- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по туризму
Методические рекомендации по туризму
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чебыкина Н.Л. |
Дата | 01.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Н.Л. Чебыкина ( МОСШ №19, г.Нижневартовск Тюменской области, учитель географии, тренер по туризму и спортивному ориентированию ).
ИНТЕГРАТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА К ПРОЦЕССУ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ
ЛИЧНОСТИ
Туризм - это универсальный вид спорта, включающий в себя туристское многоборье, спортивное ориентирование и краеведение, которым можно заниматься без возрастных ограничений при правильной физической нагрузке. Туризм многогранен и многообразен: активные по форме туристические походы и пассивный отдых на пляже, туристические фестивали и летние спортивные лагеря, конкурс туристской песни, фотографий и стенгазет и сбор краеведческого материала.
Этот вид спорта направлен на совершенствование физического и умственного развития, способствует изучению своей Родины, воспитанию любви и патриотизма, приобретению полезных навыков, необходимых в повседневной жизни. А кроме того связан почти со всеми школьными дисциплинами. Например, общая физическая подготовка, которая включает упражнения для мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса, туловища, упражнения со скакалкой, подвижные игры, эстафеты, игры в волейбол, футбол, баскетбол, занятия на снарядах - способствуют формированию таких качеств, как выносливость, ловкость, гибкость, сила, быстрота. Эти навыки необходимы детям также на уроках физической культуры.
Технические тренировки имеют практическую направленность - умение работать с веревками и специальными приспособлениями ( жумары, карабины, восьмерки ), дают возможность преодолевать водные преграды, глубокие овраги, спуски с крутого склона, а так же перебраться по бревну через овраг, через горную реку, поставить палатку, разжечь костер - связь с предметом основы безопасности жизнедеятельности, а так же подготовки мальчиков к воинской службе.
Дети, занимающиеся туризмом могут правильно действовать в экстремальных ситуациях: они могут прыгнуть с отвесной стены ( спуск дюльфером ), не упасть, не разбиться, не испугаться, потому что с первого года обучения в туризме умеют пользоваться страховочными приспособлениями. Могут оказать первую медицинскую помощь при различных видах травм, имеют навыки ориентирования в лесу по компасу, карте, солнцу, звездам и другим предметам. В перспективе, дети занимающие туризмом четыре- пять лет, в дальнейшем идут работать в спасательную службу ГО и ЧС или промышленным альпинизмом.
Все эти навыки им необходимы для совершения походов. В походе ребенок своими глазами может рассмотреть тайгу, степь, пустыню, тундру, субтропики. На уроках географии он воспринимает не сухой текст, а прокручивает в голове увиденные ландшафты. Пещеры, правильно представляет, что такое ледник, «снеговая линия» в горах, а также представляет смятие горных пород в складки, так как наглядно видел это в природе. Турист образно воспринимает разнообразные формы рельефа, неисчислимые виды растений и животных, огромное количество географических объектов. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Эти знания ему в дальнейшем пригодятся на уроках географии и биологии.
В походах ребенок сталкивается с организацией туристского быта. Что это такое? Это прежде всего правильный выбор места для привала и ночлега. Место для костра, для забора воды, умывания и мусорной ямы для бытовых отходов. Это уход за одеждой и обувью в походе ( их сушка и ремонт ). Правила разведения костров и заготовка дров. Составление меню на весь поход и приготовление пищи ( список продуктов, фасовка, упаковка продуктов и переноска их в рюкзаках. Эти навыки им пригодятся на уроках технологии.
В туристических походах воспитываются такие человеческие качества как: трудолюбие, выносливость, взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя товарища, так как успех всей команды зависит от слаженности действий каждого участника.
Воспитание всесторонне развитой личности, высокообразованной, духовно богатой, нравственно чистой, физически совершенной - вот главная задача педагога. Это процесс беспрерывный, и заниматься этим надо не только на уроках, в школе, а также дома, на улице, на внеклассных и внешкольных мероприятиях. Это задача не только учителей, родителей, воспитателей, но и всех, кто окружает подростка. Только общими усилиями можно воспитать высоконравственную личность!