Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Здоровьесберегающие технологии на уроках в начальной школе



Подорога О.В.

г. Белгород

В связи с переводом российской общеобразовательной школы в новое качество в рамках модернизации образования очень остро встал вопрос: «Что для нас важнее - физическое состояние обучающихся или обучение?» Еще А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий - счастливее больного короля» [6]. Такая озабоченность вполне понятна. Статистические данные дают для этого немало поводов. Низкая рождаемость и детская смертность в общей численности населения ведет к старению общества.

В условиях реально сложившейся ситуации более чем у 90 % детей при поступлении в школу выявляется та или иная степень психомоторной незрелости. По данным Минздравсоцразвития России, лишь 10 % школьников можно назвать здоровыми, 40 % учащихся имеют отклонения в нервно-психическом развитии, за последнее время число детей с хроническими заболеваниями возросло в полтора раза, 30 % юношей выпускных классов не годны к военной службе, 50 % школьников имеют ограничения в выборе профессии, обусловленные наличием тех или иных заболеваний.

Мы считаем, что основная задача школы не только дать необходимое образование, но и сохранить и укрепить здоровье обучающихся.

И поэтому свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию на сегодняшний день несет система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в школе, является одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей, притом, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным контролем со стороны специалистов-педагогов. Это обозначило проблему - сформировать здоровьесберегающее пространство.

В последние годы были разработаны «здоровьесберегающие технологии», цель которых - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: «Не навреди!»

В.А. Сухомлинский утверждал, что «…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» [3].

«Здоровье» - это нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие (словарь С.И. Ожегова). Оно состоит из нескольких компонентов: соматическое, физическое, психическое и нравственное.

Учебный материал всех предметов начальной школы по любой программе предоставляет возможность учителю прямо на уроке формировать у учащихся навыки здорового образа жизни, давать детям знания об организме человека, учить их беречь и укреплять собственное здоровье.

Отсюда следует, что задачу обеспечения здоровья молодого поколения следует решать образовательными (педагогическими) средствами. Концепция в решении проблемы здоровья школьников базируется на образовательных ресурсах школы. Опираясь на системный подход к обучению и воспитанию, мы должны здоровьесозидающую среду в школе.

В такой среде за счет образовательных ресурсов реализуется внутренняя программа индивидуального развития каждого ребенка, которая в нем заложена от природы, укрепляется психика детей, формируется уверенность в собственных силах, и, следовательно, обеспечивается лучшая регуляция их образовательной деятельности.

В такой среде создаются нравственно-психологические основы для нормального развития мотивационной и смысловой сферы социальной деятельности школьников (позитивного отношения к школе и соблюдения общепринятых норм поведения).

В этом случае получение учащимися образования происходит без ущерба для здоровья. Отсюда вытекают следующие задачи: воспитание грамотности в вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести здоровый образ жизни; внедрение в работу школы рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой; реализация всех позитивных возможностей, которыми располагает каждый учитель.

Целью здоровьесберегающей педагогики является последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием всеми педагогами здоровьесберегающих технологий. Только тогда можно сказать, что учебно-воспитательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой выбранной педагогической системы решается задача сохранения здоровья обучающихся.

Считаем, что каждый преподаватель должен овладеть методикой здоровьесберегающей технологии.

При построении уроков должны учитываться такие требования [ 8 ]:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, правильность освещения класса и доски и т.д.) Обязательное проветривание классной комнаты.

  2. Норма видов учебной деятельности на уровне - 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразность урока способствует утомлению школьников, а частая смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.

  4. Количество методов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование их не позже чем через 10-15 минут.

  5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

  6. На уроке должна осуществляться смена динамических поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

  7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

  8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

  9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная пауза, небольшое стихотворение.

К сожалению, здоровый образ жизни не занимает пока первого места в иерархии потребностей и ценностей людей в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий зависит от сложившихся традиций в образовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения. В заключение приведём слова Ж.Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» [5].

Литература:

1. Азаров, Ю.П. О мастерстве воспитателя / Ю.П. Азаров. - М.: Просвещение, 1992. - 136 с.

2. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.

3. В.А. Сухомлинский. «О воспитании» / В.А. Сухомлинский. - Москва. Политическая литература, 1982 - с.270

4. Лихачёва, Т.Г. Развивайте творчество / Т.Г. Лихачёва. - М.: Просвещение, 2008. - 236 с.

5. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./ Под ред. Г. Н. Джибладзе: сост.А.Н. Джуринский. - М.: Педагогика. 1981.- 636с.

6. Шопенгауэр, А. Афоризмы житейской мудрости / А. Шопенгауэр. - Санкт -Петербург: Азбука. - 2012. - 256 с.

7. Якиманская, И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь - 2000. - 176 с.

8. Шеремет, Н.В. Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема / Н.В. Шеремент. - Режим доступа: festival.1september.ru/articles



© 2010-2022