Внеурочная деятельность. ФГООС. В помощь классному руководителю

Раскрыть сущностные характеристики внеурочной деятельности целесообразно через установление связей с такими категориями как: внеклассная, внешкольная, внеучебная, воспитательная работа, внешкольное образование, дополнительное образование детей. Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.   Однако научный смысл и значение этого понятия менялись во времени и зависели от...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Формирование жизнестойкости детей и подростков в образовательной организации.

Примерно половина семей учащихся 6 класса, где я выполняю обязанности классного руководителя, являются неблагополучными. В других семьях также возникают проблемы, что сразу же отражается на учёбе, поведении и самочувствии моих учеников-воспитанников. Однако, многие проблемы можно предупредить, если научить своих учеников - воспитанников элементарным правилам, которые помогают изменять поведение при преодолении стрессовой ситуации. Сотрудничество с учащимися и их родителями, знание и понимание феномена жизнестойкости в современном обществе, помогут мне в решении конкретных проблемных ситуаций. Поэтому, одно из важных направлений моей образовательной и воспитательной деятельности должно стать формирование у школьников жизнестойкости, развивая у них навыки преодоления трудных жизненных проблем.

Мои задачи в деятельности как классного руководителя и учителя по формированию навыков жизнестойкости у учащихся:

1.Изучить феномен жизнестойкости, анализировать суть этого понятия, его структуру, содержание, факторы формирования.

2. Читать тексты бесед для классного руководителя с учащимися по вопросам формирования жизнестойкости.

3.Использовать полученные знания в практической работе в качестве классного руководителя и учителя- предметника:

3.1. формировать у учащихся навыки и установки, которые помогут им изменять своё поведение при преодолении стрессовой ситуации:

3.1.1. формировать у учащихся понимание вовлеченности (быть в курсе событий, пусть трудных и неприятных), контроля (принимать ситуацию как есть, изменить свое отношение к ней, если нельзя изменить ситуацию);

3.1.2.формировать у учащихся веру в то, что принятие риска ( стрессы и перемены) - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт;

3.1.3. формировать у учащихся навыки: позитивного отношения к своей личности, позитивного общения, самооценки и понимания других, управления собственными эмоциями, адекватного поведения в стрессовых ситуациях, продуктивного взаимодействия, самостоятельного принятия решений и решения проблемных ситуаций, работы с информацией, творчества.

В моей педагогической деятельности чаще всего приходится общаться с учащимися- подростками, которые относятся к младшей группе молодёжи до 18 лет, с юридической точки зрения это малолетние (12-14 лет) и несовершеннолетние (15-16 лет) подростки. Самая уязвимая (психологически) категория населения. Если в младшем школьном возрасте эти подростки не усвоили социально-психологические навыки (социальные навыки, оптимальные модели поведения, эффективные стили мышления, способы саморегуляции и оптимальный индивидуальный стиль деятельности), то в подростковом возрасте приходится «работать» над собой в «ускоренном» режиме. Такая ситуация в моей практике не редкость.

Неблагополучие семьи (материальная и моральная при пьющих родителях необеспеченность) приводит к неудовлетворенности основных жизненных потребностей подростка, который вынужден «включать» поведение, направленное на преодоление стресса.

В подобной ситуации вижу свою задачу как педагога (в переводе с греческого «сопровождающий ребёнка») и классного руководителя помочь - «сопровождать» подростка на пути формирования социально-психологических навыков.

Критические условия в жизни подростка довольно частое явление, поэтому считаю наиболее важным формировать у подростков навыки саморегуляции как процесса управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Навыки интеллектуальной деятельности особенно значимы в подростковом возрасте для позитивного анализа трудных ситуаций жизни.

Вера в себя и воля подростка - ключевые моменты мысленной постановки цели перед самим собой, сосредоточения умственных сил, осмысливания и самоконтроля.

Моей педагогической задачей на жизненном и образовательном пути подростков является прежде всего:

1. эмоциональная поддержка учащихся,

2. необходимость стать тем «значимым взрослым», который, в период перехода подростков к взрослости в совместной с ними деятельности научит их важнейшим способам преодоления трудностей.

2. Проектирование занятия по формированию навыков жизнестойкости в рамках внеурочной занятости.

внеурочная образовательная деятельность

системно-деятельностный подход

УУД

личностные ̸̬ \ метапредметные

\ /

навыки жизнестойкости учащихся

психо-физиологические особенности развития обучающихся

познание мира и применение детьми приобретенных ими знаний в их жизни.

1. Какова роль занятий внеурочной образовательной деятельности в формировании навыков жизнестойкости у учащихся?

2. Каковы особенности занятий внеурочной образовательной деятельности, направленных на формирование навыков жизнестойкости у учащихся?

3.В чём состоят особенности индивидуализации занятий внеурочной образовательной деятельности?

4. В чём суть концепции, лежащей в основе занятий внеурочной деятельности?

5. Какой акцент является главным в занятиях внеурочной деятельности по формированию навыков жизнестойкости у учащихся?

6. В чём состоят цель и результат занятий внеурочной деятельности?

7.Какое место занимают учащиеся системе внеурочной деятельности?

8.Каким должен быть подход в организации занятий по внеурочной деятельности?

Занятия внеурочной образовательной деятельности, направленные на формирование навыков жизнестойкости у учащихся способствуют развитию психосоциальной компетентности, которая заключается в способности человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям.


  1. Результат занятий внеурочной образовательной деятельности по формированию навыков жизнестойкости у учащихся состоит в достижении личностных и метапредметных результатов. Формирование навыков жизнестойкости определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, принимать решения, формировать способы саморазвития личности. Внеурочная деятельность играет огромную роль в достижении личностных результатов - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Сформированные навыки жизнестойкости позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми, адекватно реагировать на собственные эмоции и эмоции других людей, разумно подходить к решению сложных жизненных проблем и нестандартных ситуациях.

Требования к занятию внеурочной образовательной деятельности по формированию навыков жизнестойкости у учащихся:

1 содержание занятия должно соответствовать психо-физиологическим и возрастным особенностям учащихся;

2. содержание занятия должно быть направлено на решение проблем конкретной жизненной ситуации;

3. форма занятия должна вызывать интерес для учащихся;

4. содержание занятия должно быть увлекательным для учащихся.

В основе проекта урока и внеурочного занятия ( в соответствие с ФГОС) лежит один и тот же методологический принцип - системно-деятельностный подход, поэтому структура занятия внеурочной деятельности может совпадать со структурой урока.

Примерная структура занятия:

1. мотивационно-целевой этап

2. содержательный;

3. процессуальный;

4. рефлексивный.

Карта оценки занятия внеурочной деятельности

Параметры
оценки

Критерии оценки

Баллы (max - 20)

1.

Мотивационно-ценностно-целевой аспект занятия

Обеспечение понимания детьми содержания занятия

5

Обеспечение самоопределения детей в занятии (что будет результатом, что будем делать для его достижения)

7

Создание ситуации, вызывающей у детей желание сотрудничать, участвовать в коллективном творчестве

6

2.

Содержательный аспект занятия

Направленность содержания занятия (задания, вопросы педагога и др.) на включение детей в разные виды активностей (игровая, исследовательская, коммуникативная и др.)

7

Соответствие содержания занятия возрастным и индивидуальным возможностям младших школьников

6

Направленность содержания занятия на получение какого-либо продукта (интеллектуального, творческого и др.)

7

3.

Процессуальный аспект занятия

Отличие форм организации активностей детей от урочной (исследовательский клуб, учебная лаборатория, конструкторский кружок и т. п.)

3

Направленность способов работы детей на приобретение социального опыта

3

Направленность способов работы детей на формирование ценностного отношения к социальной реальности

3

Направленность способов работы детей на получение опыта общественного действия

4

4.

Результативный аспект занятия

Направленность занятия на развитие личностных УУД (нравственно-этических принципов обучающихся, формирование гражданской, профессиональной или моральной позиции и т. д.)

4

Направленность занятия на развитие регулятивных УУД (действия самоорганизации, саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний, целеполагание, контроль деятельности обучающихся)

4

Направленность занятия на развитие коммуникативных УУД (сотрудничество с учителем и учащимися, понимание и принятие точки зрения друг друга, готовность к обсуждению различных вопросов, умение доказывать, отстаивать свою точку зрения, правильно задавать вопросы и т. д.)

4

Направленность занятия на развитие познавательных УУД (общеучебных, знаково-символических, логических и иных способов деятельности обучающихся)

4

5.

Оценочно-рефлексивный аспект занятия

Соответствие результатов занятия поставленной цели

5

Совместный с обучающимися рефлексивный анализ осуществленной деятельности

5

Удовлетворённость обучающихся занятием

5

Общее количество баллов - 85. Занятие соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Предлагаемые аспекты занятия могут являться примерными этапами занятия внеурочной деятельности, т.к. соответствуют необходимым условиям проведения таких занятий, изложенным в различных методических рекомендациях по организации внеурочной деятельности и прежде всего требованиях ФГОС.

В мотивационно-ценностно-целевой аспект занятия могут быть внесены некоторые коррективы. Например, мотивацией занятия может стать создание ситуации, вызывающей у школьников затруднения (проблемная ситуация) и не только желание сотрудничать, но и необходимость совместного её решения. Проблемная ситуация может способствует росту заинтересованности школьников в совместной деятельности, опыта социального общения. В процессуальный аспект занятия может быть включена направленность способов работы детей на формирование опыта совместного эмоционального сопережевания.

Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки, поскольку находятся под воздействием ряда неблагоприятных факторов. В современной российской действительности мы живем в условиях недостатка (а иногда отсутствия) материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания, полноценного развития и социализации детей. Это может приводить к ухудшению психического здоровья подростков. Актуальным является необходимость на ранних стадиях развития личности обучать их цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них сформировалась правильная социальная ориентация.

Однако, не менее значимы для 12-летних подростков взаимоотношения со сверстниками. Мне как классному руководителю , очень важно, чтобы в нынешнем мире, насыщенном стрессовой ситуацией, катаклизмами, отрицательной информацией и новыми технологиями, чтобы мои воспитанники не потеряли способность познавать мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, могли познать радость, связанную с преодолением трудностей общения и неуверенности в себя. Мне хотелось сформировать у детей следующие компоненты жизнестойкости: жизнелюбие, энергичность, умение нестандартно реагировать на стандартные жизненные ситуации, готовность выходить победителем из любых жизненных испытаний, приобрести положительные эмоции, проявить уважение к людям и жизни. Наиболее приемлемым для внеурочной деятельности учащихся выбираю социальное направление, один из основных видов деятельности на занятии - игровая. Форма проведения занятия - заседание «Клуба интересных встреч», которое проходит в кабинете. «Интересными встречами» могут быть встречи с родителями редких и не очень профессий, работниками школы, ветеранами войны и труда, односельчанами, старшеклассниками и т.д. На данном занятии встречаются одноклассники. Учащиеся рассаживаются на стульях по кругу. Учитель находится за кругом. Схема проекта занятия (фрагмент) по внеурочной деятельности.

№№

Этапы
занятия

Деятельность
педагога

Деятельность ученика

Время
(в мин.)

Методические
комментарии

1

мотивационно-целевой этап.







Содержательный аспект занятия.

мотивирует учащихся на деятельность, предлагая им посмотреть в глаза напротив сидящего одноклассника и вспомнить 2-3 лучшие черты его характера;

предлагает подумать и ответить на вопрос, зачем это нужно; организует беседу по определению цели занятия, предлагает определить задачи для достижения цели, предлагает выбрать форму работы по разработке «Памятки»: индивидуальную или групповую, раздаёт тексты для работы в группах, содержащие короткие рекомендации с вопросами

смотрят в глаза напротив сидящего одноклассника и подбирают нужные характеристики;

отвечают, что добрые мысли о другом человеке располагают к хорошим отношениям;

обсуждают, предлагая свои варианты определения цели и задач для её достижения, выбирают групповую форму работы, мотивируя тем, что группой работать легче, работают в группах , формулируя правила поведения в соответствие с заданием

210 мин.

Приемы целеполагания;1.привлекательная цель (учитель находит привлекательную цель. которая интересна учащимся- взаимоотношения с одноклассниками);

2. удивить учащихся необычным заданием (учитель предлагает вспомнить лучшее о своём однокласснике).

Развиваемые УУД : личностные ( связаны с мотивацией на деятельность); метапредметные: познавательные -развитие умений анализировать ситуацию, делать выводы; коммуникативные - развитие умений слушать, отстаивать свою точку зрения; регулятивные - развитие умений целеполагания, контролировать, оценивать.

Предполагаемые ответы учащихся: цель занятия - разработать «Памятку добрых отношения с одноклассниками». Задачи для достижения цели: Правила поведения с одноклассниками. Правила поведения в школе, на улице. Внешний вид учащегося.


Карта оценки занятия внеурочной деятельности

Параметры
оценки

Критерии оценки

1.

Мотивационно-ценностно-целевой аспект занятия

Обеспечение понимания детьми содержания занятия

Обеспечение самоопределения детей в занятии (что будет результатом, что будем делать для его достижения)

Создание ситуации, вызывающей у детей желание сотрудничать, участвовать в коллективном творчестве

2.

Содержательный аспект занятия

Направленность содержания занятия (задания, вопросы педагога и др.) на включение детей в разные виды активностей (игровая, исследовательская, коммуникативная и др.)

Соответствие содержания занятия возрастным и индивидуальным возможностям младших школьников

Направленность содержания занятия на получение какого-либо продукта (интеллектуального, творческого и др.)

Данный проект занятия внеурочной деятельности может быть с успехом реализован в основной школе, где я работаю учителем. Реализация проекта не требует дополнительных затрат. В школе имеются все необходимые условия для внеурочной деятельности социального направления.





© 2010-2022