Конспект урока окружающего мира на тему Земля имеет форму шара

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа 2100»

Учитель: Смирнова Елена Александровна, ГБОУ СОШ №562

Тема урока: «Земля имеет форму шара» (работа в группах)

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Дидактическая цель урока: организовать учебную деятельность учащихся с целью формирования умения отбирать информационный материал для решения поставленных задач.

Задачи урока:

Предметные: формирование умений у учащихся доказать, что Земля имеет форму шара, горизонт- воображаемая линия.

Метапредметные:

Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умения работать над проблемами поискового характера.

Познавательные: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формирование умения наблюдать, анализировать, синтезировать и преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей; формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации.

Коммуникативные: формирование стремления овладеть моделью доброжелательного общения; освоения умений работать в группе.

Личностные: развитие самостоятельности, личной ответственности при работе в группе, навыков осуществления взаимоконтроля, формирование навыков сотрудничества, личной самооценки.

Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, рисунок «Вид Земли из космоса», плакат «Форма Земли» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», презентация.

Образовательные технологии: проблемный диалог, технология продуктивного чтения, самооценка.

Этап урока

Время

Цель

этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организа

ци

онный

момент

1 мин

Настроиться на позитивный

лад

Сейчас один из наших любимых предметов - урок окружающего мира. Будет хорошо, если он принесёт вам радость получения новых знаний. Проверьте готовность к уроку.

Дети садятся, проверяют посадку, готовность к уроку.

Коммуникативные УУД

Актуали

зация знан

ий и постановка

учебной

задачи

7-10 мин

Поставить задачи изучения темы

Учитель выставляет у себя на столе геометрические предметы.

- Посмотрите на предметы на столе. Назовите, что перед вами находится?

- О чём идёт речь?

- Найдите в классе предметы, которые напоминают следующие формы.





- Как хорошо вы разобрались в формах предметов!

Наверное, определение формы предметов для вас - задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней - при условии, что выходить из школы нельзя. (Мы видели школу издалека и представляем её форму, а вот количество окон не знаем.)

- Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается?





- Какие вопросы у вас возникают?

Вопросы детей записываются на доске.

- А можете ли вы определить форму нашей планеты Земля?

- Но Земля - очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Сравните форму Земли с моделями?





-Куб, шар, пирамида, цилиндр.

- О геометрических фигурах.

Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения.

1-я группа- куб;

2-я группа - пирамида;

3-я группа - цилиндр;

4-я группа - шар.





- Раньше мы видели предмет перед собой. Делали вывод о его форме, сравнивая его с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри него.





- Да, наша Земля - это шар.

- Земля - очень большой предмет. Мы находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что Земля - шар. Это давно всем известно.

Познавательные УУД

- А всегда ли люди считали, что Земля - это шар?



- А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть подтверждение этой версии? Что мы увидим?

- Мы не можем быстро обойти Землю, собрать информацию… Нам не удастся своими силами посмотреть на нашу планету со стороны. Нужно привлечь помощников.

- Каких помощников придётся привлечь? Органы чувств, ум и память или книги?



- Какие предположения могут возникнуть у нас?

- Как вы думаете, какая будет тема урока?

«Как люди доказали, что Земля - шар».

-Составим план, по которому рассмотрим тему сегодняшнего урока.

План :

1.Как определить форму Земли?

2.Что такое горизонт?

3.Кругосветное путешествие.

4.Наблюдения на местности.

- Что мы сейчас с вами делали?

- Какое умение формировали?

Предположения детей.

- Не всегда. Одни думали, что земля держится на трёх слонах и черепахе, другие - на трёх китах, третьи - земля плоская.



Предположения детей.





- Чтобы ознакомиться с собранной информацией о Земле, нам нужно обратиться к книгам.

- Земля плоская или она шарообразная.

Предположение детей.









- Планировали нашу деятельность.

















Регулятивные УУД

Совместное

открытие

знаний

20мин

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.

- У нас существует две точки зрения на форму Земли: Земля имеет форму шара, Земля плоская.

- Чтобы доказать или опровергнуть эти точки зрения, воспользуемся текстом учебника и планом исследования.

Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.

1) Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения.

2) Сравнить наблюдения с необходимыми моделями.

3) Сделать вывод.

4) Отойти подальше, посмотреть с самолёта или высокого здания.

- В группах собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения.



- Как поступим в случае с Землёй?

- Какие модели нам понадобятся?

- Что значит в данном случае - отойти подальше и посмотреть?

1-е наблюдение.

- Поставьте на шар и диск фигурку и попробуйте определить, какую линию будет видеть наш наблюдатель на границе «Земли» и «неба»?



- Прочитайте в учебнике на с. 26, как называется эта линия и какой модели она более соответствует.

- Что это значит?



- Что значит «до горизонта нельзя добраться»?

- Какой модели соответствуют наши совместные наблюдения?

2-е наблюдение.

Работа с плакатом «Форма Земли» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.

- Откуда горизонт кажется дальше?

- Что находится за линией горизонта? Куда попадает Солнце, скрываясь за горизонта?

- Почему маяки располагают как можно выше, на башне?

- Посмотрите на нижнюю иллюстрацию на с. 28 и проверьте свой ответ.

- Посмотрите иллюстрации на

с. 27. Что видели наблюдатели в подзорную трубу?

- Что вы узнали?

3-е наблюдение.

- Поставьте фигурку на диск и шар, заметьте место, откуда началось движение, передвигайте фигурку строго в одном направлении, что вы заметили?



- Могли ли люди и раньше заметить это?

- Прочитайте на с. 29 о путешествии Магеллана и сделайте вывод.

- Правильно ли я вас поняла, что вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?

- Скажите, ребята, все ли пункты нашего исследования мы прошли?

- Как вы думаете, какие путешественники нам бы помогли? На чём они путешествуют?

- На с. 31 вы увидите первого космонавта, который совершил кругосветное путешествие в космосе

- Но это ещё не все доказательства шарообразности Земли. Догадайтесь, что ещё помогло людям. Прочитайте последнюю часть текста на с. 26.

- Разобраться в этом вам помогут опыты Миши и Лены на с. 30. Объясните, откуда тень на Луне?

- Подумайте, как несколькими словами обозначить то, что мы узнали сегодня.

- Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое вызвало у вас затруднение? Это привело к возникновению нескольких версий по поводу формы Земли.

- Что мы сейчас делали?

- Какие умения формировали?













Детям даётся время на наблюдение.Работа ведётся в группах. Группы высказываются и приходят к общему выводу.

- Нам понадобятся сведения о наблюдениях людей.Здесь используем учебник.

- Шар,диск.

-Использовать наблюдения людей,видевших издалека нашу планету.

Дети обсуждают и высказываются.

- Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой форму линию, в какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.

- Линия горизонта.Она как бы разделяет небо и землю.Это воображаемая линия.

- На Земле мы не найдём такой нарисованной линии. Её заметили люди и назвали.

- Линия постоянно отодвигается от наблюдателя.

- Нам кажется, после сравнения с моделями, что она больше похожа на шар.



- Он кажется дальше с высокого маяка.

- Новая линия горизонта, мы уже это знаем. Солнце просто нам не видно.

- Чтобы дальше видеть.



- Корабль приближается так: сначала показывалась верхняя часть, потом постепенно он становился виден весь целиком.

- Это больше похоже на шар.

Дети наблюдают и приходят к выводу:

- На диске фигурка достигает его границы и дальше не может двигаться. На шаре фигурка, передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала движения.

- Да, это могли заметить путешественники.

- Мы думаем, что Магеллан двигался не по диску, а по шару, что лишний раз доказывает, что Земля имеет форму шара.



- Мы не прошли 4-й пункт - наблюдение за предметом со стороны.

- Мы считаем, что это космонавты. Они летают на космических кораблях.

Дети делают вывод после обмена впечатлениями об увиденном.

- Да, убедились, что Земля - это шар.

- Мы узнали, что людям как-то помогла Луна.



- Эта тень от Земли, и она круглая.

Ответы детей.



- Да, конечно, теперь мы абсолютно уверены, что Земля имеет форму шара.



Умение работать по плану, умение делать выводы, умение сравнивать и обобщать, умение работать с учебником, умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

Коммуникативные УУД

















Личностные УУД



Регулятивные УУД

Самостоя

тельное применение

знаний

8 мин

Развитие наблюдательности, мышления.

1. Выполните задание 1, 2 и 3 в Рабочей тетради.

2. Выполнение задания на карточках.

- Выполните задание самостоятельно и проверьте его выполнение в группах.

Соедини части:

Земля имеет форму: граница между небом и землёй

Линия горизонта это - шарообразную

Шарообразность Земли лунное затмение

помогли доказать Полярная звезд наблюдения по компасу

кругосветные путешествия

тени от предметов в полдень

линия горизонта

После выполнения дети сверяют свою работу в группах, убеждаются в отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими затруднениями.

Домашнее

задание

2 мин

Р.Т. задание в тетради

Итог работы

4 мин

Подвести итоги,оценить свою работу в группе

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Чему научились?

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому пока было трудновато?

- Кто или что вам помогло справиться?

- Кто доволен сегодня своей

работой?

- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Какую бы отметку вы себе поставили?





Личностные УУД

Оорганизованный

конец

1 мин

Благодарю всех за работу




© 2010-2022