Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности»


Содержание

Введение

  1. История представлений о темпераменте.

  2. Особенности проявления темпераментов у обучающихся.

    1. Сангвиник.

2.2. Холерик.

2.3. Флегматик.

2.4. Меланхолик.

3. Особенности темперамента и умственные способности

  1. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.


  1. История представлений о темпераменте

Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования психических процессов и поведения человека.

Учение о темпераменте имеет длинную историю и восходит к воззрениям древнегреческого врача Гиппократа. Согласно его описанию, тип темперамента зависит от соотношения в организме человека различных жидкостей крови, желчи и лимфы

Работавшие несколькими столетиями позднее римские врачи стали употреблять слово «temperamentum» («надлежащее соотношений частей») для обозначения пропорций жидкости при их смешении.

Развернутую классификацию типам темперамента дал римский врач и анатом К. Гален (II в. до н. э.). В дальнейшем античные медики ограничили число типов темперамента четырьмя.

Согласно воззрениям древних, типы темперамента определялись следующим соотношением жидкостей в организме: преобладание крови («сангвис» - «кровь») давало сангвинический темперамент; преобладание лимфы («флегма» - «слизь») - флегматический; желтой желчи («холэ» - «желчь») - холерический; черной желчи («мелайн холэ» - «черная желчь») - меланхолический.

Впоследствии эти названия утратили статус научных, но сохранились как дань истории.

Гуморальная теория (от лат. «humor» - «влага», «сок»). К этому направлению можно отнести и уже рассмотренные воззрения древнеантичных ученых, и более современные взгляды И Канта и П. Ф. Лесгафта.

Учение о высшей нервной деятельности, в основе которого лежат взгляды И. П. Павлова о зависимости свойств темперамента от свойств нервной системы. И. П. Павлов полагал, что тип высшей нервной деятельности (ВНД) определяется тремя свойствами нервных процессов:

1) сила - свидетельство работоспособности и выносливости нервной системы, насколько она в состоянии выдерживать сильные раздражители;

2) уравновешенность говорит о соотношении основных нервных процессов: торможения и возбуждения;

3) подвижность - насколько быстро процессы возбуждения и торможения могут сменять друг друга.

Выделенные свойства, сочетаясь, дают четыре типа ВНД.

Первый тип - слабый, ему соответствует меланхолический тип темперамента.

Второй тип - сильный, неуравновешенный, ему соответствует холерический темперамент.

Третий тип - сильный, уравновешенный, подвижный - сангвинический темперамент.

Четвертый тип - сильный, уравновешенный, инертный - флегматичный темперамент.

В дальнейшем были выделены дополнительные свойства нервной системы (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицин). Отметим некоторые из них:

1) динамичность - насколько быстро вырабатываются условные рефлексы;

2) лабильность - как быстро возникают и протекают процессы возбуждения и торможения;

3) высокая чувствительность - присуща лицам со слабым типом ВНД.

Последние научные данные свидетельствуют о наследственности отдельных свойств нервной системы.


  1. Особенности проявления темперамента у обучающихся

В процессе учебной деятельности обучающихся выделяются исследователями и педагогами следующие особенности 4 типов темперамента.

2.1. Сангвиник.

Очень живой, непоседливый. Ни минуты не сидит спокойно, вертит что- нибудь в руках. Часто тянет руку, разговаривает с соседом. Очень впечатлителен, легко увлекается. Эмоционально рассказывает о полученных впечатлениях. На занятиях живо реагирует на все новое, интересное. Но его увлечения не всегда постоянны и устойчивы - увлекшись новым делом, легко охладевает к нему. Все эмоции выражаются на его подвижном лице, в его живых глазах. Поэтому легко угадать его настроение, отношение к человеку или предмету. На интересных для него занятиях проявляет большую активность, работоспособность. Но если занятие для него не интересно, тут же начинает мешать учителю - разговаривает с соседями, зевает. Призвать его к порядку в этом случае бывает очень трудно. Единственный способ - заинтересовать его. Не любит кропотливых занятий, любит такую деятельность, которая позволяет быстро добиться результата. Настроение его часто меняется. Получив замечание, он может очень расстроиться, даже расплакаться. Однако очень быстро совершенно забывает об этом, начиная бегать, играть с друзьями. Быстро привыкает к новой обстановке, новым требованиям. Легко входит в контакт со сверстниками, является активным членом детского коллектива, всегда находится в окружении ребят.

Обычно ученики сангвинистического темперамента быстро решают практические и теоретические задачи, если для этого у них имеется соответствующий запас знаний. Они быстро говорят: речь их эмоционально окрашенная, оживленная.

Сангвиника характеризует обилие и живость движений. Он не может спокойно сидеть за партой, часто вскакивает, вертится. На переменах такие ученики чаще всего бегают по коридору, устраивают возню и т. д.

2.2. Холерик.

Выделяется среди сверстников своей порывистостью. Движения его быстрые и живые. Во время занятия постоянно меняет позу. Непрерывно разговаривает с другими ребятами. Очень активен. На любой вопрос учителя готов ответить не подумав, и поэтому часто отвечает невпопад. Говорит громко, быстро. Почти никогда не сидит на месте, готов все время бегать, затевать потасовки с ребятами. В досаде и раздражении очень вспыльчив, легко вступает в драку. Для него характерно веселое, жизнерадостное, быстро меняющееся настроение. Отличается очень выразительными и сильными эмоциональными реакциями, выразительной мимикой, энергичной жестикуляцией. Несдержан и непоседлив (его рисунки обычно крупные). Но в выполнении поручений проявляет уверенность, упорство. Его интересы довольно постоянны, устойчивы. Не теряется при возникающих трудностях, с большой энергией преодолевает их.

У холериков мыслительные процессы протекают энергично и поддерживаются устойчивым вниманием. Такие ученики, читают быстрее, рассказывают, пересказывают с одного раза, с увлечением.

Однако такая длительная и напряженная работа настолько утомляет ученика, что для восстановления работоспособности он должен потом долго отдыхать. Ученики этого типа часто с увлечением работают в разных кружках.

Холерики обладают высокой моторной активностью. Движения их отличаются большой силой, резкостью и выразительностью. У них богатая мимика, энергичные жесты.

2.3. Флегматик.

Его отличает неторопливость и спокойствие. Отвечает на вопросы не сразу и без какой-либо живости. Если не знает точного ответа на вопрос, предпочитает промолчать. Он не избегает дополнительной умственной нагрузки, даже если много занимается, вряд ли его можно увидеть усталым. Он говорит длинно и рассудительно. В классе к нему относятся хорошо, подтрунивая над его медлительностью. Окружающие всегда стараются его растормошить, развеселить. Больше всего любит занятия по математике. Его привязанности достаточно постоянны. Он добродушен, очень редко выходит из себя, его трудно рассердить, но трудно и развеселить.

Сухомлинский В. А., вот, что он писал про учеников-флегматиков: «А ведь такие молчаливые тугодумы, ой как страдают на уроках. Учителю хочется, чтобы ученик побыстрее ответил на вопрос, ему мало дела до того, как мыслит ребенок, ему вынь, да положь ответ и получай отметку. Ему и невдомек, что невозможно ускорить течение медленной, но могучей реки. Пусть она течет в соответствии со своей природой, ее воды обязательно достигнут немеченого рубежа, но не спешите, пожалуйста, не нервничайте, не хлещите могучую реку березовой лозинкой отметки - ничего не поможет».

Для флегматиков характерно медленное, спокойное протекание мыслительных и речевых процессов. Речь детей этого типа неторопливая, интонационно мало выразительная. Обычно учителю трудно добиться у них выразительности при чтении стихотворения. Внимание у флегматиков характеризуется устойчивостью и слабой переключаемостью.

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

2.4. Меланхолик

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный.

Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики- ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

3.Особенности темперамента и умственные способности

В. А. Сухомлинский так характеризовал умственную деятельность учащихся: «…У одного ребенка поток мыслей течет бурно, стремительно, рождая все новые образы, у другого - как широкая, полноводная, могучая, таинственная в своих глубинах, но медленная река. Даже незаметно, есть ли у этой реки течение, но оно сильное и неудержимое, его не повернуть в новое русло, в то время как быстрый, легкий, стремительный поток мысли других ребят можно как бы преградить, и он сразу же устремится в обход».

Существует ли зависимость между типом темперамента и уровнем умственных способностей? На этот вопрос есть определенный ответ: такая однозначная зависимость отсутствует. Лица с высоким умственным развитием могут обладать разными темпераментами, а лица, имеющие одинаковый темперамент, могут характеризоваться разным уровнем умственных способностей. Однако эти природные особенности не могут не проявиться каким-то образом, и сказываются они на процессуальных характеристиках деятельности: на скорости умственных операций, на степени устойчивости и переключаемости внимания, на динамике «втягивания» в работу, на характере эмоциональной саморегуляции по ходу работы, на степени нервного напряжения и утомляемости. Таким образом, особенности темперамента обусловливают лишь пути и способы работы, но не уровень достижений, не уровень интеллектуального развития, которого может достичь субъект. Но какую же роль все - таки здесь играют умственные способности субъекта? Их важная роль состоит в выработке таких путей и способов работы, которые бы компенсировали недостатки того или иного типа темперамента. Прежде всего, речь идет о формировании «индивидуального стиля деятельности» (В. С. Мерлин, Е. А. Климов), который не появляется у человека сразу и только стихийно. Чем выше умственные способности человека, тем активнее и эффективнее он, осознавая все достоинства и недостатки своего темперамента, приспосабливается к условиям выполняемой деятельности, ищет приемы и способы, помогающие ему достигать лучших результатов.

4.Влияние типа темперамента на учебную деятельность

Динамические черты личности выступают не только во внешней манере поведения, в движениях - они проявляются и в умственной деятельности, в области побуждений и интересов, а также в общении. Неосведомленность о влиянии темперамента на стиль и темп взаимодействия нередко становится источником постоянного раздражения и снижения результатов деятельности. Например, темперамент ребенка может быть отличен от темперамента педагога. Если у педагога сангвинический темперамент, т. е. он быстрый, подвижный, экспрессивный, а школьник - флегматик, то, вероятно, первый будет непрерывно огорчаться и возмущаться по поводу медлительности и невозмутимости второго. Хотя эти же качества другой педагог воспримет в положительном свете: как степенность, надежность, основательность и уравновешенность.

Б. М. Теплов заметил, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Развивая эту мысль, отечественные психологи провели исследования и установили взаимосвязь между способом выполнения действий и особенностями темперамента. Было обнаружено, что у каждого человека при выполнении определенной работы вырабатывается индивидуальный стиль деятельности. Именно поэтому некоторые ученики делают уроки сразу после школы, а другие хотят немного отдохнуть. При написании сочинения одни составляют план, а другие легко обходятся без него; при решении задач по геометрии кому-то надо сделать подробный чертеж, а кто-то перебирает в уме теоремы. Этот индивидуальный стиль деятельности является для человека наиболее эффективным путем достижения результата и способом решения определенной задачи. Исследования показали, что существенное влияние на формирование определенного стиля деятельности оказывает тип ВНД, а прежде всего сила и подвижность нервных процессов.

Темперамент сам по себе не определяет ни способностей, ни характера человека. Так, например, сангвиник отличается быстрой реакцией, а флегматик характеризуется медлительностью и трудно переключается с одного дела на другое, в то время как сангвиник делает это легко. Холерики способны к длительной активной работе, но им трудно тормозить себя, сдерживать. Меланхолики отличаются быстрой утомляемостью, хотя, в первую очередь, обладают рядом других положительных качеств. Уже эти характеристики показывают, что людям с разными типами темперамента нужен разный темп и разный режим работы.

Установлено, что в некоторых случаях при выполнении монотонной работы лица с относительной слабостью нервной системы имеют определенные преимущества: их повышенная чувствительность предохраняет от сниженной восприимчивости, от развития сонливости, которая может возникнуть в таких условиях. Но в тех видах труда, где приходится иметь дело особенно с сильными, неожиданными или устрашающими раздражителями, лица слабого типа, именно из-за особенностей своего темперамента, могут оказаться не в состоянии справиться с деятельностью.

Такие свойства темперамента, как уровень активности и легкость переключения с одного занятия на другое могут оказывать весьма противоречивое влияние на успешность учения. Все зависит от того, как используются те или иные динамические черты. Так, малая психическая активность не редко компенсируется повышенной тщательностью работы. Обычно в зависимости от особенностей темперамента изменяется сам способ учебных занятий, их режим. Несомненно, что при любом типе темперамента возможен свой путь достижения высоких учебных результатов. Вместе с тем в некоторых видах учебной деятельности от свойств темперамента может зависеть не только ход их выполнения, но в определенной мере их результат.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Наблюдения показывают, что преподаватели склонны задавать темп, отвечающий их темпераменту. Предположим, учитель с типичным сангвиническим темпераментом требует от учеников быстрого выполнения заданий. При этом задается такой темп, который был явно непосилен многим ученикам, причем не по уровню знаний, а именно по свойствам темперамента. И вот такие ученики, приступая к ответственной контрольной работе, уже заранее знают, что со всеми заданиями они справиться не смогут, потому что им был задан слишком высокий темп работы.

Конечно, нельзя утверждать, что успехи в учебной деятельности зависят только от темперамента и от методики преподавания. Есть и ряд других факторов, которые входят в число таких, которые все же влияют на учебную деятельность. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.

Заключение

В ходе изучения различных источников информации, было выявлено, тип темперамента не оказывает определяющего влияния на успешность или неуспешность обучения, он влияет на индивидуальный стиль поведения человека в учебной деятельности, который и влияет на результативность обучения.

В темпераменте каждого ребенка есть свои индивидуальные особенности, которые нельзя отнести к тому или иному определенному типу. Они являются именно индивидуальными, т.е. присущими только данной личности. Отнести человека к тому или иному темпераменту можно лишь по преобладающим чертам. Не надо забывать и о том, что «хороших» или «плохих» темпераментов не бывает, что на базе любого темперамента можно воспитывать у себя любые черты личности.

На выбор деятельности, и проявление человека в нем, также зависит и от личностных качеств людей, то каким образом они себя преподносят и показывают. Но темперамент является неотъемлемой частью нашей жизни, и именно он является дополнением ко всем нашим личным качествам.

Знакомство с литературой по рассмотренной теме позволяет взглянуть по новому на себя, понять, как особенности темперамента влияют на учебу и попытаться разрешить некоторые проблемы, изменить отношение к себе и к своим ученикам.

Список использованной литературы

1.Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. «МОДЭК» 1998 г.

2.Дубровина И.В. Практическая психология образования. Москва 1998

3.Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика. «Питер Пресс» 2009 г.

4. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М: 1964 г.

5. Рогов Е.И. Психология человека. «Владос» 2001 г.


© 2010-2022