- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный следопыт»
Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный следопыт»
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Новичкова С.Л. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный следопыт»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ
Тип программы: комплексная
Срок реализации: 1-4 классы
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).
Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОБУ СОШ № 4
Программа «Юный следопыт» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 классов.
Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей».
Программа курса «Юный следопыт » предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. И главное, проектная деятельность имеет краеведческую направленность.
Основными направлениями работы являются: научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.
Актуальность программы курса обусловлена тем, что:
- знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.
- Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.
- позволяет расширить знания учащихся о родном крае.
Главная цель: - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, его истории и особенностях.
Задачи:
-
познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
-
мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
-
прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;
-
прививать интерес к исследовательской деятельности;
-
освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями;
-
формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.
Описание места программы курса «Юный следопыт» в учебном плане.
Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.
Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле).
Еще одна важность заключается в том, что в основе работы курса лежит организация клуба «Юный следопыт», куда должен вступить каждый ребенок на официальных правах. Так он становится безоговорочным участником всех проектных работ. У него появляется право выполнения своей индивидуальной работы по интересующей только его теме. Также такая процедура «вступления» оказывает благотворное влияние на ответственность детей к работе.
Сама работа курса включает в себя: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клуба младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.
Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.
Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
внеурочной деятельности
В результате работы проектной деятельности «Юный следопыт» обучающиеся на ступени начального общего образования:
-
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;
-
обретут чувство гордости за свою Родину, народ и его историю;
-
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;
-
получат возможность осознать своё место в мире;
-
познакомятся с некоторыми способами изучения природы родного края и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
-
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:
-
основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);
-
понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
-
основные источники информации;
-
правила оформления списка использованной литературы;
-
способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);
-
источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).
Учащиеся должны уметь:
-
выделять объект исследования;
-
разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
-
выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
-
работать в группе;
-
пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;
-
вести наблюдения окружающего мира;
-
планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
-
работать в группе.
Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;
- Умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- Умение устанавливать причинно-следственные связи;
- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;
- Умения и навыки работы в сотрудничестве;
- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- Умение выдвигать гипотезы.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;
- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;
- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.
Характеристика результатов
Обучающийся будет знать:
- основные особенности проведения исследований разных видов;
- методы исследования;
- правила выбора темы и объекта исследования;
- правила успешной презентации работы;
- особенности родного края (достопримечательности, природа, люди)
Обучающийся будет уметь:
- самостоятельно выбирать тему исследования;
- выделять главное и второстепенное в собранном материале;
- указывать пути дальнейшего изучения объекта;
- презентовать свою работу.
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;
- реализовывать право на свободный выбор.
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- общаться с людьми разных возрастов;
- работать в группе, коллективе;
- презентовать работу общественности.
Направления работы проектной деятельности
Тематическое планирование. 1 класс
№
Наименование тем
Количество
часов
Введение (1 час)
1.
Что такое проект
1
Учимся делать проекты (8 часов)
2
Что такое проблема
1
3
Как мы познаём мир
1
4-5
Школа «почемучек»
2
6-7
Удивительный вопрос
2
8-9
Источники информации
2
Мы исследователи (25 часов)
10-11
Любимое число
2
12-14
Классная газета. Рубрики.
3
15-16
Почему мы любим, встречать Новый год
2
17-19
Игры и игрушки наших дедушек и бабушек
3
20-23
Растения
4
24-25
Детская косметика: за и против
2
26-31
Сказки
6
Заключение ( 3 часа)
32
Что мы узнали и чему научились за год.
1
33-34
Моя лучшая работа.
2
Тематическое планирование. 2 класс
№
Наименование тем
Количество часов
Моя маленькая родина (5 часов)
1.
Моя школа - мой дом
1
2.
Из истории школы. Традиции школы
1
3.
Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
1
4.
Достопримечательности на нашей улице.
1
5.
Мой район
1
Наш город (5 часов)
6.
Где мы живем (Россия, город …). Имя моего города
1
7.
Символы нашего города
1
8.
Культурно - просветительные учреждения нашего города
1
9.
Профессии города. Где работают родители
1
10.
Конкурс рисунков «Наш город»
1
Наша область (18 часов)
11.
Географическое положение нашего края. Наша область на карте России
1
12.
История возникновения моего города
1
13.
Символика моего города
1
14.
Коренные жители нашей области
1
15.
Богатства нашей земли.
1
16.
Традиционные ремесла моего края
1
17.
Растительность нашего края. Деревья
1
18.
Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека
1
19.
Животный мир нашей области. Разнообразие животного мира
1
20.
Животный мир нашей области. Охрана и значение животного мира
1
21.
Водоемы нашего края. Реки и озера
1
22.
Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов
1
23.
Какие полезные ископаемые добывают в нашей области
1
24.
Нефть - черное золото.
1
25.
Сельское хозяйство в нашей области.
1
26.
Что растет на полях нашей области.
1
27.
Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.
1
28.
Создание викторины.
1
Люди нашего края (5 часов)
29.
Труд людей нашего края
1
30.
Люди, прославившие мой город.
1
31.
Экскурсии на предприятия города
1
32.
Профессии и предприятия, на которых работают наши родители
1
33.
Профессии и предприятия, на которых работают наши родители
1
Итоговые занятия (1 час)
34.
Мы хотим Вам рассказать…
1
Тематическое планирование. 3 класс
№
Наименование тем
Количество часов
1-8
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.
8
9-16
Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.
8
17-20
Свойства воздуха.
4
21-26
Свойства воды.
6
27-34
Условия, необходимые для развития растений.
8
Тематическое планирование. 4 класс
№
Наименование тем
Количество часов
1-6
Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)
6
7-10
Определение прозрачности воды
4
11-20
Свойства воздуха
10
21-27
Дневник наблюдений за погодой
7
28-34
Почва и ее состав
7