ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ульвачёва С.С.

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Несмотря на возросшее внимание к вопросам экологического образования в современном мире, проблема поиска эффективных путей воспитания экологической культуры человека является особо актуальной.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Тот или иной уровень экологической культуры - есть результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого оно должно его знать, овладеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе.

Серьёзный экологический кризис, поразивший нашу страну, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука - экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура.

Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.

Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть знать природу своего родного края, а именно:

- местные природные условия;

- природные особенности, реки и водоёмы, ландшафты, климат и т.д. и т.п.;

- местные, охраняемые природные объекты;

- животных местной фауны;

- местных птиц;

- видов рыб местных водоёмов;

- лекарственные растения местной флоры;

Экологически культурная личность должна овладеть экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологической деятельности.

Знания школьники приобретают через уроки окружающего мира, внеклассную работу и её формы: беседы, экскурсии, устный журнал, занимательные занятия и т.д. Формирование умения анализировать, мыслить, действовать, принимать решения и многих других компетенций я вижу в организации проектной и проектно-исследовательской деятельности, а именно выполнение социально значимых проектов.

Участие школьников в исследовательской деятельности способствует формированию таких социально значимых качеств личности, как экологическое сознание, ответственное отношение к природе и собственному здоровью.

Исследовательскую деятельность, доступную для реализации школьниками, можно подразделить на:

- учебно-исследовательскую, когда дети только учатся организовывать и вести исследовательскую деятельность;

- научно-исследовательскую деятельность, когда, на базе приобретённых компетенций, обучающиеся в соответствии со своими силами занимаются серьёзным изучением экологических проблем и результаты этой деятельности имеют непосредственную научную значимость, пусть и локальную.

За основу исследовательской работы в начальной школе я взяла то, что дети знают, чем овладели за короткое учебное время. Под руководством учителя, учащиеся выполняли простейшие задания: собирали гербарий растений, произрастающих на территории школы, потом на территории нашего леса , на берегу реки; проводили опыт с выращиванием комнатных растений на подоконнике. Дети делали первые шаги в исследовании: учились отличать друг от друга деревья, кустарники и травы, делали первые самостоятельные выводы. Не надо бояться предоставлять детям самостоятельность - даже в этом возрасте они имеют уже достаточный для них багаж знаний для того, чтобы сделать правильный вывод. Я думаю, что подобная работа полезна для ребят 1-4 классов. Она способствует формированию первичных навыков исследовательской деятельности с одной стороны, а с другой - стала первой ступенькой в развитии компетентности исследования учащимися и использовании полученных знаний на практике.

Первые исследования обязательно должны быть практическими, посильными и понятными, то есть соответствовать данной возрастной категории. Слишком трудные задания неизбежно приведут к разочарованию. К концу третьего класса задания усложняются: дети умеют проводить анкетирование жителей села, учащихся школы, анализировать полученные результаты и делать выводы. При этом у них формируется собственное отношение к изучаемым проблемам, они соприкасаются с ними, воспринимают не как истину, донесённую СМИ или педагогом, а собственное открытие. Убедившись в реальности проблемы и эффективности путей её разрешения, ребята как минимум сами стремятся придерживаться правил экологического поведения, а кроме этого, рассказывают о важности решения экологических проблем своим друзьям и знакомым, проводят просветительские беседы в школе. В школе выпускается газета «Алые паруса», на страницах которой наряду с работами старшеклассников мы публикуем наши первые детские исследования. Делаем это, прежде всего, с целью создания ситуации успеха для маленьких исследователей. Изучая историю своего города, его флору и фауну, дети вырастают патриотами своей малой Родины, в них развивается эмоциональная отзывчивость, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

Одним из важнейших показателей нашей деятельности является разработка экологических проектов: индивидуальных и групповых. («Цветы - наша жизнь», «Памятники природы Бобровского района», « Зимующие птицы», «Человек и природа. На что жалуется город?»)

На защиту проектов приглашаются родители, учителя, ученики других классов. Здесь представляется продукт совместного творчества учеников, их родителей и учителя (слайдовые презентации), оформляются выставки работ, поделок, рисунков.

Таким образом, экологическое воспитание школьников через исследовательскую деятельность способствует формированию экологической культуры личности, актуализации знаний, умений, навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающими; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, самовыражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых; обеспечивает рост личности ребёнка.

Список литературы:

1. Иванов В.Д. Эффективность педагогических условий в формировании экологической культуры подростков. - Челябинск, 1992.

2. «Экологическое воспитание младших школьников» - Йошкар -Ола, 2009

© 2010-2022