Методические рекомендации (работа с детьми с девиантным поведением)

Семья является главным фактором, влияющим на ребенка. Семьи бывают разными. В зависимости от отношений в семье к членам семьи и к людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы возрастающая отчужденность детей и родителей, причиной которого являются разные причины: большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.д. становятся одной из причин развития у ребен...
Раздел Классному руководителю
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

3

Методические рекомендации по работе с детьми девиантным поведением

( из опыта работы классного руководителя)


Семья является главным фактором, влияющим на ребенка. Семьи бывают разными. В зависимости от отношений в семье к членам семьи и к людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы возрастающая отчужденность детей и родителей, причиной которого являются разные причины: большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.д. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского deviatio - отклонение.
Отклоняющееся, девиантное поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. В настоящее время в изменяющихся условиях развития страны эта проблема становится особо актуальной, что обусловлено целым рядом причин. Среди них - рост числа беспризорных и безнадзорных детей, радикальное изменение социально- экономической жизни, снижение жизненного уровня значительной части населения, неуверенность в завтрашнем дне, девальвация ценностных ориентации, безразличие к себе и окружающим, изменения в укладе и образе жизни людей и др.Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды:

- раннее асоциальное поведение в образовательном учреждении.

- академическая неуспеваемость

- конфликтные отношения со сверстниками и педагогами.

- отстраненность, отсутствие контакта со сверстниками и педагогами Всё это приводит к тому, что образовательное учреждение из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. Ошибки семейного воспитания нередко дополняются ошибками школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной сфере. Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто эти дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации. Встает вопрос» «Как помочь ему?» С этой целью необходимо и целесообразно каждому педагогу овладеть приёмами и методами индивидуальной работы с учащимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

I - контактный ( снимается смысловой и эмоциональный барьер между учащимся и педагогом)

II - диагностический (на основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи)

III - коррекционный (создание ситуации успеха)

YI - самостоятельности (готовности учащегося работать над собой:)

Главное условие успеха - это сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения, высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы учащегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения.

Система профилактики девиантного поведения учащихся в образовательном учреждении включает в себя:

- создание комплексных групп специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, медики и др.);

- создание воспитывающей среды, позволяющей гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, работы, учебы;

- создание групп поддержки из специалистов различного профиля, обучающих родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками;

- организацию подготовки специалистов, способных оказывать профессиональную социальную, психологическую, педагогическую, медицинскую помощь и занимающихся воспитательно-профилактической работой, прежде всего, с детьми и подростками группы риска и их семьями;

- создание общественных образовательных программ для усиления осознания и привлечения внимания к проблемам молодежи с отклоняющимся от нормы поведением (телевизионные программы, обучающие программы и т.д.);

- организацию детского досуга. Как показывают исследования, дети и подростки с девиантной направленностью имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому организация досуга детей и подростков является важным направлением воспитательно-профилактической работы. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности детей и подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил детей и подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Большую роль в организации досуга детей и подростков на сегодняшний день могут сыграть учреждения дополнительного образования. Профилактика девиаций через включение ребенка в деятельность УДО подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка.

С учащимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

  • индивидуальные личностно - ориентированные тренинги и беседы;

  • вовлечение во внеклассные мероприятия;

  • вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, конкурса рисунков и т. д.);

Таким образом, формы и методы социальной поддержки детей с девиантным поведением направлены на то, чтобы поставить девиантное поведение под социальный контроль, включающий в себя: во-первых, замещение, вытеснение наиболее опасных форм девиантного поведения общественно-полезными или нейтральными; во-вторых, направление социальной активности ребенка в общественно одобряемое либо нейтральное русло; в-третьих, отказ преследования подростков.

Литература

1.Журнал «Детский дом» №39, 2011 год, стр. 21

2. Интернет-ресурсы






© 2010-2022