- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Здоровое питание
Классный час Здоровое питание
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гизатуллина Р.М. |
Дата | 04.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17
г.Белебей
Классный час
в 5-6 классах
«Твоё здоровье и питание»
(из серии классных часов «Твоё здоровье и …»)
подготовила
учитель Гизатуллина Р.М.
(слайд 1)
Цели:
-
Сформировать ценное отношение к своему здоровью;
-
Сформировать представление о влиянии питания на здоровье;
-
Оценить свое питание и составить рацион в соответствии с принципами рациональности. (слайд 2)
Задание:
* Помочь детям развивать в себе привычку к здоровому и творческому образу жизни;
* Выработать умение правильно делать обоснованные выводы.
К концу занятия учащиеся должны:
* Владеть информацией о правильном питании;
* Быть убежденными, что правильно питаться - более предпочтительно. (слайд 3)
(слайд 4) Здоровье - это самое главное в жизни. Это и счастье, радость, свобода, труд, спорт и общение с родными и друзьями.
Это - это жизнь.
Ход классного часа:
Классный руководитель:
Питание играет важную роль:
-
в поддержании физического и психического здоровья человека;
-
в обеспечении нормального эмоционального состояния. ( слайд 5)
(слайд 6) Основные функции питания. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Наукой твердо установлены три функции питания.
Первая функция заключается в снабжении организма энергией. В этом смысле человека можно сравнить с любой машиной, совершающей работу, но требующей для этого поступления топлива. Рациональное питание предусматривает примерный баланс поступающей в организм энергии и расходуемой на обеспечение процессов жизнедеятельности.
Вторая функция питания заключается в снабжении организма пластическими веществами, к которым прежде всего относятся белки, в меньшей степени - минеральные вещества, жиры и в ещё меньшей степени - углеводы. Потребность в пластических веществах пищи варьирует в зависимости от возраста: у детей такая потребность повышена, а у пожилых людей понижена.
Третья функция питания заключается в снабжении организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.
Четвертая функция была выявлена учеными сравнительно недавно. Она заключается в выработке иммунитета, как неспецифического, так и специфического. Было установлено, что величина иммунного ответа на инфекцию зависит от качества питания и особенно от достаточного содержания в пище калорий, полноценных белков и витаминов.
Для чего же необходимо правильное питание? Давайте ответим на этот вопрос.
(учащиеся предлагают варианты ответов)
Правильное питание необходимо для обеспечения: (слайд 7)
-
нормального кроветворения;
-
нормального иммунитета;
-
высокой работоспособности;
-
нормального зрения;
-
нормального состояния кожных покровов;
-
нормального развития.
Для этого необходимо соблюдать принципы рационального питания
Принципы рационального питания: (слайд 8)
-
энергетическое равновесие;
-
сбалансированное отношение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и витаминов;
-
режим питания.
Принципы рационального питания (слайд 9)
Умеренность
Она необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией. Установлено, что в среднем при основном обмене затрачивается около 1 ккал на 1 кг массы тела за 1 ч. У людей, постоянно испытывающих физические нагрузки, основной обмен, как правило, повышается в пределах 30%.
Разнообразие
Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и ещё больше кулинарных блюд. Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров, углеводов, витаминов, мин веществ и воды. Оптимальным в рационе здорового человека считается соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1,2:4.
Режим питания
Режим питания человека обычно регулируется аппетитом. Но необходимо иметь в виду, что аппетит сохраняется даже после приема пищи. Это связано с необходимостью переваривания и всасывания пищевых веществ. И только после начала поступления их в кровь возбуждение пищевого центра начинает сменяться его торможением.
Энергетическая ценность суточного рациона питания должна соответствовать энергозатратам организма.
Энергозатраты «стандартного человека» массой 60 кг. (слайд 10)
Тип деятельности
Расходы энергии, ккал/ч
сон
50
отдых, лежа без сна
65
чтение вслух
90
делопроизводство
100
работа в лаборатории сидя
110
домашняя работа (мытье посуды, глажка, уборка)
120 - 240
работа в лаборатории стоя
160 - 170
спокойная ходьба
190
быстрая ходьба
300
бег «трусцой»
360
ходьба на лыжах
420
гребля
150 - 360
плавание
180 - 400
езда на велосипеде
210 - 540
катание на коньках
180 - 600
Энергозатраты организма зависят от: (слайд 11)
-
пола;
-
возраста;
-
физической активности;
-
профессии;
-
состояния здоровья.
У спотрсменов и лиц, занимающихся тяжелым физическим трудом, энергозатраты больше, чем у людей умственного труда.
Организм человека ежедневно нуждается в строго определенном количестве веществ:
(слайд 12)
-
доля белков составляет 10 - 15 % (60 - 80 г) - это основной строительный материал организма;
-
доля жиров - 15 - 30 % (60 - 80 г) - это энергоемкие компоненты пищи, которые служат растворителями витаминов А,Д, Е, К ;
-
доля углеводов - 55 - 75 % (350 - 400 г) - основной топливный материал;
-
минеральные вещества и витамины - способствуют обмену веществ.
Питание должно быть: (слайд 13)
-
дробным (3 - 4 раза в сутки);
-
регулярным (в одно и тоже время);
-
равномерным.
Последний прием пищи должен быть не позднее чем за 2 - 3 часа до сна.
Влияние питания на здоровье (слайд 14)
Нарушение режима питания оказывает отрицательное влияние на многие органы и системы
организма.
Редкие приемы пищи:
-
возбуждают аппетит;
-
угнетают функцию щитовидной железы;
-
вызывают застой желчи.
Избыток насыщенного жира способствует:
-
развитию злокачественных новообразований;
-
повышению артериального давления;
-
развитию атеросклероза;
-
заболеваниям желчного пузыря.
Избыток поваренной соли:
-
разрушает сосуды и слизистую желудка;
-
ведет к развитию гипертонической болезни.
Недостаток в пище витаминов и микроэлементов приводит к нарушению обмена веществ.
Влияние питания на здоровье отражено на рисунке (слайд 15)
Правила здорового питания следующие: (слайд 16)
-
Потреблять разнообразные продукты. При приеме пищи есть хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис и картофель.
-
Несколько раз в день есть овощи и фрукты (500 г в день). Предпочтение отдавать продуктам местного производства.
-
Ежедневно потреблять молоко и молочные продукты с низким содержанием жира и соли: кефир, кислое молоко, сыр, йогурт.
-
Можно заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира на бобовые, рыбу, птицу, яйца, нежирные сорта мяса.
-
Ограничить потребление «видимого» жира в кашах и бутербродах, выбирать мясомолочные продукты с низким содержанием жира.
-
Ограничить потребление сахаров: сладостей, кондитерских изделий, сладких напитков, десерта.
-
Общее потребление поваренной соли - 1 чайная ложка в день.
-
Дефицит йода восполняется йодированной солью.
Для сохранения идеальной массы тела необходимо соблюдение принципов рационального питания, следует поддерживать уровень физической активности.
Приготавливать продукты необходимо:
-
на пару;
-
путем отваривания или запекания;
-
в микроволновой печи, уменьшая добавления жиров и масел.
Большие дозы алкоголя вредны для здоровья.
Модель здорового питания (слайд 17)
Продукты можно разделить на 6 групп. (слайд 18)
-
сахар, напитки, сладости - не содержат минеральных веществ и витаминов. (слайд 19)
-
жиры, сливочное масло, кулинарный жир, маргарин - следует употреблять ограниченно.(слайд 20)
-
овощи и фрукты - содержат минеральные вещества и витамины. (слайд 21)
-
хлеб, рис, злаки, картофель - содержат углеводы, витамины, белки. (слайд 22)
-
мясо, птица, рыба, бобовые, яйца - содержат витамины группы В, минеральные вещества, белок. (слайд 23)
-
молочные продукты, молоко, сыр, йогурт - содержат кальций и белок. (слайд 24)
Контрольное задание
Отметь ответы, которые ты считаешь правильными (может быть несколько правильных ответов) для завершения утверждений.
1. Главные ценности в жизни человека - это:
-
благополучие семьи;
-
экологическая безопасность;
-
здоровье.
2. Главные принципы рационального питания - это:
-
энергетическое равновесие;
-
высокое потребление сахара;
-
сбалансированное питание.
3. Отрицательно влияет на здоровье избыточное употребление:
-
фруктов;
-
соли;
-
молока и молочных продуктов;
-
сахара.
4. К расстройству обмена веществ в организме приводит недостаток:
-
алкоголя;
-
витаминов;
-
микроэлементов.
5. Недостаток йода в организме можно восполнить, употребляя:
-
хлебобулочные изделия;
-
йодированная соль;
-
молочные продукты;
-
морепродукты.
6. Наиболее полезный способ приготовления продуктов:
-
жарение;
-
варка на пару;
-
в микроволновой печи.
7. Предпочтительнее употреблять фрукты и овощи:
-
экзотические, привозные;
-
местные.
Ответы на контрольные вопросы: 1 - в; 2 - а, в ,г; 3 - б, г; 4 - б, в; 5 - б, г; 6 - б, в; 7 - б.
Контрольное задание
Отметь ответы, которые ты считаешь правильными (может быть несколько правильных ответов) для завершения утверждений.
1. Главные ценности в жизни человека - это:
-
благополучие семьи;
-
экологическая безопасность;
-
здоровье.
2. Главные принципы рационального питания - это:
-
энергетическое равновесие;
-
высокое потребление сахара;
-
сбалансированное питание.
3. Отрицательно влияет на здоровье избыточное употребление:
-
фруктов;
-
соли;
-
молока и молочных продуктов;
-
сахара.
4. К расстройству обмена веществ в организме приводит недостаток:
-
алкоголя;
-
витаминов;
-
микроэлементов.
5. Недостаток йода в организме можно восполнить, употребляя:
-
хлебобулочные изделия;
-
йодированная соль;
-
молочные продукты;
-
морепродукты.
6. Наиболее полезный способ приготовления продуктов:
-
жарение;
-
варка на пару;
-
в микроволновой печи.
7. Предпочтительнее употреблять фрукты и овощи:
-
экзотические, привозные;
-
местные.
Используемая литература:
1.Журнал «Справочник классного руководителя», 2009.
2. Картинки (автор и источник заимствования неизвестен)