Рабочая программа по ритмике

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и методики ритмики в коррекционной школе А.А. Айдарбековой. Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что она способствует  эстетическому, духовному развитию школьника. Специфические  средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РИТМИКЕ

1-4 классы

2013-2014 учебный год














Учитель: Гладышева С.В.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и методики ритмики в коррекционной школе А.А. Айдарбековой.

Программа определяет общую стратегию, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения уроков ритмики.

Актуальность программы

Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что она способствует эстетическому, духовному развитию школьника.

Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития музыкально-ритмической деятельности учащихся, как средства физического развития, благоприятной основы для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие.

Новизна программы

Новизна программы заключается:

- в логике построения учебного материала, адаптированного для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- в выборе используемого дидактического материала в зависимости от психолого-педагогических особенностей;

- в систематизировании занятий для прочного усвоения материала, совершенствовании уроков ритмики.

Значимость программы

Значимость данной программы - в углублении музыкально-ритмических знаний, в формировании применять полученные знания на практике.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал в программе расположен по степени усложнения и увеличения объема заданий и ведений, что способствует расширению круга знаний и умений учащихся.

Цели и задачи обучения

Цель: коррекция недостатков психического и физического развития детей средствами музыкально-ритмической деятельности.

Общепредметные задачи:

- воспитывать интерес к знаниям к различным видам музыкальной деятельности, стремление участвовать в коллективных танцах, упражнениях;

- развивать музыкальный слух, уделять внимание совершенствованию движений, их выразительности;

- выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах;

- создавать условия для развития речи учащихся, их эстетического воспитания;

- повысить уровень общего развития учащихся.

Коррекционные задачи:

- развивать отдельные стороны психической деятельности: восприятие, представления, ощущения, память, внимание, пространственные представления и ориентацию, представления о времени; формировать обобщенные представления о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

- развивать различные виды мышления: наглядно-образное, словесно-логическое (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями);

- развивать речь: фонематическое восприятие, устную, письменную, монологическую и диалогическую речь

- развивать эмоционально-волевую сферу: инициативность, стремление доводить начатое дело до конца;

- формировать умения преодолевать трудности; формировать адекватность чувств;

- расширять представления об окружающем мире и обогащать словарь.

В работе с учащимися используется отдельное тематическое планирование. В тематическое планирование на каждый урок введены коррекционные упражнения, направления на развитие ВПФ.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к урокам ритмики;

- воспитывать стремление к самостоятельной работе;

- воспитывать положительное отношение к игре на музыкальных инструментах;

- воспитывать положительные личностные качества: трудолюбие, настойчивость, аккуратность, взаимопомощь, коллективизм, чувство ответственности, дисциплинированность, навыки сотрудничества в групповой самостоятельной работе.

С целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления:

- совершенствование движений и сенсомоторного развития, развитие мелкой моторики и пальцев рук;

- развитие отдельных видов мышления (наглядно-образного, словесно-логического (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями);

- развитие эмоционально-волевой сферы: стремление доводить начатое дело до конца; формирование адекватности чувств; умение анализировать свою деятельность, преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решений, правильного отношения к критике;

Содержание работы на уроках ритмики

Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших инструментах.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами и т.д. развивают ловкость, быстроту реакции, точность движений.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук.

Этот вид деятельности важен в связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта часто наблюдается нарушение двигательных функций и мышечной силы пальцев рук. Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет знания, развивает слуховое восприятие.

Движение под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создает благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.

Задания на самостоятельный выбор движений, соответствующих характеру мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений. Исполнение под музыку стихов, инсценирование песен, музыкальных сказок способствует развитию дыхательного аппарата и речевой моторики.

Структура рабочей программы

Материал школьного курса по ритмике располагается следующим образом:

- «Упражнения на ориентировку в пространстве»;

- «Ритмико-гимнастические упражнения»;

- «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»;

- «Игры под музыку»;

-«Танцевальные упражнения».

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также указаны знания и умения, которыми должны овладеть учащиеся, занимаясь конкретным видом музыкально-ритмической деятельности.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам программы в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока может отводить на каждый раздел различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание первого раздела составляют упражнения, помогающие детям ориентироваться в пространстве.

Основное содержание второго раздела составляют ритмико-гимнастические упражнения, способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координационных движений.

Основная цель данных упражнений - научить детей согласовывать движения рук с движениями ног, туловища, головы.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами рекомендуется начинать с подготовительных упражнений: сгибание и разгибание пальцев в кулаках, сцепление с напряжением и без напряжения, сопоставление пальцев.

В программу включена игра на детском пианино, аккордеоне, духовой гармонике. Принцип игры на этих инструментах примерно одинаков и требует большой свободы, точности и беглости пальцев по сравнению с ксилофоном, металлофоном и цитрой.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической нагрузки.

Во время проведения игр под музыку стоит задача научить учащихся создавать музыкально-двигательный образ. Причем должно быть название, которое определяло бы характер движения, например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т.п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц, деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс), таких, как «Почему медведь зимой спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В дальнейшем (3 класс) предлагается инсценирование хорошо известных детям сказок. Лучше всего начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе умственно отсталые дети успешно показывают в движениях музыкальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению детей танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого и выразительного исполнения отдельных движений и элементов танца. К каждому упражнению подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего - с озорной плясовой. Почувствовать образ помогают упражнения с предметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания этого раздела должны носить не только развивающий, но и познавательный характер. Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, гопак, хоровод, кадриль, вальс), а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка и др.).

Исполнение танцев разных народов приобщает детей к народной культуре, умению находить в движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Принципы, на которых базируется программа:

- сознательность и активность обучения;

- наглядность обучения;

- доступность сообщаемых знаний;

- прочность полученных знаний;

- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- уважение к результатам деятельности учащихся в сочетании с разумной требовательностью;

-дифференцированный и индивидуальный подход, регулируя физическую и двигательную нагрузку каждого ребенка с учетом рекомендаций медицинского работника;

- научность, связь теории и практики;

- систематичность и последовательность.

Технологии

- коррекционно-развивающая;

-психолого-педагогическое сопровождение школьников на уроках ритмики;

- здоровьесберегающая;

- игровая;

- информационно-коммуникативная.

Требования к урокам ритмики

Уроки ритмики следует проводить в просторном зале, оснащенном необходимым инвентарем:

- музыкальные инструменты для учителя, детские музыкальные инструменты для ТСО;

- предметы для выполнения упражнений на каждого ученика (флажки, шары, ленты, платочки, обручи, мячи, скакалки, погремушки, бубны, барабаны и др.);

- стульчики, подставки для игры на детских музыкальных инструментах.

На занятия дети должны приходить в специальной одежде и обуви.

Вход в зал должен быть организованным. Учащиеся, построившись в шеренгу, приветствуют учителя: мальчики - легким поклоном головы, девочки - полуприседанием.

Роль программы в образовательном маршруте

В процессе обучения по данной программе ученик:

- овладевает знаниями навыками и умениями по ритмике;

- способен работать над полученной информацией;

- достигает необходимого уровня психического развития относительно возрастных и личностных особенностей.

Программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся элементарный, но законченный объем знаний и умений по ритмике.

Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Основные требования к умениям учащихся 1 класса

Учащиеся должны уметь:

- готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне;

- ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

- ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

- ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

- соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

- выполнять игровые и плясовые движения;

- выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

- начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Основные требования к умениям учащихся 2 класса

Учащиеся должны уметь:

- принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

- организованно строиться (быстро, точно);

- сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

- самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

- соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе;

- легко, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения;

- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

Основные требования к умениям учащихся 3 класса

Учащиеся должны уметь:

- рассчитываться на первый, второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

- соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

- самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

- ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

- передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

- передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

- повторять любой ритм, заданный учителем;

- задавать самим ритм одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

Основные требования к умениям учащихся 4 класса

Учащиеся должны уметь:

- правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

- различать двухчастную и трехчастную форму в музыке;

- отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Четко, организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время веселой, задорной пляски;

- различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Описание материально-технической базы

  1. Печатные пособия.

1. Айдарбекова А.А., В.М. Белов и др. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2009

2.Гаврилушкина О.П., Н.Д. Соколова Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида - М.: Просвещение, 2009

2. Интернет-ресурсы.

festival. 1 september.ru - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».

marya.org - МАПРЯЛ (сайт международной ассоциации учителей ритмики).

3.Мотивационные ресурсы.

1.Муниципальный центр развития,

2.Школьные творческие конкурсы, участие в региональных конференциях, семинарах, мастер-классах и др. Региональные и городские конкурсы.

4. Технические средства обучения.

1.Телевизор.

2.Магнитофон.

3.Мультимедийный компьютер, проектор

4.Экран проекционный.


1


© 2010-2022