Обобщение опыта Как сделать классный час увлекательным и интересным

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как сделать классный час увлекательным и интересным


Классный руководитель: Позднякова Галина Геннадьевна

МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского»

Классный час - одна из основных форм внеклассной воспитательной работы. Каким ему быть, решают учитель и ученики. Тогда классный час превращается в час общения, доверительный разговор близких людей, когда каждая встреча становится долгожданной.

В настоящее время классный час - это не обязательная форма внеклассной воспитательной работы. Но может ли заинтересованный в судьбах своих воспитанников классный руководитель отказаться от возможности поразмышлять с ними над важнейшими нравственными проблемами, помочь детям в поисках истины, в познании своего «Я»?

Проведение классного часа должно быть потребностью, органично вплетаться в систему воспитательной деятельности класса и школы.

Классный час - это форма воспитательной работы, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.

Долгое время ученик выступал только в роли потребителя информации. В результате, по словам А.Н. Леонтьева, наступало «обнищание души при обогащении информацией». В наше время происходят радикальные преобразования всей системы образования и воспитания. Впервые за многие десятилетия в основополагающем государственном документе - Национальной доктрине образования в Российской Федерации - определены цели воспитания и обучения единого процесса. Социальный заказ государства на воспитание человека современно образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, ответственного за судьбу страны, нашёл отражение в таких важнейших документах, как Концепция модернизации российского образования и Государственная программа патриотического воспитания граждан России.

В создании системы воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях на основе единства учебного и воспитательного процессов важная роль принадлежит всем педагогам. Они выстраивают взаимодействие с учениками на уроках и во внеурочное время, ориентируясь на задачи формирования духовно-нравственных качеств личности.

Одной из самых современных методик считается личностно ориентированный подход. Важной составляющей личностно ориентированного подхода в воспитании является классный час. Именно эта форма воспитательной работы имеет огромный педагогический потенциал. Классные часы являются основным компонентом в работе классного руководителя. На классных часах важно обеспечить целенаправленное деловое общение педагога с учащимися, создать здоровую нравственную атмосферу.

Так как же лучше и эффективнее проводить классные часы? Сегодня мы попробуем в этом разобраться и рассмотреть формы и методы проведения тематических классных часов.

Выделяют следующие воспитательные функции классного часа:

  • просветительскую,

  • ориентирующую,

  • направляющую

  • формирующую (Н.Е. Щуркова).

Смысл просветительской функции состоит в том, что классный час позволяет расширить у учащихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах. Какие это знания? Это сведения о событиях в стране и за ее пределами, интересных людях и проблемах. Словом, обо всем, что волнует ребят, заставляет их задуматься и переживать, можно вести разговор на классном часе.

Ориентирующая функция классного часа заключается в формировании у учащихся определенных отношений к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей.

Направляющая функция призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся.

Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке умений вести диалог, договариваться, аргументировано отстаивать свое мнение. Правильно организованная деятельность формирует отношения между детьми в коллективе, положительное и действенное общественное мнение.

По мнению Н.И. Дереклеевой, у классного часа есть очевидные преимущества перед другими формами внеклассной работы:

• общение с учащимися в рамках классного часа дает возможность общаться одновременно со всеми учащимися класса, слышать их мнение, наблюдать за реакцией на обсуждаемые вопросы;

• результативность классного часа состоит и в том, что он может влиять как на мнение большинства учащихся, так и на мнение одного или группы учащихся, так как для подростков мнение сверстников зачастую бывает важнее мнения взрослого;

• классный руководитель с помощью классного часа может создать определенные условия и спрогнозировать результативность воспитательной работы.

Замечено, что воспитательный эффект классного часа выше, когда он проводится регулярно, в специально отведенное время.

У каждого классного руководителя есть свои «секреты» успешности классного часа, однако немаловажную роль играет подготовительный этап.

Подготовка классного часа может строиться по следующему плану:

• определение темы разговора с учащимися;

• формулировка целей и задач классного часа;

• подбор необходимого материала и оборудования;

• создание инициативной группы учащихся, распределение поручений между учащимися (если это предусмотрено сценарием);

• определение целесообразности участия в классном часе других педагогов, родителей, специалистов по обсуждаемой теме, старшеклассников.

Каждый классный час неповторим и не всегда целесообразно придерживаться определенной структуры. Все зависит от конкретного содержания и формы проведения классного часа.

Однако традиционная структура классного часа включает вступительную часть, основную и заключение. Такая структура позволяет проследить логику проведения классного часа:

  • постановка проблемы во вступлении,

  • обсуждение в основной части,

  • принятие решения в заключении.

Классный час - это совместное творчество взрослого и детей. Для того чтобы учащиеся ждали каждой новой возможности поговорить откровенно, они должны принимать активное участие не только в подготовке и проведении классного часа, но и в определении тем. Обсудите с ребятами круг интересующих их вопросов, «соберите корзину проблем» и с учетом пожеланий учащихся сформулируйте тематику классных часов.

Очень важно создать комфортный микроклимат в классе, такой психологический настрой, чтобы у учащихся было желание высказать свое мнение, они не боялись ошибиться или быть непонятыми.

Классный руководитель может предложить ребятам выработать правила общения на классном часе:

  1. С уважением относимся друг к другу.

  2. Любое мнение заслуживает внимания.

  3. Признаем право каждого на любой вопрос.

  4. У каждого есть право быть выслушанным и понятым. Пока один говорит, все его слушают.

  5. О своем желании высказаться сообщаем с помощью поднятой руки.

Формы классного часа могут быть самыми различными. Их выбор зависит от уровня развития коллектива, особенностей класса, возрастных отличий детей, профессионализма педагога и т.д.

В педагогической практике хорошо зарекомендовали себя нижеперечисленные формы проведения классных часов.

  • Беседа

  • Дискуссия

  • Сюжетно-ролевая игра

  • Устный журнал

  • Социально-культурный проект

Большой интерес у учащихся вызывают классные часы в форме интеллектуальных игр, конкурсов, путешествий, викторин, в основе которых лежат идеи телепроектов, таких как:

  • «Звездный час»;

  • «Что? Где? Когда?»;

  • «Аншлаг»;

  • «Слабое звено»;

  • «Счастливый случай» и т.д.

Я хочу вам предложить фрагменты классных часов, которые применяла на своей практике.

Тема: «Умеем ли мы общаться» (Фрагмент)

Цель: способствовать воспитанию хороших манер, культуры общения.

Подготовительная работа:

1. Поручить двум парам учеников разыграть диалоги.

2. Попросить двух учеников подготовить сообщения об истории этикета.

(учащиеся разыгрывают диалоги)

Первый диалог

- Здорово, Вован!

- Здорово, Коржик!

-Как дела?

- Да так, дела стрёмные.

- Где тусуешься?

- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?

- А меня как-то не колышет.

- Ну всё, я сваливаю, а то меня предки ждут.

- Везуха тебе, а мне ещё мозги парить.

Второй диалог

- Здравствуй, Лена!

- Здравствуй, Таня!

- Как твои дела?

- Спасибо, отлично. А твои?

- Тоже неплохо.

-Как поживают твои родители?

- У них всё хорошо.

-До свидания, Лена!

- До свидания, Таня!

У: Чем отличаются эти ситуации? (Дети высказывают своё мнение)

- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему? (Дети высказывают своё мнение)

- Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не не стесняясь в выражениях, характеризует людей грубых, невоспитанных. С ними не очень-то приятно общаться.

- Как вы поняли, о чём мы сегодня будем говорить? (Гипотезы)

- Сегодня мы будем с вами говорить о правилах хорошего тона. Тема нашего классного часа «Умеем ли мы общаться»

(Выступают двое подготовленных учеников « Из истории этикета»)

Тема: «Волшебные стёкла» (Фрагмент)

Цели: развивать творческие способности детей, способствовать формированию благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в коллективе, воспитывать толерантность по отношению к окружающим людям, развивать память, внимание, расширять кругозор учащихся.

Беседа «Очки - самый полезный аксессуар».

Игра «Волшебные стёкла»

1. Вступительное слово

- Отгадайте загадки и узнаете, о чём пойдёт речь сегодня на нашем классном часе.

Носят их все на носу,

Дома, в городе, в лесу,

Молодёжь и старички.

Эти два кружка…(очки)

Надеваю на глаза

Два стеклянных колеса.

Для чего нужны колёса?

Чтобы видеть дальше носа. (очки)

У: Ребята, скажите, для чего люди носят очки? (Ответы детей)

- Правильно, чтобы лучше видеть. Мы так привыкли видеть людей в очках, что трудно представить то время, когда их не было. Людям с плохим зрением приходилось справляться с этим кто как мог.

Чтобы понять, как очки помогают человеку лучше видеть, нужно знать, что представляет собой глаз. …(см. разработку урока Классные часы. 4 класс/Авт. составитель Т.Н. Максимова, Н.Н. дробина. - М.: ВАКО, 2014.-208 с. (Учебный год) с. 19-27

В заключении хочется добавить, что каждый педагог является в принципе вполне творческой натурой. Без бурной фантазии в нашей системе образования очень тяжело добиться высоких результатов. Но ещё больше фантазии нам требуется в классном руководстве. Как удержать внимание школьников на шестом или даже после шестого урока? Какими средствами заставить их вприпрыжку бежать в классную аудиторию, а не торопиться домой или на улицу? Оказывается, дверца к успеху открывается очень просто.

Да и что может быть лучше восторженных глаз девчонок и мальчишек вашего класса, когда они весёлой гурьбой окружают вас в школьном коридоре и наперебой кричат: «А что у нас будет на классном часе в этот раз?!»


© 2010-2022