- Преподавателю
- Классному руководителю
- Программа лагеря дневного пребывания
Программа лагеря дневного пребывания
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Владимирова О.Н. |
Дата | 12.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПРОГРАММА лагеря дневного пребывания
«Земля наш дом родной»
Пояснительная записка
«Мы - хозяева нашей Родины
и она для нас кладовая солнца
с великими сокровищами жизни».
/М. Пришвин./
В 2014-2015 учебном году разработана комплексная программа организации летнего отдыха детей и подростков «Земля наш дом родной».
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей от 7 до 18 лет в условиях пришкольного летнего лагеря дневного пребывания.
Природа, природные объекты воздействуют на все органы чувств человека, делают его добрее, мягче, оказывают психотерапевтическое воздействие.
Лето - самое яркое по эмоциональной окраске время года. Однотонный ритм жизни ребят в учебной деятельности обязательно должен прерываться. Детям совершенно необходима смена деятельности, смена впечатлений.
Лето, в своём роде, - клапан для спуска излишков детской энергии, дни разрядки. И вместе с тем, лето - всегда заряд новой энергией, настроением, приобретением новых сил; это продолжение освоения мира, его познания, время закрепления знаний, полученных в школе, богатейшее время воспитания и самовоспитания. Задача педагогов и воспитателей - сделать это время для ребят интересным и незабываемым. В воспитании каникул не бывает. Во время летних каникул далеко не каждый родитель может предоставить своему ребёнку полноценный, правильно организованный отдых, в течение которого можно укрепить своё здоровье, снять напряжение, развить способности.
Лагерь с эколого-туристической направленностью, как одна из форм внеклассной и внешкольной оздоровительно-воспитательной работы с учащимися, органично объединяет в себе как каникулярный отдых и оздоровление, так и эколого-туристическое воспитание и образование детей, осуществляемое в ненавязчивой, доступной форме. Именно в таком лагере, детям дается не только заряд бодрости и здоровья, но и определенный запас знаний, способствующий формированию экологических и туристических знаний и пониманию роли человека в окружающем мире. Это достигается за счет органичного сочетания теоретических и практических занятий, с разнообразными культурно-массовыми и спортивными мероприятиями. В программу лагеря включаются занятия по окружающему миру, экологии, ознакомление с природой родного края и проведение элементарных экологических исследований, конкурсы, массовые мероприятия экологической и спортивной направленности.
Цель и задачи программы
Цель:
расширить знания обучающихся об окружающей живой природе, способствовать формированию бережного отношения к ней, способствовать оздоровлению и физическому совершенствованию ребят.
Задачи:
-
воспитание чувства прекрасного и бережного отношения к природе, собственному здоровью и благополучию окружающих людей;
-
приобщение к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
-
обогащение духовной культуры, приобщение к прекрасному;
-
выявление учащихся, склонных к исследовательской деятельности в области экологии;
-
ознакомление ребят с туристическими навыками и умениями;
-
организация активного отдыха и оздоровления детей;
-
формирование лидерских качеств;
-
развитие творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Принципы деятельности лагеря
-
1. Принципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.
-
2. Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантий свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.
-
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.
Этапы реализации программы
Данная программа реализуется поэтапно.
Подготовительный этап (апрель - май):
На данном этапе происходят подготовительные мероприятия, связанные с организацией будущей деятельности:
-
Подготовка материально-технической базы лагеря для реализации программы;
-
Проведение совещаний при директоре и педагоге-организаторе по подготовке школы к летнему сезону;
-
Издание приказа по школе о проведении летней кампании;
-
Разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
-
Подготовка методического материала для работников лагеря;
-
Отбор и подготовка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей и подростков;
-
Обучение и аттестация помощников воспитателей (вожатых);
-
Составление необходимой документации для деятельности лагеря (смета, план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции и т.д.);
-
Подготовка помещений и территории лагеря.
Организационный этап.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 1-2 дня. Основной деятельностью этого этапа является:
-
Встреча детей, формирование детских коллективов, знакомство ребят друг с другом, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
-
Запуск программы «Земля наш дом родной»;
-
Знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап:
-
Реализация основной идеи смены.
-
Вовлечение детей и подростков в различные виды КТД.
Данный этап предполагает работу педагогического коллектива по следующим направлениям:
- нравственно-эстетическое;
- здоровьесберегающее;
- эколого-туристическое;
- гражданско-патриотическое.
Заключительный этап:
Основной идеей этого этапа является:
-
- подведение итогов работы лагеря;
-
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Каждый из этапов включает в себя деятельность, направленную на достижение цели и решение задач программы.
Сроки действия программы
Время проведения: июнь 2015 года.
Место проведения: МБОУ «Жемчужненская СОШ №1».
Продолжительность смены: 21 день
Содержание деятельности
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В сюжете игры злой волшебник отнимает у солнца его лучики, и в начале смены вводится игра - «Помоги солнцу собрать лучики». Каждый лучик - символ дня лагеря: день истории, день здоровья, день Безопасности, день экологии, день цветов, день юмора и т.д.
Чтобы собрать солнцу лучи, надо проявить себя в деле и выиграть лучик по итогам дня.
В конце смены подсчитываются выигранные лучики и выявляется отряд победитель. Когда отмечаются достижения детей, они получают капитошки - маленькие весёлые капли дождя разного цвета.
В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение на « радуге -настроения».
Красный цвет - классный день!
Оранжевый - очень хороший день
Зеленый - день как день.
Синий - скучный день.
Задача смены: накопить как можно больше капитошек красного и оранжевого цвета и собрать все солнечные лучи.
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям:
Нравственно-эстетическое:
- проведение творческих конкурсов, праздников, концертов, способствующих общему развитию детей:
- проведение развивающих интеллектуально-познавательных деловых игр и конкурсов;
Здоровьесберегающее:
Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере );
- организация пешеходных экскурсий;
- организация здорового питания детей;
- организация спортивно-массовых мероприятий:
- спортивные эстафеты;
- подвижные спортивные игры;
Экологическое направление:
Задачи экологической деятельности: воспитание бережного отношения к природе, развитие экологического мышления, изучение эколого-санитарной обстановки на территории сельского поселения.
Основные формы работы:
- Исследовательская работа
- Экскурсии в природу
- Участие в экологических мероприятиях
- изготовление гербария (дикорастущих и культурных растений), поделок из природного материала.
Туристическое направление
Это направление учит ребят к правильному поведению себя на природе, ребята приобретают умения ставить палатку, правильно разводить костёр, учатся ориентированию на местности и умению оказать первую помощь в походных условиях.
Основные формы работы:
-организация туристических эстафет
- изучение истории туризма
-конкурсно - игровые программы
Гражданско-патриотическое направление:
Это направление включает в себя все мероприятия, носящие патриотический, исторический и культурный характер. Мероприятия этого направления должны воспитывать в детях патриотизм, любовь к родному краю, чувство гордости за свою страну, за ее историю и культуру:
- викторины, беседы, конкурсы рисунков (12 июня, День России);
Механизм реализации программы
Легенда смены
Лагерная смена проводится в рамках игры.
В давние-давние времена, когда люди ещё не знали, что такое горе и несчастье, на Земле в волшебной солнечной стране Эльдорадо жил счастливый народ Эльды. Они жили без забот и тревог. Над их головами пели райские птицы, вокруг них цвели прекрасные цветы, весело журчали чистые родники. Это были великие люди : романтики ,туристы и путешественники. И каждый был упоён своим счастьем
Но однажды злой волшебник украл у солнца лучики и над Эльдорадо повисла тьма, замолкли птицы, поникли травы, завяли цветы и застыли родники.
- Что случилось? - встревожились Эльды. И услышали они в ответ громкий голос всемогущего покровителя солнца Ра:
- Жители Эльдорадо! Вы долго упивались каждый своим счастьем и забыли главный закон Эльдов. Вы перестали думать о счастье других, делиться добром с близкими. Вот и исчезло солнце над вашими головами!
Задумались Эльды и решили вернуть счастливую жизнь в Эльдорадо.
Вернулось солнце и счастье к ним тоже, лишь только вспомнили Эльды о дружбе и товариществе, о взаимовыручке и доброте.
Название дня
Мероприятия
Дата проведения
Место проведения
Ответственные
День встречи и знакомства
«А вот и мы!»
1.Приём детей в лагерь,
знакомство с распорядком
и режимом.
2.Медосмотр.
3.Выборы актива;
оформление отрядных
уголков, название отряда,
девиз, эмблема, флаг.
4. Конкурс рисунка на
асфальте«Лето-это
маленькая жизнь»
1.06.
школа
Воспитатели
Организатор
День безопасности
1.Инструктаж по ТБ,
пожарной, водной
и безопасности на
дорогах. Встреча и
инспекторами ГИМС.
2.Ярмарка идей.
3.Оформление отрядных
уголков.
2.06.
школа
Воспитатели
Организатор
День новых друзей
Девиз дня:«Не имей сто рублей , а имей сто друзей»
1.Занятие по экологии и
туризму.
2.Защита отрядных уголков
3.Развлекательная игра «Будем знакомы»
3.06.
школа
Воспитатели,
организатор
День славянской письменности и культуры
1.Занятия по туризму
«Учимся ставить палатку».
2. Презинтация « Святой
Князь Владимир»
4.06.
школа
Воспитатели,
психолог
День истории туризма.
1.Занятия по туризму
«Учимся вязать узлы»
2.Познавательная программа «Знаменитые туристы»
5.06.
школа
Воспитатели
организатор
День сказки
Девиз дня: «Нам без сказок жить нельзя»
1.Занятие по туризму
«Учимся ставить палатку»
2. Игровая конкурсная
программа «Пушкиниада»
пос. дню рождения А.С.Пушкина
6.06.
школа
Воспитатели
организатор
День цветов
Девиз дня: «Заросло васильками небо, а ромашки из солнца и света»
1.Конкурс поделок и букетов
из цветов и трав «Радуга
лета».
2.Развлекательно-познавательная программа
«Цветы родной земли»
7.06.
школа
Воспитатели
организатор
День экологии
Девиз дня: «И лес шумит дружнее когда деревьев много»
1.Экологическое исследование «Оценка состояния окружающей среды п. Колодезный»
2.Конкурсная игра
«Чудо -дерево»
8.06.
школа
Воспитатели,
организатор
День мед.работника
1.Развлекательно-познавательная программа «Молодые доктора»
9.06.
школа
организатор
День спорта
Девиз дня: «Быстрей,выше, сильней»
1.Занятие по туризму
«Костры»
2. Весёлые старты
10.06.
школа
Воспитатели
организатор
День безопасности на дорогах.
1.Познавательная игра
по ПДД
«Дорожный лабиринт»
2. Соревнование юных велосипедистов.
11.06.
школа
Воспитатели
организатор
День России
1.Беседа, викторины, конкурсы «Родина моя -Россия».
2. Просмотр мультсборника
«Страна самоцветов»
12.06.
школа
организатор
День кладоискателя
1.Занятие по туризму
«Ориентирование на местности»
2.Игра «Найди свой клад»
13.06.
школа
Воспитатели,
организатор
День туристической песни
Девиз дня:«Мы сами себе выбираем маршруты»
1.Конкурс рисунков
«Весёлые туристы»
2. Песенный аукцион
14.06.
школа
Воспитатели
Организаторы
День юмора
Девиз дня: «Улыбайтесь господа…»
1.Костюмированный футбол.
2.Конкурс мыльных пузырей
15.06.
школа
Воспитатели
организатор
День рекордов
Девиз дня: «Нет времени без героев» Б.Шоу
1.Занятие по туризму
«Экологическая аптека»
2.Конкурс личных достижений
16.06.
школа
Воспитатели
Организатор
День воды
1.Экологическое исследование «Вода в нашей жизни»
2. Конкурс песочных фигур
17.06.
школа
Воспитатели
Соц.педагог
День здоровья
1.Конкурс рисунка
2. Игровая программа
«Умей сказать нет..!»
направленная на профилактику наркомании.
18.06.
школа
Воспитатели
организатор
День туриста
Девиз дня : «Если с другом вышел в путь…»
1.Туристическая -полоса препятствий.
2.Конкурс «Туризм и мода»
19.06
школа
Воспитатели
организатор
День животных
1.Программа
«Зов джунглей»
20.06
школа
Воспитатели
организатор
День прощанья
Девиз дня «До новых встречь!»
1.Весёлый пикничок
21.06
школа
Воспитатели
организатор
Система контроля за реализацией программы
Общее руководство реализацией программы осуществляет начальник лагеря, который для проведения отдельных мероприятий привлекает другие пришкольные лагеря, средства массовой информации и организации любых форм собственности для решения поставленных перед ним целей и задач.
Мотивационное обеспечение программы
Любая деятельность в лагере должна быть посильной и конкретной для личности каждого ребёнка. Она должна быть привлекательной, соответствовать интересам личности, иметь чётко выраженный результат, содержать эффект новизны, способствовать творчеству и самостоятельности, допускать возможность вариативности в выборе способов достижений целей, удовлетворять потребности личности в самоутверждении.
Методическое обеспечение программы
Методическое сопровождение программы «Зелёная планета» обеспечивает старший вожатый смены. Он ведёт целенаправленную работу по подбору, приобретению и накоплению разработок передового опыта.
Весь накопленный материал, необходимые издания периодической печати, статистические данные, касающиеся подростков, пребывающих на смене, размещается в штабе лагеря.
У специалистов, работающих по программе, есть возможность получать информацию через Интернет, в библиотеках школы и села.
Материально-техническое обеспечение программы
Для реализации программы используется вся имеющаяся материально-техническая база школы:
-
Отрядные комнаты;
-
Спортивная площадка
-
Школьный двор;
-
Медицинский кабинет;
-
Школьная столовая;
-
Комнаты гигиены
-
Ø Набор медикаментов для оказания первой медицинской помощи.
-
Ø Бытовые предметы: столы, стулья.
Аппаратура:
-
Ø Музыкальный центр
-
Ø Компьютер
-
Ø Мультимедийный проектор
Спортивный инвентарь:
-
Ø Баскетбольные мячи
-
Ø Футбольные мячи
-
Ø Волейбольные мячи
-
Ø Резиновые мячи разных размеров
-
Ø Скакалки
-
Ø Гимнастические обручи
-
Ø Кегли
-
Ø Маты
Развивающие игры:
-
Ø Шашки
-
Ø Шахматы
-
Ø Строительный конструктор
-
Ø Настольные игры
Возможные риски
-
Плохие природные условия;
-
Поломка техники.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Заявленная программа является краткосрочной (по продолжительности), профильной (по направленности), деятельностной (по стратегии). В ходе реализации данной программы ожидается:
- повышение уровня экологической культуры;
- укрепление и оздоровление детского организма: формирование полезных привычек (утренняя зарядка, соблюдение правил личной гигиены), развитие физических качеств (силы, ловкости, быстроты, выносливости);
- эмоциональная разгрузка, снятие напряжения после учебного года;
- развитие творческой активности каждого ребенка, творческий рост детей;
- приобретение детьми опыта общения со сверстниками в новых для них условиях;
- развитие лидерских качеств;
Для оценки результативности программы будем пользоваться следующими показателями:
- количественные (охват общественности, количество конкретных дел, акций, мероприятий);
- показатели социального развития личности (не умел - научился, не знал - узнал, качество продуктов социально-творческой деятельности : поделки, рисунки, походы, акции);
- показатели социальной адаптации личности (активность, повышение уровня успешности);
- технологические показатели (уровень организации и координации деятельности);
- экономические (уровень материальных затрат на реализацию);
- уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей качеством реализации программы.
Результатом реализации программы будут являться следующие показатели:
-
1. Для детского коллектива:
-
раскрытие и развитие творческого потенциала с возможностью его последующей реализации в семье и школе;
-
формирование навыков творческой деятельности и успешного участия ребёнка в коллективно-творческой деятельности;
-
проявление ребёнком своей творческой индивидуальности как одной из форм общения в детском коллективе.
-
2. Для педагогического коллектива:
-
уровень соответствия ожиданий от педагогической практики и их оправданности;
-
уровень психологического комфорта вожатых в коллективе;
-
накопление профессионального педагогического опыта.
3. Для родителей:
-
физическое, интеллектуальное и социальное оздоровление ребенка;
-
реализация потребности ребенка в развитии и саморазвитии, интересов и потенциала личности;
-
полноценный отдых ребенка.
Список литературы и источники
-
Алешин В.М., Серебряков А.В. Туристская топография. - М.: Профиздат, 1985. - 160 с.
-
Баринева И.И. и др. Внеурочная работа по географии / И.И. Баринова, Л.И. Елховская, В. В. Николина; под ред. И.И Бариновой. - М.: Просвещение,1988.-157 с.
-
Бардин К.В. Азбука туризма. - М.: Просвещение, 1981. - 205 с.
-
Берман А.Е. Юный турист. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 159 с.
-
Бороздилов Н.М. Географические кружки в школе. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1970 142 с.
-
Верба И.А. и др. Туризм в школе: Кн. для руководителя путешествия. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 160 с.
-
Винсон Браун. Настольная книга любителя природы. Ленинград, 1985. - 234 с.
-
В лесу и в поле как дома / Авт. сост. Астафьев В.И. - Мн.: Полымя, 1989. - 157 с.
-
Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие / - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
-
Захлебный А.Н. На экологической тропе (Опыт экологического воспитания). М., 1986
-
Туристская игротека: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ю.С. Константинова. М..: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.-112..