«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»

Раздел Классному руководителю
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»


Интерес к учению проявляется только тогда,

когда есть вдохновение, от успеха.

В.А. Сухомлинский

Автор: Довженко Елена Сергеевна, преподаватель социально-гуманитарных дисциплин в ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж», классный руководитель группы 2 А (специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах)

Исследованию мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов посвятили свои работы Ительсон Л.Б., Савонько Е.И., Урванцев Л.П., Дьяченко М.И., Арестова О.Н., Вербицкий А.А., Бакшаева Н.А., Реан А.А. и другие психологи, поэтому проблема мотивации учебной деятельности, традиционная для педагогической психологии, не случайно в первый же год своего своей работы с классным коллективом обозначила передо мною ряд вопросов:

Как добиться максимального эффекта в развитии мотивации к успешному обучению?

Какие мотивы являются главенствующими?

Для продуктивной работы по созданию положительной мотивации к успешному обучению каждому классному руководителю, прежде всего, необходимо владеть информацией о предпочитаемых мотивах выбираемых студентами. По итогам анкетирования студентов были выделены ведущие учебные мотивы: «профессиональные» и «личного престижа», менее значимые - «прагматические» (получить диплом об образовании) и «познавательные».

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»

Конечно, учебная мотивация студентов существенно отличается от мотивации школьников не только из-за их возрастных различий, а в целом из-за деятельности студентов в колледже, которую с полным основанием можно назвать учебно-профессиональной. Таким образом, профессиональные мотивы не просто «вклиниваются» в структуру мотивации учения, а становятся ее неотъемлемой частью, взаимодействующей с мотивами учения и формирующей учебно-профессиональную мотивацию.

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, в данном случае - учебную деятельность.

Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности. Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью.

Сформировать мотивацию можно двумя путями.

Первый путь, иногда называемый "снизу вверх" состоит в создании таких объективных условий, такой организации деятельности студентов, которые необходимо ведут к формированию у них нужной мотивации. Этот путь означает, что учитель, опираясь на уже имеющиеся у учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвала у них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства студенты испытывают достаточно долго, то у них возникает новая потребность - в самой этой деятельности, вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию студентов тем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.

Для меня, как классного руководителя первого курса нового набора, этот путь оказался выигрышным. Причем, успешно удалось это сделать и в учебной, и во внеучебной деятельности. Так, на своих уроках истории я применяла метод «ситуация успеха», уроки проводились в психологически комфортной обстановке с применением творческих и индивидуальных заданий. Практически все студенты имели возможность сразу проявить себя каким-либо образом, причем, их ответы на первых занятиях представляли отдельные сообщения, выступления с использованием презентации, а также создание видеофрагментов с музыкальными компонентами. Интересно то, что такая форма семинарской работы нравится студентам, они легко адаптируются. Как учитель, я замечала успехи каждого, старалась хвалить их в меру и повторяла эти до тех пор, пока они не обрели полную уверенность в своих возможностях. Далее повышался уровень сложности материала, таким образом, формируя стойкую положительную мотивацию к решению задач любой трудности, как на уроках истории, так и на других уроках. В нашем колледже данную методику применяют практически все преподаватели-предметники.

Такой способ формирования положительной мотивации привел к отличным результатам в учебной деятельности: 22 студента из 26 закончили первый курс на 5 и 4, из них 1 студент - только на «отлично».

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»

Во внеурочной деятельности данная методика так же привела к положительным результатам. Большинство студентов активно участвовали в олимпиадах, викторинах, конкурсах, научно-практических конференциях различных уровней.

(См. карта участия студентов - приложение 1).

На протяжении учебного года группа проявляла активность во всех направлениях внеурочной деятельности:

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»


Интерес к такой работе, как видно из карты участия, у каждого студента группы сохранился на протяжении всего года обучения и вылился в самостоятельную исследовательскую деятельность и во внеучебную организаторскую деятельность. Причем они принимали активное участие в жизни группы, колледжа, а 9 из них - участвовали в научно-практических конференциях.

Второй путь повышения мотивации формируется как бы «сверху вниз». Заключается он в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой "форме" побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие.
Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения, информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, в которой живет и действует студент, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этой среде. Когда студент видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к тому или другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работе и т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом, то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у него возникает особое отношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е. возникает новый стойкий мотив.

В этом варианте формирования положительной мотивации я использовала практически все методы, но основным стал метод примера. Конечно, классный руководитель и учитель - это наставник, это лидер и это пример для подражания. Но, здесь главное не рассказать «Какой я…», а показать свою заинтересованность в любом виде деятельности, в котором участвует студент, т.е. главным инструментом воспитания является сотрудничество и взаимопомощь.

Так, например, в нашей группе сформировались волонтерские движения:

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»

К примеру, акция «Тайный друг» проводиться каждый семестр. Студенты на бумажке пишут свое имя, так чтобы было понятно, кто имеется в виду. Все записки складываются, каждый берет себе одну, никому ее не показывая. С этого момента тот человек, который написан на бумажке, становится «Тайным другом». Студент должен на протяжении всей акции (учебная неделя), постоянно и методично дарить ему подарки, оказывать знаки внимания, писать записочки, желать приятного аппетита и спокойной ночи, обеспечить ему комфорт и хорошее настроение. Но все это нужно сделать так, чтобы он ни за что не догадался, кто же ему пишет.

Сформировались и традиции классного коллектива:

  • праздник рождения группы;

  • день именинника;

  • «Вместе мы одна семья» (помощь в общежитии).

На формирование учебной мотивации влияют и коллективные формы учебной деятельности. Большое значение имеет включение всех учащихся в активную учебную работу, ибо только в процессе деятельности может формироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягивает даже «глухих» учащихся, так как, попав в группу однокурсников, которые коллективно выполняют определенное задание, студент не может отказаться выполнять свою часть работы, иначе подвергнется моральной критике своих товарищей, а их мнением, уважением он, как правило, дорожит зачастую даже больше, чем мнением учителя. Кроме того, работая в микроколлективе, каждый ее член старается быть не хуже других, возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы, придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлении соответствующей мотивации. В нашей группе мы организовали кино-клуб «Ника», главной целью которого являлась совместная деятельность и активизацию познавательных интересов, через просмотр видеофрагментов, фильмов. Был снят и смонтирован собственный фильм в двух частях: «Мечты студентов» 2014 г., «Мечты преподавателей» 2015г. В апреле - мае студентами нашей группы были организованы и проведены две квест-игры для первокурсников. Наша классная комната совместными силами (учителя, студентов и родителей) оригинально оформлена и создает психологически-комфортную обстановку на уроках и во внеурочное время. Классный уголок и информативные стенды ярко подчеркивают внутреннее единство группы.

В результате такой совместной деятельности повышается самооценка и успешность каждого студента. Его значимость в коллективе возрастает.

Растут и его интересы и потребности в своей самореализации.

Так, анализируя данные о занятости студентов в различных секциях, кружках, выявилась положительная динамика. По сравнению с первым курсом, студенты приоритет отдают кружкам и секциям нашего учебного заведения. Главной причиной, на мой взгляд, являются именно дружеские взаимосвязи внутри колледжа.

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»

Положительное влияние успеха на активную мыслительную деятельность студентов неоспоримо. Чувство гордости и радости, возникающие у них в связи с осознанием им своего продвижения в деятельности, в т.ч. и в умственной, укрепляются у них с каждой новой удачной работой.

«Из опыта работы по формированию положительной мотивации студентов к учению»


Успех имеет стимулирующее значение в учебной деятельности студента, что и проектируется в его дальнейшей профессиональной деятельности, активизирует ее и в то же время является весьма значительным побудителем познавательных интересов. Активная позиция студентов, позволяет изменить их отношение, как к учебному процессу, так и к классному коллективу, и к своей будущей профессиональной деятельности в целом, повышает самооценку, а значит, создает возможность ситуации успеха и личностного роста, повышая мотивацию учения.

Таким образом, используя различные формы урочной и внеурочной деятельности, классный руководитель имеет возможность влиять на повышение мотивации учения своих воспитанников.




© 2010-2022