Круглый стол для родителей «Детское воровство»

Интересная форма работы с родителями по профилактике подросткового  воровства.    Общие социальные причины: Проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из «классовых» соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить «богатеньким».  Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка. Воровство от безысходности. Возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз Ребенок страдает нарк...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:












Круглый стол для родителей

«ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО»




Провел:

классный руководитель 9А класса
Соколов Д.В.







2014 г.

Введение.

Социально-экономическая нестабильность современного общества способствует обострению целого ряда проблем воспитания детей. Сталкиваясь с детским воровством, многие педагоги и родители испытывают сложную гамму отрицательных эмоций: гнев, стыд, страх за будущее ребенка, чувство собственной беспомощности. Причины этого явления зачастую скрыты, что затрудняет поиск правильной педагогической реакции на поступок ребенка. Знание и способность определить факторы детского поведения в конкретном случае во многом определяет результативность педагогических действий.

Воровство - это преступное присвоение и похищение чужой собственности, противоречащее законам морали и нравственности.

Выделяют социальные и психологические причины детского воровства.

Общие социальные причины:

  • Проблемы малообеспеченных семей. Иногда ребенок начинает воровать из "классовых" соображений, завидуя более обеспеченным детям и стремясь отомстить "богатеньким".

  • Нередко воруют дети, родители или воспитатели которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно» и без достаточных оснований отказывают в покупке вещей, отвечающих глубинным потребностям ребенка.

  • Воровство от безысходности. Возникает, если у ребенка вымогают деньги путем угроз

  • Ребенок страдает наркозависимостью или имеет тягу к алкоголю, игровым автоматам

Общие психологические причины:

  • Воздействие рекламы на детей. Специалистами отмечена непосредственная связь между воздействием агрессивной рекламы и взлетом краж рекламируемого товара.

  • Привлекательность и доступность товаров в супермаркетах. В них присутствуют провоцирующие факторы: реклама товаров, красота прикассового пространства, конфеты россыпью на вес.

  • Воровство из интереса, для компенсации стресса. Выброс адреналина (о котором часто говорят) после удачной кражи закрепляется в подсознании, и в результате воровство становится опасной и трудноизлечимой привычкой.

  • Воровство-приключение для скучающего ребенка. В этом случае ребенок затрудняется найти сферу для самовыражнения, что зачастую связано с жестким ограничением его инициативы.

  • Размытые правила относительно чужой собственности в семье. Несформированность таких понятий как «честность», «свое», «чужое». Вещи братьев и сестер, родителей, а так же самого ребенка находятся в свободном доступе для других без разрешения владельца.

  • Недостаток внимания.

В классе данный ребенок не пользуется авторитетом.

В семье ребенок путем воровства пытается привлечь к себе внимание родителей для того, чтобы заставить их объединиться, решить проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей, н-р, о разводе. Воровство для таких детей - неосознанный, негативный способ добиться этого внимания .

(Можно обозначить связь этой проблемы с детской безнадзорностью, которая существует не только в неблагополучных семьях. Часто безнадзорными и брошенными оказываются дети из социально успешных семей. В этом случае речь не идет об отсутствии физической заботы и удовлетворении материальных потребностей, как у беспризорных детей. Это дети психологически брошенные. Однако, как и дети из социально неблагополучных семей, они не чувствуют родительской любви и игнорируются как личности.)

  • Месть: сверстникам или братьями и сестрам, родителям. Воровство может быть сигналом для родителей: если вы не измените свое поведение, я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие.

  • Забывчивость и рассеянность. Дети могут просто забывать - вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Искренний и добродушный ребенок, отличающийся рассеянностью, в этом случае может быть несправедливо обвинен в злом умысле.

  • Клептомания. Это патологическое импульсивно-возникающее стремление к воровству с непреодолимой потребностью его удовлетворения. Клептомания проявляется навязчивым воровством, причем человек ворует не ради получения ценностей, а ради процесса. Психиатры рассматривает клептоманию как одну из форм нарушения влечений. Кроме того, часть из них считает, что существует некая «предрасположенность к воровству на генетическом уровне».

Доминирование причин детского воровства обусловлено возрастом детей.

Старший школьный возраст (наиболее опасная группа)

Для подростка (12-15 лет) воровство - это уже осознанный шаг, а может быть уже и вредная привычка.

1. Желание выделиться. Среди подростков стало модно воровать: хвалятся, кто больше «натырил» ручек, ластиков, блокнотов ( ради экстрима)

2.Совершить «крутой» поступок. В подростковом возрасте могут иметь место "кражи престижа": ребенка подначивают сверстники, аргументируя необходимость совершения воровства поддержанием статуса в группе или другими словами - кража "на спор" из-за желания утвердиться в группе.

3.Желание почувствовать себя взрослым - хитростью или силой втягивают в порочный круг

4.Пренебрежение потребностями ребенка может привести к детскому воровству. Например, девочка одевается крайне бедно, в связи с чем в среде одноклассниц имеет крайне низкий статус (дети нетерпимы к «белым воронам»). Для ребенка (особенно в подростковом возрасте) очень важен его статус в группе. Она понимает, почему к ней так относятся, но выхода не видит ни в чем, кроме как в воровстве.

5.Следствие различных психолого-социальных проблем поиска денег для пагубных привычек: алкоголя, наркотиков, игровых автоматов

6.За компанию: присутствие сверстников субъективно снижает степень личностной ответственности за проступок.

Что воруют:

До 8 лет

С 9-12

С 12 лет

Сладости и мелкие игрушки

Крупные сладости, жевательную резинку, игрушки подороже, канцелярию, напитки в мелких упаковках

  • Девочек - подростков привлекают блестки, лаки, тушь - все, что связано с молодежной косметикой

  • компакт и DVD-диски со взрослым содержанием, косметику, одежду и обувь для взрослых, сигареты Большинство таких краж совершается группой.

  • Желание попасть в определенную социальную молодежную группу приводит к воровству определенной одежды и обуви.

При беседе с ребенком:

  • Важно поговорить доброжелательно и без посторонних

  • Проанализируйте ситуацию: ответьте вместе на основные вопросы: «Что произошло? Где и когда это случилось? С кем ты был? Почему ты украл? Как хотел далее украденным распорядиться?» Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.

  • Выясните явные причины (их объясняет ребенок) и скрытые причины

(см. перечисленные причины)

  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.

  • Необходимо объяснить ребенку понятие собственности, научить просить разрешения (ученику младших классов). Ученику старших классов напомнить о понятии собственности.

  • Объясните, что обычно дети (подростки) собираются в стайки по два-три человека и таким образом ходят по магазину. Как правило, они выбирают крупные магазины, где легче затеряться в толпе. Но своим детским умом они не понимают, что их вход в магазин уже сам по себе привлекает внимание персонала, и за ними внимательно наблюдают и продавцы, и контролеры, присутствующие в торговом зале. Кроме этого в торговле используются противокражные охранные системы, видеонаблюдение. Надписи типа «Работает видеонаблюдение» в торговых залах супермаркетов реальны, а не для психологического воздействия

  • Служба безопасности усиливают бдительность, наблюдая за детьми, находящимися в магазине без родителей, контролируя зоны с разными товарами

  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.

  • Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку - ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка социального педагога должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения. Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него "ярлыки", предсказывая ему криминальное будущее.

  • Нужно дать ребенку понять, как огорчит родителей то, что произошло, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.

  • Силовые меры - это только выброс негативных эмоций, страха и бессилия взрослых, но не выход из создавшейся ситуации. После такой меры наказания подросток отдаляется от родителей. А его мысли начинает занимать не нравственная сторона поступка, а сумма, которую нужно украсть в следующий раз, но так, чтобы не быть пойманным. Озлобленность ребенка в таком случае может привести к повторному воровству как способу мщения за унижение. Иногда подросток выбирает для этого криминальный путь, притягивая к себе и родителям еще большую беду. Постарайтесь сдержать свои первые порывы гнева, как бы трудно вам ни было.

  • Выбрать наиболее правильное решение о том, как вести себя в создавшейся ситуации, вам поможет понимание причины (мотива), которая двигала подростком при воровстве. Серьезный разговор с ребенком о его поступке лучше провести, когда первая волна негодования и гнева уляжется, т.к. в порыве гнева можно наломать много дров. В этом разговоре важно без лишних эмоций и резких выражений дать понять, что проступок сильно огорчил и обеспокоил родителей. Постарайтесь выяснить у подростка причины, побудившие его оступиться. Проговорите с ним, что нужно сделать, чтобы это больше никогда не повторилось. Главное в разговоре - не запугать подростка, а еще раз донести до его сознания, что можно делать, а что нет.

  • Не кидайте ребенку фразы типа «Теперь ты станешь вором» - это может непроизвольно запрограммировать его на дальнейшие правонарушения. Лучше употребите фразу: "Меня очень расстраивает, что такое могло произойти с тобой, честным и хорошим человеком». Подобное высказывание покажет подростку, что к нему продолжают хорошо относиться и не клеймят позором. К тому же в данной фразе выражается и ваше отношение к случившемуся. И помните: в ваших словах может звучать осуждение поступка, но не самого ребенка! (подчеркивайте свои чувства)

  • Если ребенок взял из семейной копилки значительную сумму, подойдет прием «ограничения всех». Подростку говорят, что унесенные им деньги были отложены на такое-то мероприятие (или покупку того-то), значимое для ребенка. Поэтому в течение некоторого времени, пока сумма снова не наберется, вся семья будет вынуждена отказаться от... (и дальше перечисляете, от чего отказывается семья). Необходимым условием должна быть ощутимость этого «лишения» для провинившегося. Например, отказ от оплаты выхода в Интернет (если Интернетом пользуется не только подросток) и т. п. Ребенок должен понять, что его проступок касается не только его самого, он задевает всю семью.

  • Самая простая мера профилактики - не провоцировать ребенка, храните деньги и ценности в специальном месте, не разбрасывайте их. Иногда воровство случается потому, что деньги лежат на виду и искушение слишком велико. Держите деньги и ценности в укромном месте. Если вы подозреваете, что один из ваших детей ворует у другого, помогите этому ребенку найти коробку с замком для того, чтобы сохранить ценные для него предметы.

  • Важно, чтобы у ребенка был опыт обладания собственностью. Следует четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться.

  • Родители сами должны подавать детям пример честности своим поведением, даже в мелочах не позволяя себе присваивать чужое. Поскольку формирование мировоззрения и правовых устоев у детей и подростков первоначально происходит в семье, при правовом нигилизме родителей, ребенок оказывается неспособным выработать собственную нравственную позицию без их помощи.

  • Детям надо давать деньги на собственные расходы (карманные деньги) Часто дети воруют потому, что это единственная возможность получить желаемое. Убедитесь, что ваши дети имеют достаточно карманных денег для нужд, но эта сумма не должна отягощать всем бюджет.

  • Когда что-то украдено, сосредоточьтесь на возврате похищенного предмета или денег. Скажите ребенку, что украденный предмет должен быть заменен, если нет возможности вернуть его. Если это необходимо, предложите ему деньги вперед в счет карманных денег. Разработайте план выплат и вычитайте определенную сумму из его карманных денег еженедельно. Отдельно ведите учет выплат для наглядности.

  • Дайте вашим детям шанс вернуть украденный предмет, сказав: «Нужно, чтобы украденный предмет был возвращен. Я верю, что в течение часа предмет будет положен на то место, где его взяли».

  • Многие дети воруют, потому что считают себя изгоями в собственной семье. Они думают, что имеют право причинить боль другим, поскольку никому нет до них дела. Поэтому важно окружить их вниманием, дать подросткам понять, что они любимы. Отделяйте поступок оттого, кто его совершил. Стараясь помочь, не забывайте доказывать свою любовь к ним.

  • Дети могут воровать у брата или сестры, потому что испытывают чувство ревности. Спросите ваших детей, возможно, они думают, что вы оказываете кому-то из них предпочтение. Выслушайте их ответы на ваше предположение. Объясните, что испытывать чувство ревности - это естественный процесс и что вы любите их. Обсудите, чем каждый из них дорог вам, будьте позитивны, а не критичны.

  • Подростки иногда воруют ради острых ощущений, чтобы утвердиться среди сверстников. Хорошо, если их поймают и позволят возвратить украденное. Не кидайтесь выручать их, когда это произойдет. Иначе они подумают, что они непобедимы, никто их не может остановить.

  • Избегайте сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: "В нашей семье такого отродясь не водилось", или "Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей".

  • Не требуйте от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.

  • Не возвращайтесь к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

  • Необходимо знать друзей или помочь ребенку найти себе друзей. Найдите такую компанию детей, в которой ваш ребенок будет востребован. Это может быть какая-то секция, кружок. Детям с общими интересами проще и интересней общаться друг с другом. Покажите пример сами - познакомьтесь с родителями ровесника своего ребенка. Важно выявлять у ребенка способности и таланты - это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

  • Поддержите вашего ребенка в этот нелегкий период. Вместо наказания используйте сочувствие. Скажите вашему ребенку: «Я знаю, это страшно и неприятно, но мы должны это испытать, чтобы исправить ошибку». Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.

  • Можно помочь подростку найти возможность самому зарабатывать деньги.

Ошибки в воспитании, провоцирующие детское воровство

  • отсутствие последовательности в воспитании: в одной ситуации ребёнка наказывают, а в другой - "закрывают глаза" на проступок: грозились наказать, но не наказали;

  • несогласованность требований взрослых (папа разрешает, а мама запрещает);

  • "двойная мораль" - действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребёнку, "что брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит". Ребёнок, искренне веря в авторитет и непогрешимость родителей, следует их примеру и долго не может понять, за что его ругают, если он поступает, как мама и папа.);

  • ситуация вседозволенности, воспитание ребёнка в стиле "кумир семьи": ребёнок растёт с мыслью "я самый лучший", он не научается считаться с мнением других людей, ориентируется лишь на свои желания и интересы. Такие дети, попадая в коллектив сверстников, продолжают вести себя так же, как и в семье, но очень быстро получают от детей "обратную связь" - с ними не хотят общаться. Они искренне не понимают, почему брать то, что им хочется, нельзя. А родители начинают обвинять других детей в пагубном влиянии на их "чудо-ребёнка";

  • тотальный контроль за поведением и действиями ребёнка. Одни дети при этом занимают активную "оборонительную" позицию, постоянно проявляя упрямство и вступая в пререкания по любому поводу. Другие "уходят в подполье", продолжая совершать порицаемые взрослыми поступки, но уже в те моменты, когда на них не обращают внимания.



Профилактика детского воровства.

  1. Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

  2. Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое - чужое». Он может взять из дома вещи, не воспринимая их продажу или дарение как кражу. Важно четко очертить для ребенка границу между его собственными вещами и общими, которыми он имеет право пользоваться, но не имеет права распоряжаться. Именно отсутствие у ребенка опыта обладания собственностью провоцирует кражи.

  3. Активность ребенка хорошо бы направить "в мирное русло": нужно выяснить, что на самом деле интересует ребенка (занятия спортом, искусством, собирание какой-нибудь коллекции, какие-то книги, фотографирование и т.д.). Человек, жизнь которого наполнена интересными для него занятиями, чувствует себя более счастливым и нужным.

  4. Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой", и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.

  5. Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье - за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7-8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.

  6. Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.

  7. Очень помогают уйти от домашних краж семейные советы, на которых члены семьи распределяют бюджет. Определяют общий доход и распределяют его на различные нужды: питание, квартплату, транспорт, крупные покупки, отпуск. На совете делаются отчисления на личные расходы как детям, так и родителям. Ребенок становится участником расходования средств и даже имеет право голоса, что поднимает его в собственных глазах и делает его более ответственным за дела семьи. Ребенок, также, видит пределы семейного бюджета, он узнает, что почем в этом мире. Он учится планировать. Кражу в этих условиях совершить труднее.

Литература:

  1. Борба М. Нет плохому поведению: 38 моделей проблемного поведения ребенка и как с ним бороться. - М.: Вильямс, 2005.

  2. Давыдова Э.Х. Истоки детского домашнего воровства // Детский практический психолог. - №7, 1995.

  3. Кравцова М.М. Если ребенок берет чужие вещи. - М.: Эксмо, 2002.

  4. Соколов Я.В. Граждановедение. - М.: НВЦ «Гражданин», 2000.

  5. Шпицина Л.М. Психология детского воровства. - М .: Речь, 2007.

  6. Medinfo. ru

Методиче6ские рекомендации подготовила Лапшина Л.Ф.,

педагог-психолог высшей категории МБОУ ДОД «ДОО(с-п)Ц

© 2010-2022