Внеурочная деятельность как фактор развития личности. (из опыта работы)

Раздел Классному руководителю
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеурочная деятельность как фактор развития личности.

(из опыта работы)

Перед образовательной системой страны стоит нелегкая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности ребенка, который должен уметь ориентироваться в мире информации и способность принимать правильные решения на основании данных из разных источников.

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора.

Если предметные результаты достигаются в основном при изучении предметных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных - ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, т.к. ученик выбирает ее исходя из интересов, мотивов.

Одним из главных принципов моей работы как классного руководителя является пробуждение живого интереса к социальному общению как источнику социальной активности.

В классе создана воспитательная система, позволяющая включить каждого ученика во внеурочную социально значимую деятельность, что помогает выявить у детей возможности и интересы, помочь реализовать их во внеурочное время.

Основными направлениями работы по воспитанию и социализации личности школьника являются: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Формы организации: экскурсии, кружки, круглые столы, олимпиады, соревнования, исследования, общественно полезные практики и другое.

Классный коллектив развивается по оптимальной модели внеурочной деятельности, где созданы индивидуальные образовательные маршруты обучающихся.

В своей деятельности как классного руководителя, я опираюсь на личный социальный опыт учащихся, это помогает им приблизиться к реальным жизненным ситуациям. Побуждаю детей высказывать свое личное суждение, при этом решая не только задачи воспитания нравственности, но и способствуя расширению словарного запаса, развитию риторических навыков и навыков публичного выступления. Результат этого вида деятельности заключается в участии учащихся в конкурсах разного уровня: конкурсы фестиваля «Болдинская осень», конкурсы чтецов, олимпиады (муниципальные, региональные, всероссийские и международные), спортивные соревнования и т.д.

Классные часы, диспуты особенно благодатны для решения проблемы, вызванной недостаточным временем, уделяемым учащимися чтению литературы и потерявшими в связи с этим умение красиво, четко и правильно излагать свои мысли.

Технология исследования и социального проектирования прочно вошла в модель внеурочной деятельности. Эта деятельность формирует навыки социальной практики, сотрудничество с окружающим социумом. Мои ребята ежегодно реализуют социально значимые проекты: «Самый важный человек», «Письмо ветерану», «Новогоднее чудо». На дне науки и творчества лицея «Грани творчества» защищают исследовательские работы в разных направлениях деятельности. Эти работы позволяют привлечь внимание общественности к проблемам города.

Каждый ребенок может принять участие в нескольких мероприятиях, попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Участие детей строится только на добровольной основе. Важный фактор - самостоятельное творчество. Коллективно-творческие дела, придуманные самими детьми и успешно воплощенные, приводят к повышению инициативности, развитию творчества и мотивируют школьников к участию во внеурочной социально значимой деятельности.

Мониторинг занятости учащихся в мероприятиях говорит о том, что каждый ребенок класса не просто имеет возможность, а принимает активное участие в большом количестве мероприятий, в среднем от 4 до 8-10 раз в год.

Благодаря системе дополнительного образования количество учащихся, занятых внеурочной деятельностью, ежегодно увеличивается. Сравнительный анализ занятости обучающихся во внеурочное время свидетельствует о положительной динамике (95% класса) участия школьников в системе дополнительного образования разных направлений: художественное, хореографическое, музыкальное, спортивное, научное (научное общество «Ноосфера»), патриотическое (клуб «Память»).

Многие дети, не уверенные в себе, но обладающие способностями, становятся активными участниками наших дел. Каждому находится дело по душе. Я как классный руководитель, делают все, чтобы способности детей были востребованы, а сами они чувствовали себя уверенно и комфортно. Многие родители бывают удивлены, впервые увидев своих детей выступающими на школьной сцене, и выражают свою благодарность за то, что они заняты социально полезным делом. А это важный результат. Если ребенок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом, - значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.

Итогом внеурочной деятельности является защита проектов, выставка творческих работ, подарки малышам, родителям. Каждый ребенок имеет возможность свободного выбора направлений внеурочной деятельности, удовлетворяющих его потребности.

Роль внеурочной деятельности в социализации личности школьника имеет огромное значение. Способствует развитию духовно-нравственной личности, обеспечению выпускников школы всем необходимым для их последующей самостоятельной жизнедеятельности в открытой социальной среде. Правильно поставленная внеурочная деятельность готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность. Всем этим достигается УСПЕХ.



© 2010-2022