- Преподавателю
- Классному руководителю
- Лекция для родителей на тему: «Взаимопонимание в семье»
Лекция для родителей на тему: «Взаимопонимание в семье»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Морозова Н.А. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Лекция для родителей на тему:
«Взаимопонимание в семье».
Добрый вечер уважаемые родители и гости.
На прошлом родительском собрании мы с вами вывели «золотое правило жизни». Напомню вам его: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье». Его донёс до нас вековой опыт, звучит оно и в Библии.
Надеюсь, что вы постарались его применить в своей жизни.
А сейчас нам предстоит поговорить о взаимоотношениях в семье и найти ответы на волнующие всех вопросы:
- Что чувствуют, о чём думают дети, когда мы, взрослые обижаем их?
- Как стать своему ребёнку другом?
- Что необходимо сделать для того, чтобы в семье царило взаимопонимание?
Давайте вместе посмотрим небольшой видеосюжет. (включаю ролик)
- Ответьте одним словом: Что чувствуют дети, о чём они думают, когда их обижаем, мы, взрослые?
(боль, гнев, страх, ненависть, испуг, бессилие, беспомощность, беззащитность, отчаяние….)
Вот мы с вами и ответили на первый вопрос.
Исключить из жизни дружбу - всё равно что лишить мир солнечного света.
Детям всегда нужен кто-то, с кем бы они могли поделиться своими мыслями, тревогами и проблемами.
Если же мы не сможем установить контакт, основанный на взаимной симпатии и понимании, то ребёнок неизбежно найдёт кого-либо другого, кто удовлетворит его потребности в дружбе, общении, и охотно вручит ему ключи от своего сердца.
К сожалению, дружба, привязанность легко разрушаются суровым наказанием, грубым тоном, поэтому следует избегать любых действий, которые отдаляют ребёнка от родителей. Они никогда не должны выдвигать властные, жестокие и нелогичные требования для того, чтобы поддерживать своё положение и достоинство. Но в то же время ни в коем случае нельзя потакать неразумным запросам детей.
Главное для родителей - жить не для детей, а вместе с детьми. В этом «вместе» - вся нравственная наука воспитания.
Наша с вами общая цель - создать условия для развития и саморазвития ребёнка, для реализации его способности.
- Что вы делаете для того, чтобы эта цель реализовывалась?
- Не забываете ли вы о том, что очень многое и отношение к учёбе в том числе зависит от настроения в семье, от взаимоотношений между членами семьи.
Ребёнок должен получать всё необходимое для жизни, здоровья, нормального развития. Но ни в коем случае не всё подряд, что бы ему только ни захотелось. Пусть наши дети испытают постоянное чувство защищённости, внутреннего покоя. Будем же другом своему ребёнку.. Давайте будем мыслящими воспитателями. А «мыслящий воспитатель не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает» (Я.Корчак).
А это и есть ответ на второй вопрос. (Как стать своему ребёнку другом) И пусть советы «мыслящим воспитателям» помогут вам в этом.
Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя.
Я для себя попробовала сформулировать причины конфликтов, надеюсь, что вы со мной согласитесь. Это:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребёнке, когда они придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости, взрослыми они ещё будут». В результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребёнку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
- отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
- чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность» - частые напоминания о прошлых грехах ребенка.
Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье - ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
Готовясь к данному собранию, в книге Н.И. Дереклеевой «Организация родительских собраний» я встретила формулу, в которой были зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили ранее. Попытайтесь ее расшифровать. (Предлагаю своим родителям немного поразмыслить)
- У кого что получилось ? Проверим с оригиналом. Уверенна, что все вы справились.
Законы семьи =
1 -й закон - единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2- й закон - закон значимости похвалы для ребенка.
3 - й закон - закон трудового участия каждого члена семьи.
4 - й закон - закон разделений в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.
Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как человек, как личность.
«Никто не становится хорошим человеком случайно»
« Ни золото надо завещать детям, а наибольшую совестливость»
(Платон)
Вот мы с вами и обсудили важные законы жизни семьи. Поговорим об этом дома, в кругу семьи, вместе со своей второй половиной и со своими детьми. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка.
А в заключении я хочу предложить послушать одну легенду об удивительной семье, жившей в давние времена.
Семья была огромная - 100 человек. И в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до самого верхнего правителя, который решил посетить эту семью. Когда он убедился, что все рассказанное - правда, то спросил старца - главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот прочитал и удивился. На листе было начертано 100 раз одно и то же слово.
- Как вы думаете, что это было за слово?
(открываю слайд «Понимание»)
Памятка родителям
Советы «мыслящим воспитателям»
-
Начинайте беседу с похвалы и искреннего признания достоинств ребенка.
-
Прежде чем критиковать, поделитесь собственными ошибками.
-
У всех есть недостатки. Будьте терпимы.
-
Будьте внимательны к своему ребенку, цените его, а ни того, кого вы хотите в нем увидеть.
-
Любите его таким, какой он есть и учите его любить себя так же.
-
Развивайте достоинства, а ни усердно боритесь с недостатками. Опираться надо на лучшее в ребёнке.
-
Тактичность очень важна. Критика не должна ранить душу ребенка, обижать чувства и достоинства, ронять его в собственных глазах и глазах окружающих.
-
Важно дать детям время на раздумья и действия.
-
Давайте как можно больше пищи для ума. Не ругайте за «глупое занятие», а придумайте, чем увлечь, на что переключить внимание.
-
Во время гнева не надо ни говорить, ни действовать.
«Понимание - начало согласия» (Спиноза)
5