- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час Береги воду
Классный час Береги воду
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Щепина С.В. |
Дата | 21.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Классный час «Береги воду».
Автор: Щепина Светлана Викторовна,
воспитатель МБОУ «Физико-математический лицей»,
город Глазов Удмуртская Республика
Дети разделены на группы по 4-5 человек.
Цель: создание условий для формирования знаний о значении воды в жизни человека, бережного и ответственного отношения к окружающей среде, об экономном расходовании природных ресурсов (воды).
Возраст: 11-12 лет.
Оборудование: старый ржавый кран, стакан с водой, листочки со словами «бережливость», «безответственность», «ответственность», «безхозяйственность», «расточительство», «экономия», магниты, бумага для работы в группах, вода в трехлитровой банке, три пробирки, цитаты великих людей или поговорки и пословицы, по количеству детей вырезаны из бумаги темные тучи и голубые капельки.
1.Индуктор.
Вносим старый ржавый кран, через отверстие наливаем немного воды и видим, что вода капает.
Как вы думаете, о чем я хочу сегодня с вами поговорить? (ответы детей)
В ответах детей услышим: «безответственность», «расточительство», «бережливость», «экономия»,безхозяйственность», «ответственность». (Данные слова крепятся на магниты к доске). Если дети назовут другие слова, то напишем их на доске.
Таким образом, становится ясно, что тема нашего классного часа «Береги воду».(Тему пишем на доске).
2.Работа в группах. Выберите любое слово, которое вы назвали, объясните, как вы его понимаете, приведите примеры из вашего опыта. Дети работают самостоятельно в группах: сначала каждый отдельно, затем обсуждают все вместе и только после этого один из группы выступает перед всем классом.
3.Использование энциклопедии. Найдите в энциклопедии значение слов, которые вы выбрали. Сравните с тем, что вы написали.
4. Обсуждение в группах.
Как вы думаете, почему говорят: «Пролитую воду не соберешь»? (ответы детей)
5. Использование культурного аналога.
Детям предлагаются различные цитаты о воде. Цитаты обязательно предоставить для работы. (Приложение 1). Можно использовать пословицы и поговорки. (Приложение 2)
Теперь подтвердите ваши высказывания цитатами великих людей.
6. Проведем опыт. Наглядная демонстрация распределения воды на земле:
Вода в 3-х литровой банке - это вся вода на Земле.
Нальем в пробирку №1 90 мл воды - это вся пресная вода на Земле.
Из пробирки №1 отливаем 6,75 мл в пробирку №2 - это количество воды в ледяных шапках и ледниках.
Вода, оставшаяся в пробирке №1, - та вода, которая может быть использована для нужд (подземные воды, вода открытых пресных водоемов и атмосферная вода).
Дети озвучивают свои результаты и делают вывод. (Вывод: пресной воды, которую мы используем для своих нужд на земле очень мало.
7.Использование культурного аналога.
Дети разыгрывают cказку «Встреча с Аралом»
Ведущий: Летели два ветра на юг. Долго они летели над песками и скалами, устали:
Молодой Ветерок: Дедушка, давай отдохнем, устал я, пить хочу!
Дедушка Ветер: Подожди, сейчас будет молодое малосоленое море. Там и попьешь и покупаешься, и порезвишься, и сил наберешь.
Ведущий: Летят они дальше, а моря все нет и нет. Уже и города Аральск и Муйнак пролетели.
Дедушка Ветер: Не узнаю я что-то этих мест, внучок, и моря не вижу. Море-то было знаменитое, две могучих реки Амударья и Сырдарья его образовали и несли в него воды с высот Пальмира. Сколько воды испарялось, столько в него пребывало. В море было тысячи больших и малых островов, на берегах жили рыбаки, работали заводы, строили порты и пристани. Ох, не вижу я, внучок, этого моря. Неужели, совсем старый я стал.
Ведущий: Пролетели Дед и Внук еще 50 км и увидели сначала кладбище кораблей, а потом вдалеке показалось и само море. Грустное оно стало, не радостное.
Дедушка Ветер: Море Аральское! Что случилось с тобой? Почему ты не веселое стоишь, не радуешь нас своей свежестью и чистотой?
Стоп!
1.Как выдумаете, что ответило море?
2. Кто виноват, что так получилось?
Продолжение сценки.
Море: Чему радоваться? Погубили меня люди, которым я дарило чистые воды, красоту морскую, рыбу свежею, когда они стали выращивать хлопок и рис, им понадобилось больше воды. Тогда человек стал забирать воду из рек Амударьи и Сырдарьи с помощью каналов. Испаряется она с полей, а ко мне в Аральское море не попадает. Вот и стало у меня воды втрое меньше, и вода стала вдвое солонее, чем раньше. Рыба в такой воде не смогла жить и погибла, рыболовство прекратилось. Желание человека больше получить хлопка и риса обернулось для меня бедой. Высыхаю я, тяжко мне.
Дедушка Ветер: Да, не сладко тебе, Аральское море. Вот ведь как бывает: хотел человек как лучше, да не посоветовался с природой, нарушил ее равновесие, и вот что из этого получилось.
8. Правила. Как по-вашему надо беречь и сохранять воду? Попытайтесь разработать правила сохранения воды для учеников нашего класса.
Дети читают правила, которые они разработали сами.
9. Рефлексия. Представьте, что безхозяйственность - это темная тучка. Напишите на ней те качества, которые включают в себя это понятие. Давайте все эти темные тучки и старый ржавый кран выбросим в мусорное ведро, чтобы в нашей жизни не было такого безответственного отношения к воде.
Представьте, что бережливость - это голубые капельки. Напишите на капельках те качества, которые включают в себя понятие «бережливость». Подарите друг другу эти капельки, для того, чтобы каждый из нас знал и применял правила бережного отношения к воде.
Мастер.
Вы слыхали о воде? Говорят она везде!
В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает,
Ледником в горах зовется, лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода - наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться, не наесться, не напиться,
Смею вам я доложить: без нее нам НЕ ПРОЖИТЬ!
Давайте же беречь воду в реке, в ручье, в океане и в водопроводном кране!
Приложение 1. Цитаты о воде
1.Мы познаём ценность воды лишь когда колодец пересыхает.(Беджамин Франклин)
2.Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. (Сент-Экзюпери )
3.Воде дана волшебная власть стать соком жизни на Земле.(Леонардо да Винчи)
4.Капля воды дороже алмаза. (Д. И. Менделеев)
5.Не везде, где есть вода, есть и лягушки, но где квакают лягушки, там вода есть. (Гёте )
6.Вода, потребляемая в умеренном количестве, никому повредить не может. (Марк Твен)
Приложение 2. Пословицы и поговорки
Апрель всех напоит.
Апрель открывает ключи и воды.
Апрель с водою - май с травою.
Вешней воды царь не уймет, вода путь найдет.
Вода и землю точит и камень долбит.
Вода не мутит ума.
Вода студёна - тело ядрено.
Где солнце пригреет, там и вода примелеет.
Ждать воды - не беда, да пришла бы вода.
Лучше вода в радости, чем брага в печали.
В воде не тонет, и в огне не горит.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
Сколь воду ни варить, все вода будет.
Хлеб да вода - крестьянская еда.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Пролитую воду не соберешь.