффект имеет как существенные ограничения, так и негативные последствия:
-
Эффективность сильного страха, если и может быть высокой, то всегда кратковременна.
-
Трансляция знаний о ПАВ может стимулировать интерес к ним, подтолкнуть к пробам.
.
Информация профилактического плана и не только может размещаться на страницах школьной прессы, в выпусках буклетов и тд.
Школьное СМИ - это информатизация воспитательного процесса в школе, возможность самовыражения и профессионального самоопределения для обучающихся .
Наличие школьного СМИ и архивов его выпусков-отдельная стрка в рейтинге ОУ.
Сл.12
СЕМЬЯ
Работа по выявлению учащихся и семей, находящихся в социально-опасном положении должна строиться планово. При выявлении негативных фактов классные руководители информируют Совет профилактики школы. Классные руководители знакомятся с жилищными условиями учащихся, в домашней обстановке проводят беседы с родителями, взрослыми членами семьи, составляют акты обследования жилищных условий, выясняют положение ребенка в семье, его взаимоотношения с родителями. Целесообразно некоторые посещения проводить с сотрудниками ПДН органов внутренних дел, особенно в семьи, состоящие на учете в ОВД, или замеченные в злоупотреблениях алкоголем, нерадивом отношении к детям.
При выявлении конфликтов между родителями и детьми, проблем в семейном воспитании, работу рекомендуется проводить одновременно с родителями и детьми. Наиболее трудной задачей является обучение родителей правильному способу общения с «трудными детьми», учету особенности детей и анализу причины их поведения. Важными направлениями в этой работе являются:
-
установление доверительных отношений между родителями и педагогом. Родители и педагоги должны быть единомышленниками - это залог успеха в воспитании детей.;
-
разъяснение родителям основ межличностных отношений
-
правильного отношения к чувству самоценности ребенка. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка;
-
формирование у родителей чувства уверенности в себе, в решении возникающих проблем в воспитании.
Сл.13. Формирование навыков ЗОЖ является важной составляющей профилактической работы.
Сл.14. Отвественность за организацию работы родительских патрулей и общестенных наставников легла на плечи ОУ в связи с соответствующим законом, принятым в мае 2012г. Работа должна носить не формальный, а реальный характер. Наставники должны быть выбраны не только из числа педагогов, но и из числа жителей поселка, пользующихся авторитетом и уважением. Так, в Туманинской ООш наставниками детей являются фелбдшер сельского ФАП и директор ДК.
Сл.15.
Создание ВСШ -системы, основанной на традициях, самоуправлении и активной деятельности детских объединений. Примером может служить ВС СОШ№14 Родник. Воспитательная деятельность организована по нескольким направлнеия, но ведущим является военно-патриотическое воспитание. В этом году, благодаря возможностям Интернет, в школе создан виртуальный музей, обощена информация о выпускниках школы различных лет.
ВСШ - это комплекс взаимосвязанных компонентов, таких, как….. ( слайд)
Сл.16
Если говорить о стратегии профилактической работы, то можно выделить три основных направления:
- Стратегия сдерживания, как наиболее адекватной в работе по профилактике и предупреждению правонарушений и безнадзорности среди учащихся, так как ставить вопрос о полном искоренении этих проблем в современных условиях нереально.
-Стратегия альтернативы, направлена на предоставление несовершеннолетним выбора. Представить детям галерею альтернативных образцов достойного образа жизни их сверстников - актуальная педагогическая задача.
- Стратегия позитивной профилактики, ориентируемой не на проблему и её последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал личности ребенка ( доп. образование, организация мероприятий , в норме это должно быть1 раз в месяц- 1 классное, 1 общешкольное)
СЛ. 17
Рекомендации, которые даны на областных и зональных семинарах с целью активизации воспитательной работы .
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ОУ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ.
КДНи
ЗП
ОТДЕЛ ОПЕКИ
ЦЕНТР ЗАНЯТО-СТИ
ПДН ОВД
МБОУ СОШ
УДОД
ГАИ ОВД
УЧАСТКО- ВЫЙ
ДОУ
Важную роль в межведомтственном взаимодействии должны играть СМИ. Привлекать СМИ необходимо не только на профилактические мероприятия, но и для освещения работы детских общественных объединений, волонтерских проетков , общешкольных мероприятий.
На последнем слайде представлены адреса полезных в профилактической работе сайтов.
Спасибо за внимание!