- Преподавателю
- Классному руководителю
- Обобщение опыта Как сделать классный час увлекательным и интересным
Обобщение опыта Как сделать классный час увлекательным и интересным
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Позднякова Г.Г. |
Дата | 24.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Как сделать классный час увлекательным и интересным
Классный руководитель: Позднякова Галина Геннадьевна
МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»
Классный час - одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть, решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.
В настоящее время классный час - это не обязательная форма внеклассной воспитательной работы. Но может ли заинтересованный в судьбах своих воспитанников классный руководитель отказаться от возможности поразмышлять с ними над важнейшими нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в познании своего «Я»?
Проведение классного часа должно быть потребностью, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы.
Классный час - это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Долгое время ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н. Леонтьева, наступало «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственного за судьбу страны, нашёл отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.
В создании системы воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях на основе единства учебного и воспитательного процессов важная роль принадлежит всем педагогам. Они выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно-нравственных качеств личности.
Одной из самых современных методик считается личностно ориентированный подход. Важной составляющей личностно ориентированного подхода в воспитании является классный час. Именно эта форма воспитательной работы имеет огромный педагогический потенциал. Классные часы являются основным компонентом в работе классного руководителя. На классных часах важно обеспечить целенаправленное деловое общение педагога с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.
Так как же лучше и эффективнее проводить классные часы? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и рассмотреть формы и методы проведения тематических классных часов.
Выделяют следующие воспитательные функции классного часа:
-
просветительскую,
-
ориентирующую,
-
направляющую
-
формирующую (Н.Е. Щуркова).
Смысл просветительской функции состоит в том, что классный час позволяет расширить у учащихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом, обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на классном часе.
Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.
Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся.
Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.
По мнению Н.И. Дереклеевой, у классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:
• общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;
• результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;
• классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия и спрогнозировать результативность воспитательной работы.
Замечено, что воспитательный эффект классного часа выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.
У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.
Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:
• определение темы разговора с учащимися;
• формулировка целей и задач классного часа;
• подбор необходимого материала и оборудования;
• создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися (если это предусмотрено сценарием);
• определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.
Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.
Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа:
-
постановка проблемы во вступлении,
-
обсуждение в основной части,
-
принятие решения в заключении.
Классный час - это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, «соберите корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулируйте тематику классных часов.
Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.
Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:
-
С уважением относимся друг к другу.
-
Любое мнение заслуживает внимания.
-
Признаем право каждого на любой вопрос.
-
У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.
-
О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.
Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.
В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя нижеперечисленные формы проведения классных часов.
-
Беседа
-
Дискуссия
-
Сюжетно-ролевая игра
-
Устный журнал
-
Социально-культурный проект
Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:
-
«Звездный час»;
-
«Что? Где? Когда?»;
-
«Аншлаг»;
-
«Слабое звено»;
-
«Счастливый случай» и т.д.
Я хочу вам предложить фрагменты классных часов, которые применяла на своей практике.
Тема: «Умеем ли мы общаться» (Фрагмент)
Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.
Подготовительная работа:
1. Поручить двум парам учеников разыграть диалоги.
2. Попросить двух учеников подготовить сообщения об истории этикета.
(учащиеся разыгрывают диалоги)
Первый диалог
- Здорово, Вован!
- Здорово, Коржик!
-Как дела?
- Да так, дела стрёмные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну всё, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне ещё мозги парить.
Второй диалог
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Таня!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
-Как поживают твои родители?
- У них всё хорошо.
-До свидания, Лена!
- До свидания, Таня!
У: Чем отличаются эти ситуации? (Дети высказывают своё мнение)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Дети высказывают своё мнение)
- Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не не стесняясь в выражениях, характеризует людей грубых, невоспитанных. С ними не очень-то приятно общаться.
- Как вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить? (Гипотезы)
- Сегодня мы будем с вами говорить о правилах хорошего тона. Тема нашего классного часа «Умеем ли мы общаться»
(Выступают двое подготовленных учеников « Из истории этикета»)
Тема: «Волшебные стёкла» (Фрагмент)
Цели: развивать творческие способности детей, способствовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе, воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям, развивать память, внимание, расширять кругозор учащихся.
Беседа «Очки - самый полезный аксессуар».
Игра «Волшебные стёкла»
1. Вступительное слово
- Отгадайте загадки и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем классном часе.
Носят их все на носу,
Дома, в городе, в лесу,
Молодёжь и старички.
Эти два кружка…(очки)
Надеваю на глаза
Два стеклянных колеса.
Для чего нужны колёса?
Чтобы видеть дальше носа. (очки)
У: Ребята, скажите, для чего люди носят очки? (Ответы детей)
- Правильно, чтобы лучше видеть. Мы так привыкли видеть людей в очках, что трудно представить то время, когда их не было. Людям с плохим зрением приходилось справляться с этим кто как мог.
Чтобы понять, как очки помогают человеку лучше видеть, нужно знать, что представляет собой глаз. …(см. разработку урока Классные часы. 4 класс/Авт. составитель Т.Н. Максимова, Н.Н. дробина. - М.: ВАКО, 2014.-208 с. (Учебный год) с. 19-27
В заключении хочется добавить, что каждый педагог является в принципе вполне творческой натурой. Без бурной фантазии в нашей системе образования очень тяжело добиться высоких результатов. Но ещё больше фантазии нам требуется в классном руководстве. Как удержать внимание школьников на шестом или даже после шестого урока? Какими средствами заставить их вприпрыжку бежать в классную аудиторию, а не торопиться домой или на улицу? Оказывается, дверца к успеху открывается очень просто.
Да и что может быть лучше восторженных глаз девчонок и мальчишек вашего класса, когда они весёлой гурьбой окружают вас в школьном коридоре и наперебой кричат: «А что у нас будет на классном часе в этот раз?!»