- Преподавателю
- Классному руководителю
- Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе
Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шириндиви Т.Д. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Традиции подготовки и проведения родительских собраний в школе.
Плох тот воспитатель детей, который не
помнит своего детства.
Эбнер Эшенбах.
Классное родительское собрание - это эффективная форма одновременного взаимодействия с коллективом родителей всего класса. Но часто можно наблюдать такую картину, когда на родительском собрании в классе присутствуют 5 - 6 родителей с тревожно - отсутствующим взглядом, которые обреченно ждут своей участи, а педагог с удовольствием констатирует негативные факты из жизни детского коллектива. Это приводит к тому, что уже в начальной школе родители испытывают чувство тревожного ожидания перед посещением родительского собрания, а на средней ступени обучения просто перестают на него ходить.
Как сделать так, чтобы собрание было родителям интересно и полезно, носило познавательный и просвещенческий характер? Этого можно достигнуть, если уже с самого начала работы с классом педагог будет формировать традиции проведения родительских собраний, о которых уже упоминалось выше.
Традиции подготовки и проведения родительских собраний могут быть самыми разнообразными. Они должны способствовать формированию культуры быть родителем, развивать интерес к проблемам педагогики и психологии, преодолевать различные ситуации в воспитании собственных детей.
Хорошей традицией родительских собраний в школе является оформление индивидуальных приглашений папам и мамам для участия в родительском собрании. Приглашения могут быть оформлены по - разному: типографический вариант, руками самих учащихся, с помощью родительского комитета. Главным в таких приглашениях на родительское собрание является то, что родители получают их заранее, а не за час до встречи.
В приглашении всегда полностью указываются имя и отчество обоих родителей, день и час проведения собрания, его тема, примерные временные рамки собрания, контактный номер телефона, по которому можно позвонить и узнать информацию о собрании. Прочитав эти сроки, кто - то может сказать, что подготовка такого приглашения отнимает много времени. Однако именно такой подход к организации системы в работе с родителями поможет формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркнет значительность встреч учителя с родителями, будет стимулировать их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Такие приглашения собираются из года в год в архиве и могут украсить любой праздник, особенно финал учебного года или окончания школы.
Хорошей традицией родительских собраний, которая может существовать в течение всего времени обучения ребенка в средней школе, является ведение родительских дневников. Родительский дневник - это обычная тетрадь, в которой ведутся записи родителей. Он заводится на первой встрече классного руководителя с родителями. Дневник ведет каждая семья. В этом дневнике родители делают записи после родительских собраний, свои выводы, пожелания учителям предметникам и дают свои рекомендации классному руководителю по организации общения с их ребенком. Родители это делают с большим удовольствием, если классный руководитель объяснил им важность и значительность для своей работы родительских рекомендаций.
На первой странице дневника родители фиксируют рост, вес своего ребенка при поступлении в первый класс; его интересы и увлечения. Любимые книжки, песенки; положительные качества характера; любимые игры и словечки на протяжении обучения в разных классах.
Вторая страница дневника посвящена размышлениям родителей о будущего своего ребенка: каким они хотят виде, что хотят в нем развить, что ему пожелать. Здесь же родители указывают фамилии людей, наиболее авторитетных и значимых в жизни ребенка. Иногда такие данные помогают решать многие проблемы, с которыми приходиться сталкиваться классному руководителю в воспитании детей.
Последующие страницы родительского дневника могут быть посвящены содержанию родительских собраний: к примеру, страницы «Народная мудрость о воспитании»,« Азбука педагогики» и другие. Вполне уместно и просто необходимо знакомить родителей с методами воспитания на примере художественной литературы, с воспитательными системами известных исторических и литературных персонажей. Азбука педагогики - это работа с родителями над их педагогическим и психологическим словарем. Что означает то или иное слово или термин, название и понятие - все это можно успешно анализировать в ходе родительского собрания.
Обязательная страничка каждого родительского дневника и родительского собрания - страничка Радости. Ее готовит для родителей классный руководитель к каждому родительскому собранию. На этой странице педагог фиксирует достижения ребенка, связанные с его обучением и воспитанием. Каждое родительское собрание начинается с того, что родители получают страничку Радости, вкладывает ее в дневник и в течение всего родительского собрания работают с ней. Классный руководитель напоминает родителям внимательно прочесть записи на страничке Радости и задать волнующие вопросы в ходе собрания или в конце его.
Страничка Радости помогает родителям больше узнать об их детях, обращает внимание семьи нате моменты, которые родители, может быть, пропустили в силу собственной занятости или невнимательности, фиксирует достижения ребенка, которые формируются в семье и проявляются в детском коллективе.
Ведение родительского дневника помогает видеть положительное изменение родительской позиции, развивает родительскую интуицию и наблюдательность. Спустя годы такой родительский дневник может стать семейной реликвией и еще долго служить в семье своеобразным педагогическим пособием по воспитанию детей.
Интересной традицией родительских собраний может стать рубрика «Зеленая лампа». С помощью этой рубрики проигрываются различные проблемные ситуации из жизни класса, школы и отдельных учащихся. Имена учащихся не называются, ситуации несколько изменяются, родителям предлагается найти оптимальный вариант решения трудной житейской задачи.
Традиции родительских собраний могут быть самыми разнообразными, но главное в них - формирование культуры человеческого общения, создание такой атмосферы, при которой хотелось бы открыто говорить о своих радостях и бедах, чувствуя доброжелательность и поддержку собеседников. Такая атмосфера на пустом месте не появится. Классный руководитель должен учить этому родительский коллектив на собственном примере.
Родительский комитет вместе с классный руководителем готовит традиционные поздравления родителям учащихся к юбилейным датам и вручает их на родительском собрании или отправляет по почте. Уместно поздравить родителей с теми достижениями, которые произошли в их карьере, в работе. Для родителей это не только приятная неожиданность, но и формирование убеждения в том, что рядом с их ребенком неравнодушный взрослый, который делает их жизнь и жизнь ребенка богаче и добрее.
Хорошей традицией родительского собрания является его рефлексия. В конце собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность не только для всего класса, но и для себя лично. Рефлексия собрания может проходить в различной форме: это высказывания родителей, выпуск «молнии», оформление коллажа, интервью и т.д.
К конце учебного года итоговое родительское собрание может заканчиваться тоже по - разному. Традиционными становятся фотографии на память всем составом родителей, награждение родителей - активистов и помощников классного руководителя и школы, создание классной книги почета, в которую ежегодно торжественно вносятся фамилии родителей, без помощи которых жизнь в классе была бы скучной и неинтересной.
Все перечисленные традиции родительского собрания приживутся только в том коллективе, где в них заинтересованы взрослые. А заинтересованными они станут тогда, когда увидят заинтересованность самого педагога.
В дневник классного руководителя
-
Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
-
Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
-
Тема собрания должна быть актуальной.
-
Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
-
Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
-
Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказывать свое мнение и точку зрения в ходе родительского собрания, а не после него.
-
Родительское собрание не должно быть длительным по времени. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.
-
Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку (новые кружки и секции в школе, клубы; детские общественные объединения и организации, службы и т.д).
-
В ходе собрания классный руководитель должен строго учитывать присутствие родителей на собрании, выяснить причины отсутствия отдельных родителей.
-
Если каждый классный руководитель заранее оповещен об отсутствии родителей на собрании, он должен сразу определить с ними строки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.
-
Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель должен составлять его программу и перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для освещения более важных тем.
-
Текущими вопросами родительского собрания могут быть: - внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно - гигиенических норм;
- вопросы питания учащихся;
- вопросы оказания материальной помощи учащимися класса;
- вопросы организации копилки класса;
- вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;
- вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без нее;
- ведение учащимися тетрадей и дневников;
- состояние школьных учебников;
Вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.
-
Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания.
Литература
1.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. - М., «ВАКО»., 2006