Статья на конференциюПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Осинцева Снежана Ариевна

Педагог-психолог Ялуторовской

школы-интерната № 6

для слепых и слабовидящих детей

[email protected]

89630683704

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО

СОЦИАЛИЗАЦИИ СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

В образовательном учреждении сложилась определенная система работы по профессиональной ориентации обучающихся, которая реализуется как через урочную, так и внеурочную организацию деятельности.

С целью подготовки учащихся к выбору профессии, социализации выпускников в инвариантную часть учебного плана школы-интерната включён предмет «Технология», в рамках которого решаются задачи профессионального ориентирования обучающихся. Вариативная часть учебного плана представлена следующим образом: в 10-12 классах реализуются элективные курсы, направленные на профессиональное самоопределение школьников, вводятся по выбору учащихся и направлены на формирование навыков применения теоретических знаний в практической деятельности. За рамками учебного плана в качестве факультатива в 11-12 классах реализуется курс «Шаги к профессии» с привлечением специалистов учреждений дополнительного образования. Кроме того, в планах воспитательной работы классных руководителей и воспитателей предусматриваются проведение разнообразных видов деятельности по профориентационному направлению: экскурсии, встречи, беседы, викторины, конкурсы. Налажено тесное взаимодействие по организации профориентационной работы с молодежным социально-деловым центром.

Педагогом -психологом ведётся диагностическое изучение индивидуально-личностных особенностей и профессиональных предпочтений учащихся: «Карта профессиональных предпочтений», «Тест интеллекта Амтхауэра», тест «Прогрессивные матрицы Равена». Набор разнообразных тестов, опросников, анкет имеется в арсенале у воспитателей, классных руководителей. По результатам диагностики педагогом- психологом проводятся консультации для всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов).

В выпускных классах при прохождении МСЭ с выпускниками индивидуально работает психолог. В итоге учащийся получает перечень профессий, которые являются предпочтительными исходя из его личностных особенностей, с учетом оценки состояния здоровья.

Вместе с тем, несмотря на сложившуюся систему, имеются определенные трудности, связанные в первую очередь с узким выбором специальных учреждений для слепых учащихся. В последнее время в стране открываются отделения при Сузах, ВУЗах для слепых обучающихся, но это незначительное количество и направления невелико. Закрыто УПП в г. Ялуторовске, в Тюмени число мест ограничено.

В качестве основных проблем в организации эффективной профориентационной работы следует выделить следующие:

-Отсутствие информации о кадровой потребности на предприятиях и учреждениях города Ялуторовска, Тюменской области, тем более для слепых и слабовидящих обучающихся. Отсутствие заинтересованности со стороны работодателей в организации профориентационной работы с учащимися.

-Слабое взаимодействие школ с учреждениями профессионального образования в плане реализации профориентационных программ.

-Слабое вовлечение в профориентационную деятельность родителей учащихся.

-Отсутствие наработанной системы отслеживания эффективности и результативности реализации программ по профориентации подростков.

Новые требования к профессиональному развитию подрастающего поколения требуют переосмысления деятельности по профориентации. Она должна не просто помогать молодым инвалидам по зрению в выборе профессии, а научить самостоятельно «выстраивать» профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни.

В связи с этим назрела необходимость решения актуальной проблемы профессионального самоопределения старшеклассников в современных социокультурных условиях.

В школе-интернате была создана комплексная программа, которая реализуется в рамках комплексного психолого-педагогического медико-социального сопровождения и предполагает взаимодействие учеников, педагогов, родителей, специалистов ведомств.

Цель: создание оптимальных условий для самоопределения и социализации учащихся посредством предоставления широкого спектра образовательных и психолого-медико-педагогических услуг.

Задачи:

1.Формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества. (1-4 кл)

2.Развивать интерес к будущей профессии. (1-4 кл)

3.Формировать осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. (5-8 кл)

4. Формировать представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии; умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. (9-10кл)

5. Формировать профессионально важные качества в избранном виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; познакомить со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии. (11-12кл)

Для решения этой задачи используются формы и методы организации учебно-воспитательной деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Успешная реализация поставленных целей и задач в значительной степени зависит от качества работы по каждому из следующих направлений:

1. Профессиональное просвещение, включающее профинформацию и профпропаганду.

2. Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии.

3. Профессиональная консультация, направленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов.

4. Определение профессиональной пригодности учащихся по выбранной ими профессии для выявления наибольшей вероятности успешного её освоения и выполнения, связанных с ней трудовых функций.

5. Социально-трудовая адаптация учащихся.

6. Раннее профессиональное воспитание, которое ставит своей целью формирование у учащихся позитивного отношения к труду, чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;

7. Внедрение инновационных методов и технологий в профессиональное воспитание.

3. Основные группы профориентационных методов для использования в образовательном учреждении.

Методы профориентации: информационно-справочные, диагностические, тренинговые и консультационные.

Результатом профориентационной работы являются осознанный выбор выпускниками дальнейшего самостоятельного пути. И хоть путь этот бывает нелегким, они радуют нас своими успехами, настойчивостью в достижении цели что подтверждается мониторингом трудоустройства выпускников в соответствии с данными диагностического обследования и рекомендаций МСЭ.

За семидесятилетнюю свою деятельность школа дала путевку в жизнь более тысячи воспитанникам. Они выбирают разные дороги. Большинство из них стали прекрасными рабочими предприятий УПП ВОС, специалистами различных профессий, руководителями предприятий и организаций, преподавателями и учеными, музыкантами и композиторами, профессиональными спортсменами, массажистами высокого класса. Мы гордимся тем, что в каждого из них вложена частица нашего труда.

Список литературы


1.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школьной библиотеке. Лекция 6: "Анатомия" профессии: схема описания профессии / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 22 / 16-30 нояб.- С. 41-46.

2.Загашев, И. Формы и методы профориентационной работы в школе. Лекция 8: Портфолио будущего профессионала / И. Загашев // Библиотека в шк.: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2005.- № 24 / 16-31 дек.- С. 35-42.

3. Казарова, Е. Проблема выбора: программа психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся / Е. Казарова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 2.- С. 17-23.

4. Резапкина, Г. Словарь профессий / Г. Резапкина // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.".- 2007.- № 5.- С. 25-32.

5.Резапкина, Г. Уроки самоопределения (5-7 кл): профориентационные занятия в 5-7 классах / Г. Резапкина // Классное руководство и воспитание школьников (Первое сент.).- 2008.- № 22.- С.41-46

5


© 2010-2022