Статья Проектно-исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы)

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектно-исследовательская деятельность в учебно-воспитательном процессе (из опыта работы)

С момента введения Федеральных образовательных стандартов 2 поколения, большое внимание стало обращаться методу проектно-исследовательской деятельности учащихся. Исследовательские проекты представляют особый интерес прежде всего потому, что являются наиболее перспективными в преподавании дисциплин в школе. Сегодня каждый учитель знает как организовать такую деятельность, поэтому говорить об этом я не буду. Я хочу поделиться опытом своей работы в данном вопросе.

Учителя начальных классов первыми начали работать по новым стандартам, первыми столкнулись с необходимостью учить детей проводить исследования, выполнять и защищать выполненный проект. Такая работа предусмотрена как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Проекты в начальных классах -это не очень просто, особенно в 1 классе. Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё-таки это возможно. Для некоторых учеников, может быть это неполноценные проекты, но зато выполнены учащимися самостоятельно. Ученик может выполнить элемент проекта, но для ученика начальных классов это будет его проект. Из нескольких элементов можно составить большой проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т.п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребенка к самостоятельной поисково-творческой деятельности. Научить его мыслить, организовывать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой соответствуют возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков, их применению во взаимодействии с окружающим миром; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост.

Что же даёт данный метод его участникам?

Для учащегося.
1.Формируются и отрабатываются:
• Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации.
• Навыки публичного выступления (ораторское искусство).
• Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде.
• Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи.
• Умение работать в группе, в команде.
• Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение.

2. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.
5. Учащийся имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
7. Повышается самооценка тех учащихся, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Для учителя.
1. Отношения с учащимися переходят на уровень сотрудничества.
2. Учитель имеет возможность создать банк работ учащихся , которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях.
3. Повышается уровень учителя как специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта.
4. Учитель продолжает учиться вместе с учениками.
Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.

Таким образом, работа над проектом стимулирует процесс обучения, так как она:

  • личностно-ориентирована;

    • использует множество дидактических подходов;

    • мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;

    • поддерживает педагогические цели на всех уровнях;

    • позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;

    • приносит удовлетворение учащимся, видящим продукт своего труда.

  • Очень важным в работе над проектом является этап презентации. Работа по организации проектно-исследовательской деятельности мне интересна, кроме этого- это моя тема самообразования, над которой я работаю и хочу поделиться тем, что накопила.

Во-первых необходимо объяснить детям что такое исследование, как его проводить, зачем это нужно, где можно взять информацию, кто может помочь и др. организационные вопросы. Хорошо если ребята посмотрят работы старших учеников, поприсутствуют на защите проектов. Для этого самому учителю нужно это хорошо знать. Несколько лет назад нам предложили поездку в Сурское, где учили как правильно выполнять данную работу. У меня есть папка по организации работы.(Папка)

Презентация:

В разрезе каждого предмета предусмотрена такая работа, в учебниках даются задания. Учителю необходимо помочь выбрать ту тему, которая интересна учащимся. В своей работе я использую разные учебные проекты: от проекта на один урок до проекта на несколько месяцев.

  • Примеры проектов на один и на несколько уроков(раздел)

  • Мне нравится помогать выполнять исследовательские проекты во внеклассной работе. Некоторые учителя стараются избежать такой работы, так как при этом необходимо занимать очень много своего времени, а также в работе необходима помощь родителей: помочь собрать материал, оформить, помочь ребёнку в подготовке к защите. На примере одного проекта, я хочу показать ход работы:

«И тянулся в небо колокольный звон…» Т. Алёна 3 класс. Защищала работу на региональном конкурсе «Старт в науку» 2015г.

При беседе с мамой и девочкой выяснилось, что Алёне интересна тема постройки новой церкви в селе. В процессе работы решили расширить тему и узнать историю разрушенной, когда-то существовавшей церкви в нашем селе. Использовали разные источники: встреча с жителями села, подборки статей из районной газеты «Ленинец», интернет, даже сделали запрос в Государственный архив. Несколько лет назад житель села Токтарёв В.П. подарил школе макет церкви, мы связались с ним и организовали встречу В.П. со всем классом. В процессе строительства новой церкви, мы вели наблюдения и делали фотографии. Когда церковь была освящена, мы организовали экскурсию. Понятно, что работа очень потребовалось много времени, но при этом не только Алёна, но и другие ребята много интересного узнали, мне тоже было интересно. В конце Алёна с мамой решили по фотографии нарисовать большую картину старой церкви, которую подарили школе, а также на защите проекта подарили присутствующим изготовленные самостоятельно магниты.

Итак, как мы видим на этом примере такая работа ведёт к успешности в учёбе, к осознанному выбору жизненного пути.

Эта работа не единственная, с детьми мы участвовали в разных конкурсах и добились неплохих резельтатов (участие и грамоты в презентации и собранном портфолио)

Таким образом, проектно-исследовательская деятельность является новым, научно обоснованным методом учебно-воспитательной работы, в которой обучающийся является организатором, мотиватором, исполнителем и контролером своей деятельности, что отвечает требованиям концепции модернизации динамически развивающегося Российского образования.



© 2010-2022