Мастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс для педагогов "Методические приёмы по здоровьесбережению в образовательном процессе»

Цель: освоение и последующее применение методических приемов по здоровьесбережению в практической деятельности педагогов.

Задачи:

  • дать определение понятию здоровья;

  • познакомить участников мастер-класса с опытом работы по использованию методических приемов по здоровьесбережению в образовательном процессе.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

План проведения программы:

1. Вступительное слово

- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня я хотела бы провести с вами мастер-класс по теме "Методические приёмы по здоровьесбережению в образовательном процессе» (слайд)

Сообщение цели и задач (слайд)

- Начать нашу встречу мне хотелось бы со знакомства. А чтобы мы получше познакомились друг с другом, давайте поиграем. Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ - НАСТОЙЧИВАЯ, Марина - миролюбивая и т.д. (знакомство-приветствие).

- Итак, мы с вами познакомились, и можем начать работу.

На современном этапе развития человеческого общества такие универсальные ценности, как жизнь и здоровье человека приобретают особое значение. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определённых условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Всё это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знание по сохранению и развитию здоровья является важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя и воспитателя. Здоровье ребенка, его психическое и физическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Основными задачами педагогов являются: исследование и оценка состояния здоровья обучающихся; формирование установки на здоровый образ жизни; сохранение и укрепление здоровья обучающихся через приобщение к здоровому образу жизни. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой.

Здоровьесбережению способствуют уроки здоровья, которые я провожу не только в группе продленного дня, как воспитатель, но и других классах школы, как руководитель программы здоровья. Применяю разнообразные формы здоровьесберегающих уроков: (слайды)

Урок - исследование «Как сохранить улыбку красивой», Урок - проект «Береги зрение смолоду», Урок - круглый стол «За шаг до наркотиков», Урок - конференция « Вред курения», Урок - путешествие «Здоров будешь - все добудешь», Урок - устный журнал «Будь здоров! 5 шагов к здоровью», Урок - игра «Мы за здоровый образ жизни», Урок - рассуждение «Позаботься о своем сердце», Урок - викторина «Возьмемся за руки друзья». Такие уроки формируют внимательное отношение обучающихся к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих. Существуют правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения. (слайд)

Правило 1. Правильная организация урока.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Перед любым учителем неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении данных задач и может помочь применение методических приёмов здоровьесбережения. (слайд)

Приёмы здоровьесбережения.

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;

  • смена видов учебной деятельности;

  • использование проблемных творческих заданий;

  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

  • правильное применение ТСО;

  • наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз;

  • наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;

  • наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);

  • рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что - нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Использование на уроках здоровьесберегающих приёмов - залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния обучающихся.

Сегодняшняя наша встреча, уважаемые коллеги, пройдет в форме конкурсной программы "Здоровье не купишь - его разум дарит!" с применением методических приёмов здоровьесбережения (слайд-включается музыка).
Упражнение "Воздушный шар" (о ценности здоровья для человека).

Нарисуйте воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 7 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 1) слово из списка. Что вы оставили в списке?

Все зачитывают по кругу свои жизненные ценности. Ведущий записывает их на доске. Если слова повторяются, то воспитатель ставит плюсы. Затем определяется рейтинг жизненных ценностей по количеству плюсов и по важности для присутствующих. Например, 1 место - здоровье, 2 место- семья и т.д.

Вывод: «Здоровье человека - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков» (слайд). Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению.

Когда впервые детям задаешь вопрос, "что же самое дорогое и ценное, в жизни человека", то чаще всего слышишь в ответ: "деньги", "машина", "золото" и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют "здоровье", "жизнь", а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить быть здоровыми. Из детства "ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь".

Практическая работа

Сейчас я предлагаю разделиться на 2 команды: выберете бабочку понравившегося цвета. (слайд).Прочитайте характеристику выбранного вами цвета. Вот вы и разделились на две команды.

1 группа:

Синий - стабильность

Зеленый - уверенность

Фиолетовый - стремление к гармонии

2 группа:

Красный - желание активной деятельности

Желтый - стремление к общению

Белый - завершенность, разрешение всех проблем

(Раздать листы самооценки группы)

Задание 1: «Определи составляющие элементы ЗОЖ»»

Воспитатель: Итак, мы начинаем конкурсную программу. У вас на столах по «ромашке», в серединке которой аббревиатура «ЗОЖ».

На лепестках ромашки записаны составляющие части понятия «здоровый образ жизни», на каждом лепестке по одному элементу ЗОЖ (13 лепестков). Какие из лепестков, по вашему мнению, здесь лишние. Оторвите лишние лепестки (Даётся 2 минуты на обдумывание и выполнение задания.)

Как вы считаете, сколько лепестков должно быть в этой ромашке? Нужна ли вам подсказка?(8 лепестков)

ЗОЖ - это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья, это основа профилактики заболеваний. Итак, здоровый образ жизни составляют: (слайд)

  • рациональное питание;

  • личная гигиена;

  • активное движение;

  • закаливание;

  • режим дня;

  • здоровый сон;

  • положительные эмоции;

  • отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических средств);

Задание 2 «Кроссворд»

Воспитатель: Одним из составляющих ЗОЖ является рациональное питание. Какие продукты являются наиболее полезными для нашего здоровья? (Овощи, фрукты, ягоды) Воспитатель: Правильно.

СМастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессеейчас вы получите кроссворды, где зашифрованы названия фруктов, овощей и ягод. За две минуты найдите на данных листах как можно больше ягод, фруктов и овощей (включается музыка). (слайд)

Ответы: морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.

Для того чтобы предупредить зрительное утомление мы проведем гимнастику для глаз «Веселая неделька»

Задание 3: Интеллектуальная разминка «Альтернатива

Воспитатель: Это игра в слова. Я предлагаю разгадать по две анаграммы (слово, образованное перестановкой букв).

Первое загаданное слово означает «вид массовых состязаний, соревнований», второе - «болезнь, вызванная вредными пристрастиями». (слайд)

Анаграммы 1 группе

ТАРПИДАСАКА (спартакиада)

ГОЗИЛАКОЛМ (алкоголизм)

Анаграммы 2-группе

ДАЛИПОМИА (олимпиада)

ИМЯНАКРОНА (наркомания)

"Замок" (гимнастика для пальцев рук)

Используя упражнения для пальцев рук, мы формируем речедвигательный анализатор.

На двери весит замок.
Кто его открыть бы смог? (быстрое соединение пальцев в замок)
Потянули… (пальцы сцеплены в замок, дети тянут руки в разные стороны)
Покрутили… (выполняются волнообразные движения кистями рук)
Постучали… (пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладошками друг об друга)
И открыли! (пальцы расцепились)

Задание 4: Мини - тест «Отказ от вредных пристрастий» (слайды)

Музыкальная физминутка

Задание 5: Игра «Мы и здоровье»

Воспитатель: Итак, начинаем нашу игру. Правила игры (объяснение правил игры)

Задание 6: «Творческое задание»

Воспитатель: А сейчас мы выполним творческое задание. Ваша задача создать эскиз «уголка здоровья» с соответствующим названием и рубриками. (слайд)

а) для учителей

б) для родителей

в) для детей

Выберите любой из предложенных вариантов способа выполнения задания

заимооценивание - Две звезды и желание)

Проверьте работы друг друга и укажите на два положительных момента «две звезды» и на один момент, который заслуживает доработки «желание».

Задание 7: «Черный ящик»

  1. В черном ящике находятся незаменимые биологически активные вещества, которые необходимо употреблять, если вы принимаете антибиотики. (Витамины)

  2. В черном ящике - продукт, который рекомендуется употреблять за 30 минут до еды. (Сок)

Подведение итогов:

1) Итоги конкурса (таблицы самооценки групп)

2) Одноминутное эссе (слайд)

- Что самое главное Вы узнали сегодня?

- Какие вопросы остались для Вас непонятными?

«Помоги себе сам».

Профессия педагога относится к группе риска, т.к. постоянное перенапряжение приводит к нервным заболеваниям, а, как известно все заболевания от нервов. Чтобы уменьшить риск заболеваний педагоги должны заботиться о своем здоровье, начиная с самого элементарного, а именно, с утренней гимнастики, прогулок на свежем воздухе, здорового сна, оптимистического взгляда на жизнь. А сейчас я вам предлагаю несколько несерьезных советов для серьезных педагогов.

Несерьезные советы.

Если уж идёшь в гости с пустыми руками, то иди хотя бы с полным желудком.

Нужно постараться выздороветь до того как начнут лечить.

Чтобы похудеть, надо или спать во время еды, или есть только во сне.

Если контроль потерял над собой, воспитателю срочно нужно домой.

Если возникло желание крикнуть - это опасно можно привыкнуть.

Кто в радости живет, того и кручина неймет.

От радости кудри вьются, в печали секутся.

Эти советы были предложены вам для смеха. Так как смех полезен для духовного и физического состояния человека. Когда человек смеется, усиливается приток крови к мозгу и клетки серого вещества получают больше кислорода. В результате уменьшается усталость, очищаются верхние дыхательные пути, улучшается циркуляция крови в сосудистой системе. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное "побочное действие" - хорошее настроение.

Рефлексия.

А теперь давайте оценим нашу работу. Для ее оценивания будем использовать следующие критерии, они прописаны в таблице.

Лист оценки работы группы и самооценки

Критерии оценки

Оценки группе

Критерии

оценки

Самооценка

1. Выполнены ли цель и задачи мастер - класса?

1-3 бала

Какое участие Вы принимали в работе группы?

активное,

не очень активное, пассивное

2.Все ли активно работали в группе?

все - 3 балла, большинство - 2 балла, меньшинство -1 балл

Оцените свои умения по выполнению заданий

умел это делать раньше, научился в ходе работы, пока не научился

Работа в группах оценена следующим образом:

1 группа - балов, 2 группа - балов (максимальное количество балов 6).

Надеюсь, что сегодняшний мастер - класс не прошел даром, и вы многое почерпнули из него. "Здоровье не купишь - его разум дарит!". Мне с вами было хорошо, пусть и вам будет жить здорово.

Раздать памятки для учителей, буклеты.

Памятка учителю.


Приемы здоровьесбережения на уроках:
- подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
- смена видов учебной деятельности (4-7 видов за урок, продолжительностью каждого 7-10 мин.);
- количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.), норма - не менее трех;
- чередование видов преподавания, норма: не позже, чем через 10-15 мин. -наличие и выбор методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учеников;
- правильное применение ТСО;
- поза учащихся за партой - наличие физкультминуток, динамических пауз, минуток релаксации, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, массаж активных точек. Норма: на 15-20 минут урока по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
- наличие здоровьесберегающих вопросов в содержательной части урока;
- наличие мотивации деятельности учащихся на уроке (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
- психологический климат на уроке, взаимоотношения учитель-ученик и ученик-ученик;
- наличие на уроке эмоциональных разрядок (юмор, афоризм, музыка и т.д.);
- плотность урока, т.е. количество времени на учебную работу (60-80% урока);
- спокойное завершение урока.

Гигиенические критерии рациональной организации урока.

Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

1.

Плотность урока

не менее 60% и не более 75-80 %

85 - 90 %

Более 90 %

2.

Количество видов учебной деятельности

4-7

2-3

1-2

3.

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11-15 мин

Более 15 мин

4.

Частота чередования различных видов учебной деятельности

Смена не позже, чем через 7-10 мин

Смена через 11-15 мин

Смена через 15-20 мин

5

Количество видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6.

Чередование видов преподавания

Не позже, чем через 10-15 мин

Через 15-20 мин

Не чередуются

7.

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

Нет

8.

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9.

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. поза не контролируется учителем

10.

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20-35 мин урока по 1 мин из 3-х легких упражнений с 3-4повторениями каждого

1 физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствуют

11.

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций. Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12.

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35-37 мин

До 30 мин

Принципы здоровьесбережения обучающихся

  • учет возрастно-половых особенностей обучающихся;

  • учет состояния здоровья детей данного класса;

  • учет индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

  • обязательное структурирование урока на основе закономерностей изменения работоспособности;

  • обучение в малых группах (индивидуализация обучения);

  • использование наглядности и сочетании различных форм предоставления информации;

  • создание на уроке эмоционально благоприятной атмосферы;

  • формирование положительной мотивации к учебе ("педагогика успеха").

Правила организации урока на основе принципов здоровьесбережения.

Правило 1. Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя, должно быть, научить ученика учиться. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению.

Каждый урок должен быть интересен. П.Я. Гальперин пишет: «Известны случаи, когда даже маленькие дети в условиях обучения, построенного на интересе, легко выдерживают 10-12 часов ежедневных занятий без малейшего ущерба для здоровья. Губит здоровье детей тоска зеленая». Скучное обучение приводит к утомлению за значительно более короткое время.

Учитель может добиться интереса разными способами: во-первых, за счет формы подачи содержания учебного материала, который надо сделать более привлекательным, во-вторых, за счет личностных качеств учителя, в-третьих, взаимный интерес, который подавляет утомление.

Правило 2. Использование каналов восприятия.

Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности - функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Существуют различные типы функциональной организации двух полушарий мозга в зависимости от того, какое из них является доминирующим:

левополушарные люди - для них характерен словесно-логический стиль познавательных интересов, склонность к абстрагированию и обобщению, поэтому необходимо на уроке:

  • ясные и четкие инструкции; изложение информации линейное: от части к целому;

  • неоднократное повторение; проверка выполнения задания; тишина на уроке.

правополушарные люди - у данного типа развито конкретно-образное мышление и воображение, поэтому необходимо на уроке:

  • связь информации с практикой,

  • анализ от целого к частному,

  • задачи зрительно-пространственного анализа,

  • творческие задания, эмоции, эксперименты, речевой и музыкальный ритм.

равнополушарные люди - у данного типа отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.

На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:

  • аудиальное восприятие;

  • визуальное восприятие;

  • кинестетическое восприятие.

Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчая процесс его запоминания.

Правило 3. Учет зоны работоспособности учащихся.

Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.

Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока такова:

  • 5-25 минута - 80%

  • 25-35 минута - 60-40%

  • 35-40 минута - 10%

Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.

Если правила здоровьесбережения недостаточно учитываются в организации и содержании самого процесса обучения, то возникает умственное переутомление школьников.

Утомление часто возникает в следующие периоды:

  • начало учебного года и недели;

  • возникает ежедневно к 3-4-му урокам;

  • сначала проявляется слабо, а затем усиливается к концу учебного дня;

  • окончание четверти, учебного года, недели.

Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма - десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будет способствовать здоровьесбережению.


Самооценивание



ЭТАПЫ

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

все - 3 балла,

большинство - 2 балла,

меньшинство -1 балл).

САМООЦЕНКА

ГРУППЫ

1. Определи составляющие элементы ЗОЖ

Назвали элементы ЗОЖ

2. Кроссворд

Отыскали слова, зашифрованные в кроссворде

3. Интеллектуальная разминка «Альтернатива»

Разгадали две анаграммы

4. Мини - тест «Отказ от вредных пристрастий»

Выбрали правильные ответы на вопросы

5. Игра «Мы и здоровье»

Правильно ответили на выбранные вопросы

6. Творческое задание

Две звезды и желание

(взаимооценивание)

7. «Черный ящик»

Угадали то, что лежит в черном ящике

ИТОГО:






Мастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессеМастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе


Мастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессеМастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессеМастер класс Методические приемы по здоровьесбережению в образовательном процессе

© 2010-2022