- Преподавателю
- Классному руководителю
- Конспект урока окружающего мира на тему Земля имеет форму шара
Конспект урока окружающего мира на тему Земля имеет форму шара
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Смирнова Е.А. |
Дата | 26.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок окружающего мира. 2 класс. УМК «Школа 2100»
Учитель: Смирнова Елена Александровна, ГБОУ СОШ №562
Тема урока: «Земля имеет форму шара» (работа в группах)
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Дидактическая цель урока: организовать учебную деятельность учащихся с целью формирования умения отбирать информационный материал для решения поставленных задач.
Задачи урока:
Предметные: формирование умений у учащихся доказать, что Земля имеет форму шара, горизонт- воображаемая линия.
Метапредметные:
Регулятивные: формирование умения планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умения работать над проблемами поискового характера.
Познавательные: осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формирование умения наблюдать, анализировать, синтезировать и преобразовывать информацию в соответствии с поставленной задачей; формирование навыков самостоятельной работы с большим объёмом информации.
Коммуникативные: формирование стремления овладеть моделью доброжелательного общения; освоения умений работать в группе.
Личностные: развитие самостоятельности, личной ответственности при работе в группе, навыков осуществления взаимоконтроля, формирование навыков сотрудничества, личной самооценки.
Оборудование: геометрические фигуры, мяч, диск, рисунок «Вид Земли из космоса», плакат «Форма Земли» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса», презентация.
Образовательные технологии: проблемный диалог, технология продуктивного чтения, самооценка.
Этап урока
Время
Цель
этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Организа
ци
онный
момент
1 мин
Настроиться на позитивный
лад
Сейчас один из наших любимых предметов - урок окружающего мира. Будет хорошо, если он принесёт вам радость получения новых знаний. Проверьте готовность к уроку.
Дети садятся, проверяют посадку, готовность к уроку.
Коммуникативные УУД
Актуали
зация знан
ий и постановка
учебной
задачи
7-10 мин
Поставить задачи изучения темы
Учитель выставляет у себя на столе геометрические предметы.
- Посмотрите на предметы на столе. Назовите, что перед вами находится?
- О чём идёт речь?
- Найдите в классе предметы, которые напоминают следующие формы.
- Как хорошо вы разобрались в формах предметов!
Наверное, определение формы предметов для вас - задание очень простое. Попробуйте тогда определить форму нашей школы и назвать количество окон в ней - при условии, что выходить из школы нельзя. (Мы видели школу издалека и представляем её форму, а вот количество окон не знаем.)
- Почему? Только сейчас вы отлично справлялись с заданием и называли формы предметов. Чем ситуация со школой отличается?
- Какие вопросы у вас возникают?
Вопросы детей записываются на доске.
- А можете ли вы определить форму нашей планеты Земля?
- Но Земля - очень большой предмет. Разве вы видите его перед собой? Сравните форму Земли с моделями?
-Куб, шар, пирамида, цилиндр.
- О геометрических фигурах.
Дети работают в группах, затем высказывают свои предположения.
1-я группа- куб;
2-я группа - пирамида;
3-я группа - цилиндр;
4-я группа - шар.
- Раньше мы видели предмет перед собой. Делали вывод о его форме, сравнивая его с данными моделями. Школа очень большой предмет. Мы его не видим целиком, находясь внутри него.
- Да, наша Земля - это шар.
- Земля - очень большой предмет. Мы находимся на её поверхности и не можем охватить её взглядом, но знаем, что Земля - шар. Это давно всем известно.
Познавательные УУД
- А всегда ли люди считали, что Земля - это шар?
- А если выйти на улицу и внимательно посмотреть, можно увидеть подтверждение этой версии? Что мы увидим?
- Мы не можем быстро обойти Землю, собрать информацию… Нам не удастся своими силами посмотреть на нашу планету со стороны. Нужно привлечь помощников.
- Каких помощников придётся привлечь? Органы чувств, ум и память или книги?
- Какие предположения могут возникнуть у нас?
- Как вы думаете, какая будет тема урока?
«Как люди доказали, что Земля - шар».
-Составим план, по которому рассмотрим тему сегодняшнего урока.
План :
1.Как определить форму Земли?
2.Что такое горизонт?
3.Кругосветное путешествие.
4.Наблюдения на местности.
- Что мы сейчас с вами делали?
- Какое умение формировали?
Предположения детей.
- Не всегда. Одни думали, что земля держится на трёх слонах и черепахе, другие - на трёх китах, третьи - земля плоская.
Предположения детей.
- Чтобы ознакомиться с собранной информацией о Земле, нам нужно обратиться к книгам.
- Земля плоская или она шарообразная.
Предположение детей.
- Планировали нашу деятельность.
Регулятивные УУД
Совместное
открытие
знаний
20мин
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
- У нас существует две точки зрения на форму Земли: Земля имеет форму шара, Земля плоская.
- Чтобы доказать или опровергнуть эти точки зрения, воспользуемся текстом учебника и планом исследования.
Посмотрите, пожалуйста, пункты исследования.
1) Разбиться на группы, собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения.
2) Сравнить наблюдения с необходимыми моделями.
3) Сделать вывод.
4) Отойти подальше, посмотреть с самолёта или высокого здания.
- В группах собрать информацию о частях предмета, зарисовать, сделать макет, обсудить собранные сведения.
- Как поступим в случае с Землёй?
- Какие модели нам понадобятся?
- Что значит в данном случае - отойти подальше и посмотреть?
1-е наблюдение.
- Поставьте на шар и диск фигурку и попробуйте определить, какую линию будет видеть наш наблюдатель на границе «Земли» и «неба»?
- Прочитайте в учебнике на с. 26, как называется эта линия и какой модели она более соответствует.
- Что это значит?
- Что значит «до горизонта нельзя добраться»?
- Какой модели соответствуют наши совместные наблюдения?
2-е наблюдение.
Работа с плакатом «Форма Земли» из комплекта наглядных пособий для 2-го класса.
- Откуда горизонт кажется дальше?
- Что находится за линией горизонта? Куда попадает Солнце, скрываясь за горизонта?
- Почему маяки располагают как можно выше, на башне?
- Посмотрите на нижнюю иллюстрацию на с. 28 и проверьте свой ответ.
- Посмотрите иллюстрации на
с. 27. Что видели наблюдатели в подзорную трубу?
- Что вы узнали?
3-е наблюдение.
- Поставьте фигурку на диск и шар, заметьте место, откуда началось движение, передвигайте фигурку строго в одном направлении, что вы заметили?
- Могли ли люди и раньше заметить это?
- Прочитайте на с. 29 о путешествии Магеллана и сделайте вывод.
- Правильно ли я вас поняла, что вы уже приняли решение и не сомневаетесь, что Земля имеет форму шара?
- Скажите, ребята, все ли пункты нашего исследования мы прошли?
- Как вы думаете, какие путешественники нам бы помогли? На чём они путешествуют?
- На с. 31 вы увидите первого космонавта, который совершил кругосветное путешествие в космосе
- Но это ещё не все доказательства шарообразности Земли. Догадайтесь, что ещё помогло людям. Прочитайте последнюю часть текста на с. 26.
- Разобраться в этом вам помогут опыты Миши и Лены на с. 30. Объясните, откуда тень на Луне?
- Подумайте, как несколькими словами обозначить то, что мы узнали сегодня.
- Можем ли мы теперь вернуться к заданию, которое вызвало у вас затруднение? Это привело к возникновению нескольких версий по поводу формы Земли.
- Что мы сейчас делали?
- Какие умения формировали?
Детям даётся время на наблюдение.Работа ведётся в группах. Группы высказываются и приходят к общему выводу.
- Нам понадобятся сведения о наблюдениях людей.Здесь используем учебник.
- Шар,диск.
-Использовать наблюдения людей,видевших издалека нашу планету.
Дети обсуждают и высказываются.
- Наш наблюдатель будет видеть на диске всегда одинаковой форму линию, в какую бы сторону ни пошёл. На шаре линия будет постепенно меняться.
- Линия горизонта.Она как бы разделяет небо и землю.Это воображаемая линия.
- На Земле мы не найдём такой нарисованной линии. Её заметили люди и назвали.
- Линия постоянно отодвигается от наблюдателя.
- Нам кажется, после сравнения с моделями, что она больше похожа на шар.
- Он кажется дальше с высокого маяка.
- Новая линия горизонта, мы уже это знаем. Солнце просто нам не видно.
- Чтобы дальше видеть.
- Корабль приближается так: сначала показывалась верхняя часть, потом постепенно он становился виден весь целиком.
- Это больше похоже на шар.
Дети наблюдают и приходят к выводу:
- На диске фигурка достигает его границы и дальше не может двигаться. На шаре фигурка, передвигаясь в одном направлении, возвращается в точку начала движения.
- Да, это могли заметить путешественники.
- Мы думаем, что Магеллан двигался не по диску, а по шару, что лишний раз доказывает, что Земля имеет форму шара.
- Мы не прошли 4-й пункт - наблюдение за предметом со стороны.
- Мы считаем, что это космонавты. Они летают на космических кораблях.
Дети делают вывод после обмена впечатлениями об увиденном.
- Да, убедились, что Земля - это шар.
- Мы узнали, что людям как-то помогла Луна.
- Эта тень от Земли, и она круглая.
Ответы детей.
- Да, конечно, теперь мы абсолютно уверены, что Земля имеет форму шара.
Умение работать по плану, умение делать выводы, умение сравнивать и обобщать, умение работать с учебником, умение соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные УУД
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Самостоя
тельное применение
знаний
8 мин
Развитие наблюдательности, мышления.
1. Выполните задание 1, 2 и 3 в Рабочей тетради.
2. Выполнение задания на карточках.
- Выполните задание самостоятельно и проверьте его выполнение в группах.
Соедини части:
Земля имеет форму: граница между небом и землёй
Линия горизонта это - шарообразную
Шарообразность Земли лунное затмение
помогли доказать Полярная звезд наблюдения по компасу
кругосветные путешествия
тени от предметов в полдень
линия горизонта
После выполнения дети сверяют свою работу в группах, убеждаются в отсутствии или наличии ошибок, рассуждают, как им справиться со своими затруднениями.
Домашнее
задание
2 мин
Р.Т. задание в тетради
Итог работы
4 мин
Подвести итоги,оценить свою работу в группе
- Какую работу мы сейчас выполняли?
- Чему научились?
- Кто с ней справлялся легко?
- Кому пока было трудновато?
- Кто или что вам помогло справиться?
- Кто доволен сегодня своей
работой?
- Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
- Какую бы отметку вы себе поставили?
Личностные УУД
Оорганизованный
конец
1 мин
Благодарю всех за работу