Программа педагогического просвещения родителей учащихся 5-9 классов Уроки для родителей

1.    Пояснительная записка Ребенок должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию для того, чтобы быть успешным в образовательном процессе. Важную роль в достижении такого развития играет семейное воспитание. Кроме того, знание особенности своего ребенка родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы взаимодействия с их сыном или дочерью. Мать и отец в силах предупредить нежелательные  проявле...
Раздел Классному руководителю
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Уксянская средняя общеобразовательная школа»

Далматовского района Курганской области







«Уроки для родителей»

Программа

педагогического просвещения родителей обучающихся

5-9 классы



Составитель программы:

Кузнецова О.Н., классный руководитель



с.Уксянское

2006

  1. Пояснительная записка

Ребенок должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию для того, чтобы быть успешным в образовательном процессе. Важную роль в достижении такого развития играет семейное воспитание. Кроме того, знание особенности своего ребенка родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы взаимодействия с их сыном или дочерью. Мать и отец в силах предупредить нежелательные проявления характера ребенка. Совместно выработать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых школьных ситуаций. Тем самым они создают условия для успешной адаптации ребенка в среднем звене школы, устраняя как внешние, так и внутренние причины неуспеваемости, неврозов, агрессивного поведения и других проявлений школьной дезадаптации.

Содержание программы предусматривает систему работы по преемственности начального образовательного учреждения и среднего звена школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих старшеклассников.

Программа рассчитана на 5 лет (2006 - 2010), так как я являюсь классным руководителем 5 класса. Занятия проводятся не реже одного раза в четверть, их длительность может варьироваться от часа до полутора. Программу ведут классный руководитель, психолог, социальный педагог, медицинская сестра. Планируется привлечение к проведению занятий специалистов различных учреждений (врач - педиатр, участковый уполномоченный милиции, инспектор по делам несовершеннолетних и др.)

Семья, какой бы она не была, - это единственный дом ребенка. В котором он получает первый опыт частной жизни, где он защищен от вторжения внешнего мира, поэтому задача классного руководителя и школы в целом - помочь обучающемуся определить свое поведение в этом доме. При этом классный руководитель, школа не могут вторгаться в семейные дела своих учеников, они выступают в качестве партнера, обладающего определенными возможностями для поддержки семьи.

Цель деятельности в работе с семьей - налаживание эффективного взаимодействия.

Цель программы:

  • повышение педагогической и психологической культуры родителей

Задачи:

  • коррекция детско - родительских отношений;

  • создание в семьях условий для адекватного развития ребенка;

  • объединение усилий семьи и других социальных институтов в деле воспитания подрастающего поколения;

  • создание широкого социального взаимодействия для решения проблем семьи и школы;

  • профилактика асоциального поведения детей среднего возраста.

В качестве критериев организации оптимальной стратегии взаимодействия педагогов с семьей я выделила следующие:

  • учет социального запроса (интересов, нужд, потребностей) родителей по различным проблемам;

  • взаимодействие с родителями, осуществляемое на позициях сотрудничества и диалога;

  • использовании форм работы с семьей повышающих активность родителей.

Организационная структура:

Встречи классного руководителя и родителей могут проводиться в форме:

  • организационно - деятельностной или психологической игры;

  • собрание - диспута;

  • семейной гостиной;

  • круглого стола;

  • вечера вопросов и ответов;

  • семинара;

  • психолого - педагогического практикума;

  • тренингов и других форм работы.

Организация работы:

Классный руководитель строит свою работу на принципах демократии, гласности, уважения и учета мнений и интересов различных категорий родителей.

Периодичность заседание - не реже четырех раз в год.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. Оптимальная адаптации детей начальной школы к среднему звену, уменьшение факторов риска школьной дезадаптации.

2. Формирования здорового образа жизни и высоко - эффективных поведенческих стратегий родителей по отношению к их детям.

3. Создание условий для адекватного развития ребенка.

4. Овладение родителями способами контроля динамики развития детей в домашних условиях.



  1. Тематический план лектория

5 класс

В 5 классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей, направленное на формирование понимания возрастных изменений обучающихся, общей культуры семьи;

  • понимание значимости и трудностей учебной деятельности пятиклассников

Первое заседание - сентябрь. (Круглый стол)

1.1 Трудности адаптации пятиклассников к школе

1.2 Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению

1.3 Родительский практикум по проблеме.

Второе заседание - декабрь (Встреча с учителями - предметниками)

2.1. О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника

2.2. Назначение домашнего задания в само­стоятельной работе школьника

2.3. Особенности выполнения домашних заданий по отдельным предметам

Третье заседание - февраль (Обмен мнениями)

3.1 Телевидение и пятиклассник

3.2 Влияние телепередач на формирование характера и познавательной сферы обучающихся.

Четвертое заседание - май. (Дискуссионный клуб).

4.1 Роль семьи в формировании ценностных ориентаций у детей на сохранение и укреплении собственного здоровья и здоровья окружающих.

4.2 Как сохранить здоровье ребенка

4.3 Рекомендации для родителей на летний оздоровительный период




6 класс

В 6 классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • просвещение родителей по вопросам раннего взросления детей, их взаимодействия с окружающим миром и людьми, содержания учебной деятельности;

  • решение проблем в общении детей и родителей

Первое заседание - сентябрь (Круглый стол. Анкетирование с приглашением психологов).

  1. Особенности младшего подросткового возраста

  2. Первые проблемы подросткового возраста

  3. Тренинг коррекции детско - родительских отношений.

Второе заседание - ноябрь. (Вечер вопросов и ответов).

2.1 Каким мы хотим видеть своего ребенка

2.2 Как стать хорошими родителями

Третье заседание - февраль. (Собрание диспут. Приглашение социального педагога).

3.1 Роль общения с ребенком и его личность. Диалог с ребенком

3.2 От чего возникают вопросы?

3.3 Искусство выслушать ребенка.

Четвертое заседание - апрель. Круглый стол

4.1. Выполнение режима дня школьника и бытовая культура дома и в школе. Приглашение медика

4.2. Обмен опытом воспитательных воздействий по формированию здорового образа жизни у детей.







7 класс

В 7 классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • решение проблем преодоления в себе агрессивности, грубости, ухода в мир своих интересов;

  • привлечение внимания к проблемам ухудшения успеваемости, адекватности восприятия школьной отметки;

  • помощь в преодолении трудностей взросления

  • формирование правовой культуры семьи

Первое заседание - сентябрь. (Круглый стол. Приглашение психолога)

  1. Пора ли в школу?

  2. Режим дня подростка.

  3. Компьютер и здоровье ребенка.

Второе заседание - декабрь. (Семинар - практикум. Приглашение социального педагога)

2.1 Как научиться слушать своего ребенка. Техника активного слушания

2.2 Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации

Третье заседание - март. (Вечер вопросов и ответов).

  1. Знаете ли вы права и обязанности своих детей. (Профилактика детских правонарушений и употребление наркотических средств).

  2. Поощрение и наказание детей в семье

Четвертое заседание - май (Дискуссия).

  1. Нравственность как основа успешности образовательного процесса

  2. О родительском авторитете

  3. Воспитание самостоятельности у подростков





8 класс

В 8 классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • проблему формирования гражданской позиции детей;

  • проблему ответственности человека за свои поступки;

  • вопросы насилия, любви и дружбы в жизни подростка, его окружения;

  • проблему девиантного поведения подростков;

  • формирование правовой культуры семьи

Первое заседание - сентябрь (Психолого - педагогический практикум с приглашением психолога и учителей - предметников).

  1. Психологические особенности восьмиклассников.

  2. Причины неуспеваемости школьников и их предупреждение

  3. О трудностях учения

Второе заседание - ноябрь. (Лекция - семинар).

2.1 Жизненные цели подростка

2.2 Как помочь ребенку обрести уверенность в себе

Третье заседание - январь. (Круглый стол. Приглашение представителей прокуратуры, психолога)

3.1. Влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.

3.2 Как уберечь ребенка от влияния асоциальных групп.

Четвертое заседание - апрель. (Семинар)

4.1 Ролевая игра - эффективная модель поведения в обществе

4.2 Как помочь ребенку перенести игровые компьютерные модели в учебную деятельность.








9 класс

В 9 классе родительские собрания должны быть направлены на:

  • проблемы нравственности обучающихся, их взаимоотношений между собой, значимости дружбы в жизни взрослых и детей;

  • формирование ответственности за порученное дело, свои поступки;

  • определение приоритетов обучающихся и родителей в выборе профессии

Первое заседание - сентябрь. (Семинар - практикум)

  1. Об образе собственного «Я»: как помочь ребенку в профессиональном самоопределении

  2. Склонности и интересы подростков в выборе профессии

  3. Формирование механизма осознанного выбора.

Второе заседание - ноябрь. (Лекция)

2.1. Особенности самооценки подростка

2.2 Роль самооценки в формировании личности

2.3 Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых

Третье заседание - февраль. (Круглый стол. Приглашение социального педагога, психолога, учителей предметников)

3.1 Семейный конфликт: как эффективно выходить из конфликтных ситуаций в семье.

3.2 Агрессия, ее причины и последствия

3.3 Нелегкий разговор о требовательности

Четвертое заседание - апрель. (Вечер вопросов и ответов).

4.1 Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам

4.2 Начало пути к успеху


  1. Индивидуальные консультации с родителями

Индивидуальные консультации для родителей, чьи дети испытывают трудности в адаптации к учебной деятельности в школе, проводятся в течение всего года в зависимости от возникающих проблем.

Темы консультаций

  1. Что я могу сказать о характере моего ребенка?

  2. Быстрая утомляемость пятиклассников

  3. Как подготовить домашнее задание по устным предметам

  4. Как избежать проблем в общении с одноклассниками

  5. Как работать над развитием памяти и внимания

  6. Социальные сети и подростки

  7. Друзья моего ребенка

  8. Как развить у ребенка работоспособность?

  9. Развитие познавательной самостоятельности

  10. Плохие отметки и их причины

  11. Особенности межличностных отношений подростков

  12. Ваш ребенок в школе и после нее





  1. Список литературы и Интернет ресурсов

  1. radostmoya.ru/projects/Telelektorij_Vzroslym_o_detjah/

  2. festival.1september.ru/

  3. eti-deti.ru/stati/

  4. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - М., 1995.

  5. Антонов А. И. Социология Семьи. - М., 2006.

  6. Бабенкова Е. А. Здоров ли ваш ребенок? - М., 2002.

  7. Бестужева - Лада И. Ступени к семейному счастью. - М., 1998.

  8. Гражданский кодекс Российской Федерации. 2004.

  9. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в школе. М,: Центр «Педагогический поиск», 2003

  10. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 - 9 классы. - М,: ВАКО, 2006

  11. Дымнова Т. И. Психология семейного образа жизни. - М., 2005.

  12. Закон Российской Федерации «Об Образовании» (с изменениями и дополнениями). 1996.

  13. Конвенция ООН о правах ребенка. 1989.

  14. Конституция Российской Федерации. 2004.

  15. Леонова Л. А., Макарова Л. В. Компьютер и здоровье ребенка. - М., 2002.

  16. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами. Методическое объединения РФ, исполнительная дирекция президентской программы «Дети России».

  17. Решение коллегии Минобразования России «Об опыте взаимодействия семьи и образовательных учреждений в интересах развития личности ребенка». 1995.

  18. Семейный кодекс Российской Федерации. 1996.

  19. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». 1998.

  20. Фитцпатрик Д. Диалог с ребенком. - М., 1996.


© 2010-2022