Организация духовно-нравственного воспитания школьников

Представляю доклад на тему :" Опыт  по организации воспитательной работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию". В докладе я делюсь своим опытом по нравственному  развитию своих воспитанников .Ведь формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель. Работа классного руководителя многогранна и можно назвать несколько важных направлений по формированию ...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОБУ СОШ №36

Классный руководитель 6В класса

Деревянко А.В.


Опыт работы по организации воспитательной работы классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию.


"В воспитании человека важно добиваться,

чтобы нравственные и моральные истины были не просто

понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,

предметом собственных стремлений и личного счастья."

И. Ф. Свадковский.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Хочу поделиться опытом работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.

моей целью является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе гуманистических, патриотических, экологических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

Воспитывать уважение к нравственным формам общечеловеческой морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро.

Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.

Развивать экологическую культуру, приобщать детей бережно относиться к окружающей среде, учиться понимать красоту окружающего мира, любить все живое, что нас окружает, понимать хрупкость жизни.

Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений.

Создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.

Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих и христианских ценностей.

Формирование основных жизненных ценностей происходит в период роста ребёнка. В связи с этим главную роль в процессе становления занимает школа и конкретно классный руководитель.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка.

. Формы воспитания могут быть различны в зависимости от количества воспитанников, где охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи. Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность. Иногда выработка единых требований к ребенку со стороны семьи и школы дается очень нелегко, взгляды на воспитание часто расходятся. Тогда приходиться прибегать к убеждениям, строить логические цепочки причинно следственных связей. В трудных случаях, чтобы быть услышанными, приходиться прибегать к помощи психолога школы - Петренко Елене Вильевне . Как правило в ответ мы всегда получаем высококвалифицированную помощь, которая дает свои положительные результаты. Мои шестиклассники вошли в замечательную фазу подросткового возраста и это сразу почувствовали и педагоги, работающие в классе, родители, да и сами дети. Стало очень ярко проявляться негативное влияние нашего безнравственного общества на неокрепшие души и умы наших детей. А мы педагоги, работающие в моем классе, с утроенной силой вступили в борьбу с этими чудовищными проявлениями. Какие же методы, приемы, средства есть в нашем арсенале?

Убеждение - это воздействие на сознание, чувства и волю воспитанников с целью формирования у них положительных качеств и преодоления отрицательных. Учитель разъясняет школьникам нормы и правила поведения. Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей, и прежде всего педагогов, родителей, общение с ними. В целях убеждения используются книги, кинофильмы и др. Всё это содействует нравственному просвещению учащихся, вооружает их знаниями о морали, формирует нравственные понятия и убеждения. В этой связи можно вспомнить какое впечатление на ребят произвел совместно просмотренный фильм « Мы из будущего», где современные молодые люди, в поисках наживы, занимались раскопками на месте боевых действий времен ВОВ. Если помните, юноши оказались в прошлом и приняли участие в боевых действиях, вступили в контакт со своими сверстниками тех лет, подружились с ними. А когда они вернулись в свое время, им стало нестерпимо стыдно за свои поступки перед своими погибшими товарищами. Мои дети до сих пор отрицательно относятся к фашисткой свастике и ко всему, что связано с фашизмом. Фильм сработал лучше слов.

Очень важным в моей работе как классного руководителя является система внеурочных мероприятий, то есть я выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Перед классным руководителем стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую экологическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Я, как классный руководитель, постоянно изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.

Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, диспуты, на которых я обычно провожу беседы о трудолюбии, аккуратности, товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности и др., которые приводят к определенному решению возникающих проблем. Основное требование к классному часу - это активное участие в нём всех учащихся. Кроме того, в моей воспитательной деятельности, как классного руководителя большое место занимают беседы и кл.часы на темы: « Великие полководцы-заступники земли Русской», «Подвиги героев ВОВ» , «Россия - первая космическая держава», « Семья в нашей жизни», уроки гражданственности, и др. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей.

Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. С этой целью Принимаем участие в Акциях «Марафон добра», акция «Под флагом добра», большинство семей откликнулись на беду, случившуюся с Захаром Шиловым, принимаем участие в поздравлении воинов с Днем вооруженных сил. Ребята прониклись чувствами к тяжелому положению птиц зимой и готовят кормушки для зимней подкормки птиц. Учащиеся моего класса знают о памятниках природы г. Таганрога и редких, охраняемых видах растений и животных Ростовской области.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании у моих учащихся оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участвуя в различных конкурсах, презентациях, спортивных соревнованиях мои дети чувствуют себя более успешными и могут проявить свои творческие и коммуникативные способности. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как чтеца, рассказчика и другие качества. Иногда во внеурочное время, при посещении выставок, экскурсий по историческим местам Ростовской области, экскурсий в природу, походов в театр ребята проявляют себя с неожиданной положительной или отрицательной стороны. Эти ситуации позволяют классному руководителю заострять внимание ребят на морально- нравственной стороне возникшей ситуации, что является хорошим воспитательным моментом. Например, во время предновогодней экскурсии по городу, мы с ребятами встретили Деда Мороза. Состоялась живая беседа с этим сказочным персонажем, многие дети читали ему стихи, а один мальчик даже прочитал стихи собственного сочинения. Во время похода в театр на спектакль « Пигмалион», мои обычно шумные дети, которые в стенах школы ведут себя очень посредственно, смотрели спектакль тихо, как мышки, за что служащие театра их даже поблагодарили. Для детей это был хороший урок культурного поведения в обществе. В такие моменты формируются нормы и правила поведения, обогащаются нравственные представления и понятия.

Моя работа как классного руководителя в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.

Таким образом, духовное воспитание представляет собой процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности, являющуюся системообразующей для её внутреннего мира. Это воздействие носит комплексный и интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. В условиях общеобразовательной школы оно должно опираться на базовый компонент образования и реализовываться при определённых педагогических условиях, вырабатывающих ценностные ориентации личности. Под педагогическими условиями мы понимаем совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, а также воздействия социальной среды, направленных на решение духовно-нравственных задач формирования личности.



© 2010-2022