Опять война, Опять блокада

Война... Суровее нет слова. Война... Печальнее нет слова. Война... Священнее нет слова. этих лет, И на устах у нас иного Ещё не может быть … и нет… Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным  дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда… Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАССНЫЙ ЧАС «ОПЯТЬ ВОЙНА, ОПЯТЬ БЛОКАДА!»

Цель: познакомить учащихся с событиями, происходящими в годы Великой Отечественной войны, воспитывать у школьников чувства патриотизма, гражданственности, памяти к защитникам Отечества.

Оформление:

  • Детские рисунки, посвящённые Великой Отечественной войне;

  • мультимедийный проектор, экран;

  • диск с документальным фильмом "Светлая память погибшим героям"

Ход мероприятия

Ведущий 1:(слайд 1)

Война... Суровее нет слова.
Война... Печальнее нет слова.
Война... Священнее нет слова.
этих лет,
И на устах у нас иного
Ещё не может быть … и нет…

Чтец: Последним мирным днём 1941 года была суббота. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы, безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…

Чтец: Тишину наступившей ночи, по-летнему тёплой, благоухающей, во многих городах и сёлах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших своё вступление во взрослую жизнь. У них был выпускной вечер.( слайд 2)

Чтец:

На нашу милую и горделивую,
На нашу Родину счастливую
На наш родимый, мирный край,
Напал фашистский негодяй!
Он осквернил всё дорогое,
Где только подлая нога
Ступала фрица-негодяя
Там пепел, смерть и нищета.(слайд 3)

Чтец:

Обрушился огонь орудий,
И целых три часа подряд
Не разговаривали люди
И били пули невпопад.
И, навсегда оглохнув, птицы,
Бесшумные спешили прочь.
За ними вслед, сверкнув зарницей,
На запад отступала ночь.( слайд 4)

Сорок первый: На Ленинград
Обхватом с трёх сторон
Шёл Гитлер силой 40 дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон
Не приостановил ни на мгновение
Он сердца ленинградского биение.( слайд 5)

Гитлер планировать захватить Ленинград к 21 июля 1941 года(слайд 6). Блокада началась 8 сентября 1941 года.Город был охвачен вражескими силами в кольцо. И началось…Бомбёжки, голод, холод. Но мирные жители не сдались врагу, не отдали свой город.(слайд 7)

И, видя это, разъярённый враг,
Предполагавший город взять с набега,
Казалось бы, испытанных стратегов
Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.
И те пришли, готовые к победам,
А третий, Голод, шёл за ними следом.( слайд 8)

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ УЖАСАХ БЛОКАДЫ (слайды 9-27)

Летом 1941 года на Ленинград шла группа фашистских армий общей численностью 500 тысяч человек. Им поручалось уничтожить части Красной армии и к 21 июля овладеть Ленинградом.

Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась в руках немцев. 8 сентября 1941 года гитлеровцы захватили у истока Невы город Шлиссельбург, окружив Ленинград с суши. Началась 871-дневная блокада Ленинграда.

Учитель

Вечером 8 сентября на Ленинград обрушился невиданный ранее по ударной мощи налет вражеской авиации. Только за один заход бомбардировщиков на город было сброшено 6327 зажигательных бомб. Черные клубы дыма от 178 пожаров потянулись к небу. От немецкой бомбежки загорелись склады. При пожаре сгорели "стратегические запасы продовольствия", что и стало причиной последующего страшного голода.

Учитель

Об этих днях говорят безжалостные страницы документов. Память людей сохранила и тяжесть смертей, и скрип печальных саней, увозящих тела близких, и радость внезапных улыбок - "Москва перешла в наступление!", и красные облака пожаров, и страшные тропинки к воде, и силуэты людей, бредущих под вой метели на заводы, и блокадную тоску, и братские могилы, и горящие книги, и коптилки - все то, что нельзя забыть все это было временем, воспитавшим силу, мужество, бесстрашие, было закалкой характера, рождением новых героев.

Учащийся 3

"В блокадных днях мы так и не узнали:
Меж юностью и детством где черта?..
Нам в сорок третьем выдали медали
И только в сорок пятом - паспорта.
И в этом нет беды. Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг стало страшно оттого, что мы не будем
Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

. Почти постоянные бомбежки уносили жизни. Было жутко видеть, как с каждым часом иссякают силы близких, дорогих людей. На глазах у матерей умирали их сыновья и дочери, дети оставались без родителей, многие семьи полностью исчезали".

Хуже всего приходилось детям. Когда умирают взрослые - это тяжело, но понятно. А смерть детей сознание принимать отказывается. Среди обвинительных документов, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка, которую вела двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. В книжке девять страниц, на шести из них - даты. Шесть страниц - шесть смертей.

Учащийся 4

"28 декабря 1941 года Женя умерла...

Бабушка умерла 25 января 1942-го.

17 марта - Лека умер.

Дядя Вася умер 13 апреля.

10 мая - дядя Лёша, мама - 15 мая.

Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня.

Учитель

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Когда ее нашли, она была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года девочку эвакуировали . Врачи два года боролись за ее жизнь. Таню перевели дом инвалидов с более квалифицированным медицинским обслуживанием. Но болезнь уже была неизлечимой. 1 июля 1944 года она и умерла.

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки.

К 20 ноября 1941 года нормы в городе составляли 250 грамм хлеба в день на рабочих и 125 грамм на всех остальных.

- Муки ржаной дефектной 50%

- Соли - 10%

- Жмыха - 10%

- Целлюлозы - 15%

- Соевой муки, мучной пыли, древесных опилок - 5%

Но даже эти граммы удавалось получить не всегда.

Учащийся 5

Удивительные люди ленинградцы! Получая в день эти граммы хлеба (и какого хлеба!) они ежедневно, без всяких опозданий, являлись на работу, работали столько, сколько это было нужно, как правило, по 12 - 14 часов в сутки, нередко под дождем, в насквозь промокшей одежде. Для этого требовалась большая физическая выносливость, дежурили после работы по ночам на заводе, а свободные от дежурства возвращались домой. Трамваи и автобусы совершенно не ходили, и весь путь от дома до завода и обратно приходилось совершать пешком. Некоторые вынуждены были проходить по 20 километров. Рабочие выходили за много часов до начала работы, шли с трудом, иногда по колено в снегу, но приходили вовремя. Мужчины, женщины, подростки стояли у станков. Заводы бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест. Из ворот заводов ежедневно выходили танки и шли прямо на фронт. Какая сила поднимала людей на столь опасную и изнурительную работу? Вера в правоту нашей борьбы, понимание своей роли в развернувшихся событиях.

Учитель:

Но, кроме голода, пришли и другие бедствия. В конце ноября ударили морозы. Ртуть в термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.

Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но, подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Но люди не сдавались: Город боролся:

Учащийся 7

Цифры, говорящие о количестве умирающих людей ежедневно в голодающем городе не особенно точны, так как смертность была настолько высока, что сосчитать всех умерших просто не представлялось возможным. .

.Учащийся 8

Для подвоза продовольствия и боеприпасов в умирающий город, оставалась единственная дорога Ладожское озеро. К 17 ноября толщина льда достигла 100 миллиметров, но этого было недостаточно для открытия движения. Ждали морозов. 20 ноября толщина льда достигла 180 миллиметров - на лёд вышли конные обозы. 22 ноября на лёд вышли машины. Позже к грузовикам стали прикреплять сани, что позволило уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза. Так родилась ставшая знаменитой ледовая трасса, которую именовали Военно-автомобильной дорогой № 101. Так начала действовать блокадная "артерия" Ленинграда, которую народ назвал "Дорогой жизни". .

За время блокады в Ленинграде погибло около 1000000 человек.

В северной части города, в годы Великой Отечественной войны возникло кладбище, где хоронили героев Ленинграда, его защитников- воинов и жителей. Здесь, на Пискаревском кладбище, в 1941- 1944 годах в братских могилах захоронено 470 тысяч ленинградцев, не переживших блокаду, и 50 тысяч воинов Ленинградского фронта.

Учащийся 11

Многое было пережито, но сердца людей не превратились в камень. Огонь жил в них, и души не очерствели. Люди стремились к добрым делам, спасали друг друга, помогали больным и детям, раненым и инвалидам. Люди жили и в тяжелейшее время могли еще творить. В городе работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи. Все то время, когда шла блокада, работало ленинградское радио. Для многих это было единственной ниточкой, позволявшей почувствовать, что город живет.

Учащийся 12

9 августа 1941 года немцы обещали занять Ленинград. Ровно год спустя 9 августа 1942 года в несломленном городе состоялась премьера 7-й симфонии Шостаковича, которую впоследствии назовут "Ленинградской". Зал был полон - очереди за билетами в Большой зал городской филармонии были длиннее, чем в булочные. Весь зал филармонии сиял электрическими огнями: электричество тогда включали раз в день совсем ненадолго. В финальной части симфонии, которая должна обозначать победу над фашизмом, зал встал и зааплодировал.

Во время исполнения Симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Ее слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, признались: "Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерти.

12 января 1943 года в 9 часов 30 минут утреннюю тишину разорвал залп "катюш" - во всей полосе наступления началась артиллерийская подготовка. Как только она закончилась, на лед вышли тысячи солдат.

К 27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью снята.

Учащийся 16

Поставленные в наистрашнейшие условия люди, до последней капли крови служили своему Отечеству, защищали город Ленинград. Они отстояли его, победили! Это незабываемо! Незнакомые люди обнимали друг друга, и у всех в глазах светились слезы".

Учащийся 18

"За залпом залп. Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика, но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди, и поют, и лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе - салют!
Сегодня ленинградцы плачут:"

И началось победное шествие наших войск. Советская армия гнала фашистов, освобождая наши города, сёла, деревни от ненавистных захватчиков.( слайды 29-31_)

Сорок пятый!
Ещё стояла тьма немая,
В тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
Уже вступал в свои права.
По всей стране от края и до края
Нет города такого, нет села,
Куда бы ни пришла Победа в мае
Великого девятого числа.
Кто-то пел и кто-то плакал,
А кто-то спал в земле сырой…

4 года шла война - это 1418 дней! 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей! А мы живём в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь произносим. Тысяча километров в час, миллионы тонн сырья…

Но 20 миллионов погибших. Вы представляете, что это такое?

Ведущий 2: Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!
Ведущий 1: 20 миллионов могил на 2,5 тысячи километров - это значит 7, 5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые 2 метра земли!
Ведущий 2: 20 миллионов за 1418 дней - это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 тысяч человек в час, 10 человек в каждую минуту. Вот что такое 20 миллионов!

Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех,
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!

Минута молчания (Видеоролик<Светлая память погибшим>

Помните!
Через года, через века
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда
Помните!
Песню свою отправляя в полёт
Помните!
О тех, кто уже никогда не споёт
Помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтобы запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!

Ведущий 1: Наш народ хорошо знает цену миру, мирной жизни.
Ведущий 2: Мир - это утро, полное света и надежд.
Ведущий 1: Мир - это цветущие сады и колосящиеся нивы.
Ведущий 2: Мир - это школьный звонок, это школа, в окнах которой солнце.
Ведущий 1: Хорошо просыпаться и знать, что у тебя впереди прекрасный день, что тебе ничего не угрожает, и все твои мечты сбудутся. Хорошо быть счастливым!

Дети рисуют на тему<Что подарили нам защитники Родины >


© 2010-2022