- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Искусство жить, Или как быть счастливым?
Классный час Искусство жить, Или как быть счастливым?
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Утробина С.В. |
Дата | 10.10.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
Классный час "Искусство жить, Или как быть счастливым?"
Цель: сформировать у учащихся представление о счастье. Способствовать улучшению микроклимата семьи и классного коллектива.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор.
Ход классного часа.
Послушайте стихотворение и скажите о чем это стихотворение
Слайд 1. А что такое Счастье ? Да это просто - Жить ...
Любить Душой и Сердцем, в ответ - Любимым Быть...
И все же, что же - Счастье ? Проснуться по утру,
И во дворе услышать смешную Детвору ...
Увидеть Солнце в небе, цветущей Розы куст,
И теплый южный Ветер попробовать на вкус,
Вдохнуть туманов свежих седую пелену,
И на рассвете встретить красавицу - Весну ...
И в роще соловьиной напиться песней птиц,
И вдоволь насладиться сверканием зарниц.
А что такое Счастье ? Да это просто - Жить ...
Любить Душой и Сердцем, в ответ - Любимым Быть ! (ответы детей)
Кл.рук.: Назовите ассоциации к этому слову (с чем ассоциируется это слово?) можете использовать стихотворение (…)
(Примерные ответы детей. Счастье - ассоциируется со словами (здоровье, солнце, радость, веселье, мир, спокойствие на душе)
Кл.рук.: Посмотрите, как много слов хороших, красивых, которые ассоциируются, подобны слову счастью.
Кл.рук.: Сегодня мы с вами поговорим о том, какого человека можно считать счастливым, и много ли нужно человеку для счастья.
Для вас не за горами то время, когда вы, закончив школу, расстанетесь с родным домом и вступите в самостоятельную, взрослую жизнь. Какой она будет? Наверно, каждому из вас хочется прожить долгую и счастливую жизнь. Но что нужно сделать, чтобы эта мечта стала реальностью, чтобы были счастливы вы и ваши близкие?
2 слайд. Тема нашего классного часа так и называется "Как быть счастливым?", и разговор хочется начать с постановки вопроса, "Когда кончается детство?" Когда, в какой момент оно уступает место взрослению? (ответы детей)
Кл.рук.: Вообще бывает так, что люди редко помнят тот момент, который отделяет детство от юности, но давно замечено, что детство заканчивается, когда человек встречается с какими-либо трудностями, горем, лишениями.
В разговоре с одной пожилой женщиной на мой вопрос, когда закончилось ее детство, она засмеялась и сказала, что оно не закончилось. -Что же, - спросила я, - вы так и не повзрослели? -Повзрослела, - ответила она и неприятности в жизни были, и беды, а детство не кончилось.
Как вы думаете, что помогло этой женщине сохранить ощущение детства? (ответы детей)
Вы правы, если человек добрый, веселый, искренний, доброжелательный, то он никогда не стареет душой. А быть всегда чуть - чуть ребенком - Есть высшая на свете взрослость.
Сейчас для вас прочтет стихи ученица нашего класса Калинина Ирина:
На планете Земля неспокойно…
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны,
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну летим.
Мы, Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасет ни утроба от ига,
Ни глубинное в недрах гнилье.
Человек, полюби человека -
Только в этом спасенье твое.
3 слайд. Как вы понимаете смысл последней фразы стиха "Человек, полюби человека - только в этом спасенье твое". (ответы детей).
Любовь - это созидающее чувство, ненависть разрушает душу человека. Если бы не было любви матери к ребенку, между мужчиной и женщиной, между друзьями - мир бы рухнул. Часто приходится наблюдать, как человек, сам находящийся в тяжелом материальном положении, помогает другим.
Встречались ли вы с такими людьми? (ответы детей)
Почему эти люди так поступают? (ответы детей)
Все ли люди способны на это? (ответы детей)
С какой целью они это делают? (ответы детей)
Существует множество высказываний древних философов, ученых, писателей современного периода по поводу того, что такое счастье.
4 слайд. С какими из этих высказываний вы согласны? (Работа в группах)
"Человек, который думает только о себе и ищет во всем свою выгоду, не может быть счастливым. Хочешь жить для себя, живи для других". (Сенека) ·
"Неправильно заключать, что судьба сделала счастливым человека, пока его жизнь не закончилась". (Софокл ) ·
"Счастлив тот, кто считает себя счастливым". (Г. Филдинг) ·
"Немножко философии, немножко здоровья и немножко хорошего расположения духа достаточно, чтобы сделать нас счастливыми. Большинство же ищет счастье подобно рассеянному человеку, ищущему свою шляпу, которая у него на голове или которую он держит в своих руках?". (С. Шарп ) ·
"Здоровый нищий счастливее больного короля". (А. Шопенгауэр ) ·
"Поверь мне - счастье только там, где любят нас, где верят нам". (Лермонтов )
Дайте свое определение счастья. (ответы детей) Кто из вас в настоящее время может сказать, что «Я счастливый человек»? Почему?
5-7 слайды. Кл. рук.: Сколько людей - столько мнений. Счастье - это объемное слово. Но что общего я заметила в ваших ответах, что почти все считают счастьем, когда у вас полная семья, когда рядом есть надежные друзья, когда у человека нет серьезных материальных и других проблем, некоторые считают счастливым человека, у которого есть цель в жизни. Чувство счастья во многом определяется отношениями человека с другими людьми. Поэтому дружба, любовь также приносит человеку счастье.
А давайте сейчас с вами нарисуем счастье без карандашей и бумаги.
Как нам это сделать?
Учитель произносит слова, все берутся за руки и улыбаются друг другу.
-Говорят, у счастливого человека глаза излучают доброту.
У счастливого человека добрая улыбка….
Мы с вами услышали много точек зрения на такой, казалось бы, простой и в тоже время сложный вопрос: « Что же такое счастье?»
Каждый из вас знает, как тяжело бывает человеку, когда происходит ссора с близким человеком, а каково человеку, не имеющему друзей?
В связи с этим я хочу напомнить вам известную сказку Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь":
"Жил-был Пескарь. И отец, и мать у него были умными. Всю жизнь они прожили в реке, и ни в уху, не к щуке в пасть не попали. Умирая, старик-пескарь говорит: " Смотри, сыночек, если не хочешь в жизни пропасть, так гляди в оба. " Пескарь-сын отлично запомнил поученье отца и сказал себе: "Надо жизнь прожить так, чтобы никто не заметил, а не то пропадешь". Так он и сделал. Вырыл себе нору, спрятался в ней и лежит там день-деньской, только дрожит. Прожил Пескарь таким образом сотни лет, дрожал и дрожал, ни друзей у него, ни родителей - никого не было. Только наступило время, и стал премудрый Пескарь умирать. Тут-то вся жизнь мгновенно пред ним и пронеслась. Какие у него были радости? Кого он утешил? Обогрел? Защитил? Кому добрый совет дал? Кто слышал о нем? Кто вспомнил о его существовании? И на все вопросы ему приходилось отвечать: «Никому.» Он жил дрожал и умирая дрожал".
Какова мораль этой сказки? (ответы детей).
Действительно, нельзя жить, зациклившись на себе. В жизни встречаются люди, у которых нет друзей. По сути они очень одиноки. Из-за этого они обижаются на других и страдают сами. А ведь много зависит и от самого человека. Ощущенье счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии.
Задумывались ли вы когда-либо, что нужно сделать, чтобы понравиться людям, завоевать друзей?
8 слайд. Существуют правила Карнеги: - Искренне интересуйтесь другими людьми. - Говорите о том, что интересует вашего собеседника. - Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
А теперь давайте попробуем отгадать, о чем или о ком идет речь?
- Она ничего не стоит, но многое дает.
- Она обогащает тех, кто ее получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает.
- Она длится мгновение, а в памяти остается навсегда.
- Никто не богат настолько, чтобы обходится без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы богаче? (Улыбка)
Счастливый человек заметно отличается от окружающих - он улыбается, он светится, у него все, за что он берется, получается. Более того, ему так хочется, чтобы и другие были счастливы.
9 слайд. Обратите внимание на фразу, которая служит кодексом психологов всего мира: "Если увидишь лицо без улыбки - улыбнись сам".
ИГРА: Открытки, на которых написаны пословицы, поговорки о счастье. Вы должны сложить их правильно и мимикой показать их смысл. Остальные должны отгадать, о чем идет речь.
Текст открыток: - "Счастье в руки не поймаешь".
- "Счастье дороже богатства".
- "Счастье с несчастьем близко живут".
- "Счастье не в кошельке, счастье в руках".
- «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».
Давайте подведем итоги нашего классного часа.
Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым? (ответы детей.)
Кл.рук.: Существуют нравственные нормы жизни, которых мы должны придерживаться, чтобы быть счастливыми. 11 слайд. Вот они: - Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Относись к людям так, как бы хотел, чтобы они относились к тебе.
- Найди свой смысл жизни.
- Бойся обидеть человека.
- Умейте дарить людям радость.
- Помни: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях - это взаимно.
- Вырабатывай в себе следующие качества:
-
не допускай ссор, драк, крика, угроз - это унижает человека;
-
дорожи честью семьи, школы, удерживай своих товарищей от плохих поступков;
-
помогай младшему, незащищенному, будь справедлив.
(просмотр видеоролика)
Очень хочется, чтобы после сегодняшнего классного часа, вы задумались над тем, счастливы ли вы, и что нужно сделать для того, чтобы было хорошо и вам, и окружающим вас людям.
В завершении хочется словами знаменитых ученых, писателей посоветовать вам:
- Один из самых верных способов достигнуть счастья - это сохранить уважение к самому себе, иметь возможность смотреть на свою жизнь без стыда и угрызений совести, не видя в прошлом ни дурного поступка, ни зла, ни обиды, причиненной другому человеку. (Ж. Кондорсе)
- Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляем его другим. (И. Бентам)