Рабочая программа внеурочной деятельности «Юный следопыт»

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный следопыт»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИЗУЧЕНИЮ РОДНОГО КРАЯ



Тип программы: комплексная



Срок реализации: 1-4 классы


Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения).

Программа разработана с учетом особенностей первой ступени общего образования, возможностей применения ИКТ в реализации проектной деятельности. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Необходимость составления рабочей программы обусловлена внедрением в учебный процесс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а так же особенностью организации учебного процессе в МОБУ СОШ № 4

Программа «Юный следопыт» рассчитана на учащихся начальной школы 1-4 классов.

Деятельностный подход - основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.

Традиционно в основе обучения лежит усвоение знаний. Поэтому главная цель образования - «вложить знания в голову детей».

Программа курса «Юный следопыт » предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств - гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств. И главное, проектная деятельность имеет краеведческую направленность.

Основными направлениями работы являются: научно-познавательное направление, духовно-нравственное и социальное.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что:

- знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов в среднем и старшем звене школы.

- Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

- позволяет расширить знания учащихся о родном крае.

Главная цель: - овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края, его истории и особенностях.

Задачи:

  • познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

  • мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

  • прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями;

  • прививать интерес к исследовательской деятельности;

  • освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями;

  • формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды, формирование информационной грамотности учащихся на основании самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира.

Описание места программы курса «Юный следопыт» в учебном плане.

Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, что он осуществляется в рамках программы формирования познавательной деятельности, рекомендованного для внеурочной деятельности новым стандартом.

Внеурочная работа проводится в учебном кабинете, в музеях разного типа, в уголке живой природы, на пришкольном участке, на предприятиях, в парках (в лесу, на лугу, в поле).

Еще одна важность заключается в том, что в основе работы курса лежит организация клуба «Юный следопыт», куда должен вступить каждый ребенок на официальных правах. Так он становится безоговорочным участником всех проектных работ. У него появляется право выполнения своей индивидуальной работы по интересующей только его теме. Также такая процедура «вступления» оказывает благотворное влияние на ответственность детей к работе.

Сама работа курса включает в себя: проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний клуба младших школьников, олимпиад, соревнований. Предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах (в том числе в изданиях из школьной библиотеки), на электронных носителях, в Интернете. Источником информации могут быть и взрослые: учителя-предметники, школьный врач и библиотекарь, родители школьников.

Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка.

Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы

внеурочной деятельности

В результате работы проектной деятельности «Юный следопыт» обучающиеся на ступени начального общего образования:

  • получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретут целостный взгляд на мир;

  • обретут чувство гордости за свою Родину, народ и его историю;

  • приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры;

  • получат возможность осознать своё место в мире;

  • познакомятся с некоторыми способами изучения природы родного края и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;

  • получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.

В результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;

  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;

  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;

  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;

  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;

  • пользоваться словарями, энциклопедиями другими учебными пособиями;

  • вести наблюдения окружающего мира;

  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;

  • работать в группе.

Курс внеурочной деятельности способствует формированию экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, заботиться об окружающей среде, проводить поиск информации в энциклопедиях и других изданиях, в видеотеке, в электронных носителях, в интернете, на экскурсиях, из рассказов взрослых.

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию умения проектировать свою деятельность являются: - умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели; - умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; -осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

- Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле;

- Умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- Умение устанавливать причинно-следственные связи;

- Умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы;

- Умения и навыки работы в сотрудничестве;

- Навыки взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- Умение выдвигать гипотезы.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию умения проектировать свою деятельность являются следующие умения: - Использовать средства Интернет для нахождения иллюстраций, аудио объектов;

- Пользоваться цифровым фотоаппаратом и видеокамерой;

- Использовать сканер, микрофон и принтер для ввода и вывода информации.

Характеристика результатов

Обучающийся будет знать:

- основные особенности проведения исследований разных видов;

- методы исследования;

- правила выбора темы и объекта исследования;

- правила успешной презентации работы;

- особенности родного края (достопримечательности, природа, люди)

Обучающийся будет уметь:

- самостоятельно выбирать тему исследования;

- выделять главное и второстепенное в собранном материале;

- указывать пути дальнейшего изучения объекта;

- презентовать свою работу.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- самостоятельно добывать, обрабатывать, хранить и использовать информацию по волнующей проблеме;

- реализовывать право на свободный выбор.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:

- общаться с людьми разных возрастов;

- работать в группе, коллективе;

- презентовать работу общественности.


Направления работы проектной деятельности


Тематическое планирование. 1 класс



Наименование тем

Количество
часов

Введение (1 час)

1.

Что такое проект

1

Учимся делать проекты (8 часов)

2

Что такое проблема

1

3

Как мы познаём мир

1

4-5

Школа «почемучек»

2

6-7

Удивительный вопрос

2

8-9

Источники информации

2

Мы исследователи (25 часов)

10-11

Любимое число

2

12-14

Классная газета. Рубрики.

3

15-16

Почему мы любим, встречать Новый год

2

17-19

Игры и игрушки наших дедушек и бабушек

3

20-23

Растения

4

24-25

Детская косметика: за и против

2

26-31

Сказки

6

Заключение ( 3 часа)


32

Что мы узнали и чему научились за год.

1

33-34

Моя лучшая работа.

2







Тематическое планирование. 2 класс

Наименование тем

Количество часов

Моя маленькая родина (5 часов)

1.

Моя школа - мой дом

1

2.

Из истории школы. Традиции школы

1

3.

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

1

4.

Достопримечательности на нашей улице.

1

5.

Мой район

1

Наш город (5 часов)

6.

Где мы живем (Россия, город …). Имя моего города

1

7.

Символы нашего города

1

8.

Культурно - просветительные учреждения нашего города

1

9.

Профессии города. Где работают родители

1

10.

Конкурс рисунков «Наш город»

1

Наша область (18 часов)

11.

Географическое положение нашего края. Наша область на карте России

1

12.

История возникновения моего города

1

13.

Символика моего города

1

14.

Коренные жители нашей области

1

15.

Богатства нашей земли.

1

16.

Традиционные ремесла моего края

1

17.

Растительность нашего края. Деревья

1

18.

Растительность нашего края. Значение растений в жизни человека

1

19.

Животный мир нашей области. Разнообразие животного мира

1

20.

Животный мир нашей области. Охрана и значение животного мира

1

21.

Водоемы нашего края. Реки и озера

1

22.

Водоемы нашего края. Растительный и животный мир водоемов

1

23.

Какие полезные ископаемые добывают в нашей области

1

24.

Нефть - черное золото.

1

25.

Сельское хозяйство в нашей области.

1

26.

Что растет на полях нашей области.

1

27.

Чем занимаются люди на селе. Значение сельского хозяйства.

1

28.

Создание викторины.

1

Люди нашего края (5 часов)

29.

Труд людей нашего края

1

30.

Люди, прославившие мой город.

1

31.

Экскурсии на предприятия города

1

32.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

1

33.

Профессии и предприятия, на которых работают наши родители

1

Итоговые занятия (1 час)

34.

Мы хотим Вам рассказать…

1

Тематическое планирование. 3 класс



Наименование тем


Количество часов

1-8

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.

8

9-16

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период.

8

17-20

Свойства воздуха.

4

21-26

Свойства воды.

6

27-34

Условия, необходимые для развития растений.

8

Тематическое планирование. 4 класс

Наименование тем

Количество часов

1-6

Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

6

7-10

Определение прозрачности воды

4

11-20

Свойства воздуха

10

21-27

Дневник наблюдений за погодой

7

28-34

Почва и ее состав

7


© 2010-2022