Выступление на тему «Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников»

В современных условиях в педагогической науке и практике сложилась благоприятная почва для развития инновационных процессов. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую культуру и именно воспитание является одним из важнейших  компонентов образования...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на тему:

« Инновационные технологии в системе воспитательной работы как средство повышения воспитанности школьников»





Классный руководитель: Хайруллина А.Г.

Президент России Д. А. Медведев на одном из выступлении говорил: « Инновации в воспитании - это наше и настоящее и будущее».

В современных условиях в педагогической науке и практике сложилась благоприятная почва для развития инновационных процессов. Инновационное развитие системы образования обусловлено социально-экономическими, политическими, демократическими и культурными изменениями в обществе. В связи с этим в национальной доктрине основным приоритетным направлением определено воспитание. Именно воспитание вводит ребенка в окружающую культуру и именно воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.Воспитательный процесс должен приводить к всестороннему и гармоничному развитию личности, способствовать ее саморазвитию. Но какую бы сторону личностного развития ребенка мы не взяли, она органически связана с его деятельностью. Отсюда следует, что ребенку нельзя ничего передать без его собственной деятельности, воли, активности. «Научить ребенка нельзя - он может только научиться, нельзя его воспитать - он может только воспитаться». Вне его собственной активной деятельности, желания и собственных условий в работе над собой его личностное формирование невозможно и простым набором воспитательных мероприятий многого не добьешься: нужна система, обеспечивающая создание благоприятных условий для развития личности ребенка, воспитания «человека». И на сегодняшний день появление новых требований со стороны общества и личности, усиление бездуховности части подрастающего поколения требуют от нас, классных руководителей, по новому оценить свою работу и наметить ряд мероприятий,способствующих достижению поставленных задач с помощью современных технологии. В этом направлении именно инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в воспитательной работе ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Новые воспитательные технологии - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель - приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям. Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно - ориентированной, продуктивной или малоэффективной. В основном эффективность воспитательной технологии зависит от того, насколько тесно увязаны между собой цели и содержание деятельности.

Содержанием новых воспитательных технологий являются:

  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации.

  • Организация творческого дела.

  • Создание ситуации успеха и т. д.

В процессе освоения воспитательных технологий достаточно часто возникает вопрос о разделении на традиционные и современные «инновационные» технологии. Когда в воспитательной работе употребляется слово «технология», имеется в виду система действий, приводящих к ожидаемым результатам. Технология отвечает на вопрос «Как наиболее эффективно добиться результата?». При этом технология обладает высокой степенью надежности, стабильности.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1.Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2.Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

Применяя в своей работе инновационных технологии воспитания, мы добиваемся развитию мотивации детей к познанию и творчеству, общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания , интересов, содействию личностному и профессиональному самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщению к здоровому образу жизни. А также это хорошая возможность для организации межличностных отношений среди учащихся. В реализации меняющихся требований роль классного руководителя особенно значима. В ходе инновационной работы классные руководители постепенно меняют субъект - объектные отношения между учеником и учителем. В результате все чаще ученик и учитель выступают в роли деловых партнеров. И конечно же организовывая работу с детьми надо учитывать их уровень развития, активность, инициативность.

Инновации в области воспитания требуют высокого профессионализма учителя - творца. И классный руководитель становится важнейшим инноватором. Учитывая все эти требования, я стараюсь правильно определять содержание и виды деятельности в соответствии с задачами поставленными в воспитательной работе,учитывая возрастные особенности учащихся и их потребности.

Использование новых технологий является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Это такие технологии как:

- информационно-коммуникационная технология;

-технология проектов;

- технология деловой игры;

- здоровьесберегающие технологии ;

-технология "портфолио".

- тренинговые технологии и т.д.

В воспитательном роцессе широко распространена технология проектов или метод проектов. Хотя проектная деятельность не является новшеством , но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Под проектной деятельностью понимаются разные виды деятельности, которые направлены на достижение конкретных целей.

Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к самосовершенствованию, расширению кругозора, , повышению самооценки.

Проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.

Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Классный руководитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат.

Результатом работы над проектом может быть проведение совместного мероприятия, представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях.

Некоторые темы проектов, используемые нами:

Моя семья.

Все профессии нужны, все профессии важны.

Здоровье мое.

Моя школа.

Школа будущего.

Мой родной город.

Старые названия новых улиц.

Никто не забыт, ничто не забыто.

Древний город, устремленный в будущее.

Район, в котором я живу.

Моя улица.

При подготовке к классному часу « У доброты нет национальностей» учащиеся разделились на 4 группы, каждая группа получила задание.1 группа подготовила материал про татар, 2 группа про русского народа, 3 группа о чувашах, 4 группа об армянах. Каждая группа защитила свой проект: они подготовили мини-сообщения о происхождении, традициях, нарядах, о жизни в прошлом каждого народа,читали стихи на тат., рус., чув., арм. языках. Это сопровождалась со слайдами. В конце классного часа пришли к выводу , что люди разных нации должны жить в дружбе и в согласии, что у доброты нет национальностей. А я выполняла роль ведущего, координируя деятельность учеников.

Технология проектной деятельности может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее.

Сейчас мы не можем представить себе проведение внеклассных мероприятий и классных часов без использования ИКТ. Все ученики очень любят компьютер и проявляют к нему интерес, поэтому этот интерес всегда можно направить в нужное русло. Для этого нужно немного желания, немного терпения, немного свободного времени, любовь к детям и своей работе. Ведь современного ребёнка нельзя воспитать без современных компьютерных технологий. Этого требует время. А педагог всегда должен идти в ногу со временем, улавливая малейшие изменения в обществе. Дети легче идут на контакт, если в классном руководителе они видят грамотного, современного человека, умеющего использовать все прогрессивные технологии.

Сегодня стало возможным использовать информационные технологии при проведении классных часов, которые сразу для детей становятся интереснее и полезнее. Для проведения классного часа, внеклассного мероприятия учителя используют презентацию. Множество фотографий, видеофрагментов, музыки позволяют заинтересовать абсолютно всех учащихся и воспитанников. Материал для тематических классных часов можно находить в Интернете, используя поисковые системы, на лазерных дисках, в литературе и др. источниках. Фотографии, репродукции, рисунки и другие наглядные материалы можно сканировать.

Цель классного руководителя при подготовке к мероприятию - организовать найденный материал совершенно в ином свете: сделать наглядным, понятным и интересным. Как можно говорить о Великой Отечественной войне, и не увидеть военных фотографий: голода, разрушений, сражений или радости Победы. А песни военных лет берут детей за душу. Видеохроники позволяют увидеть страшные кадры войны, дают детям понять, что такого не должно повториться. Так на классном часе, посвященному встрече с ветераном Вов были использованы видеосюжеты, слайды с фотографиями о войне, была подобрана соответствующая музыка к слайдам.

Внедрение ИКТ во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих подростков, и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. На сегодняшний день этим ресурсом можно пользоваться, так как интерес нового поколения к компьютерным технологиям возрастает. Опыт показывает: применение ИКТ в воспитательной работе способствует повышению интереса учащихся ко всему происходящему, стимулирует познавательную и творческую активность их реализуемой с помощью средств ИКТ;

А также повышает эффективность и качества запланированных мероприятии.

В нашем классе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется:

-выполнение разнообразных творческих работ;

- поисковая, исследовательская работа в Интернет-пространстве;

Среди 7-8 классов был проведен конкурс презентации «Афганская и Чеченская Война». Дети активно участвовали в создании презентации. В интернете находили материал, сканировали фотографии, подбирали музыку, презентацию назвали « Афганистан- это наша боль».

В дальнейшем планирую:

- проведение родительских собраний с использованием презентаций об успехах учащихся, об их классной жизни. В классе есть дети, которые активно участвуют в спортивных мероприятиях, на концертах, в различных конкурсах. Накопилось много материала, проведенных мероприятии.

Использование в воспитательной работе ролевых, деловых игр помогают

анализировать и находить выход из проблемных ситуации , развивают чувство общности, единства, ответственности.А также дискуссии, работа в группах, ситуативные практикумы, творческие работы учащихся, мозговой штурм, упражнения-тренинги позволяют проведению кл часов, викторин, устных журналов интересной, увлекательной.

На классный час по теме «Мы разные, но мы вместе» пригласили психолога. Она провела минуты общения с элементами психологического тренинга, с целью развития у подростков навыков сотрудничества в коллективе, умения пользоваться знаниями в межличностном общении, совершенствование нравственных качеств личности, способности видеть и принимать окружающих людей

Конечно, никогда не исчезнет изначальная функция педагога: развивать, учить и воспитывать детей. А ребенок - это всегда мир новизны, неожиданностей и уникальности, поэтому владение педагогами современными технологиями, способность к логическому проектированию своей деятельности, уход от стандартного набора действий, позволит всю воспитательную деятельность сделать более привлекательной для современного школьника, значительно повысить ее воспитательный потенциал. Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы кл. руководителя. Поэтому в этом направлений постоянно приходиться совершенствоваться, читать литературу, покупать методические пособия и т.д.

А в основе моей педагогической работе лежат принципы уважения к личности ученика, вера в его творческие силы и требовательность.



© 2010-2022