- Преподавателю
- Классному руководителю
- Методические рекомендации по работе ссо слабовидящими детьми
Методические рекомендации по работе ссо слабовидящими детьми
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ларионова Н.А. |
Дата | 03.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Использование наглядности в обучении детей
с нарушением зрения.
Особенности:
-
Процесс зрительного восприятия наглядности протекает замедленно.
-
Дети с глубоким нарушением зрения (ViS 0,1 и ниже) затрудняются с выделением характерных признаков, не видят второстепенные детали, путают сходные изображения.
-
У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процесс осмысления и формирования зрительных образов затруднён.
Использование наглядности позволяет учителям опираться на конкретные образы и представления детей.
При правильном подборе наглядности учителя знакомят детей с разнообразием свойств, признаков предметов и явлений, поддерживают у детей интерес к уроку.
Виды наглядности.
-
Натуральные наглядные пособия:
-
предметы ближайшего окружения (мебель, одежда …);
-
животные, растения.
-
-
Объёмные наглядные пособия:
-
муляжи;
-
чучела животных, птиц;
-
модели;
-
макеты;
-
геометрические тела.
-
-
Дидактические игрушки:
-
куклы;
-
кукольная мебель, посуда;
-
игрушки животных…
-
-
Изобразительные наглядные пособия:
-
предметные и сюжетные рисунки;
-
репродукции картин;
-
фотоматериалы;
-
слайды;
-
диа-, кино-, видеоматериалы.
-
-
Графические наглядные пособия:
-
таблицы, схемы, планы.
-
-
Символические наглядные пособия:
-
карты (географические, исторические).
-
-
Рельефные наглядные пособия:
-
иллюстративная, графическая, символическая наглядность, выполненная в рельефно-точечном исполнении.
-
Основные требования к наглядности.
-
С натуральными наглядными пособиями детей следует знакомить на прогулках, экскурсиях.
С помощью натуральной наглядности учитель формирует адекватные представления об явлениях и предметах.
Последовательность:
Натуральный объект ----- макет ----- схема
модель рисунок
Требования:
-
предметы должны быть удобны для зрительного и осязательного восприятия;
-
предметы должны быть традиционны, легко узнаваемы в разных ситуациях, с чётко выраженными основными деталями;
-
предметы должны быть ярко окрашены, с выделенными цветом основными деталями.
-
К объёмной наглядности:
-
передача правильных пропорций и соотношения частей;
-
чётко выделены основные детали.
3. К дидактическим игрушкам:
те же требования, что и к моделям (№2).
-
чётко выделены основные детали;
-
соблюдены пропорции;
-
передавать правильный реальный окрас (животные).
-
К изобразительной наглядности:
-
учёт зрительных возможностей детей
(! способность различать изображения зависит от vis);
0,01 - 0,04 - не меньше 15 мм
0,04 - 0,08 - не меньше 5 мм
0,09 - 0,3 - не меньше 3 мм
-
цветные изображения воспринимаются лучше, чем ч.-б. контурные изображения;
-
при амблиопии использовать красный, жёлтый, оранжевый цвета (закрепляются результаты аппаратного лечения);
-
избегать в наглядности тёмно-зелёного, тёмно-фиолетового и тёмно-синего цвета, т.к. хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.
Адаптация изобразительно - иллюстративной наглядности.
-
Чёткое выделение общего контура.
-
Усиление цветового контраста.
-
Выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.
-
Уменьшение количества второстепенных деталей.
-
В многоплановых сюжетных картинах необходимо выделение переднего, среднего и заднего плана.
При изготовлении иллюстративной наглядности
учитывать:
-
Смысловое содержание и чёткость изображения.
-
Возраст детей.
-
Имеющиеся представления у детей о данном объекте.
-
Точная передача формы и строения предмета.
-
Правильная передача реальной окраски.
При изготовлении раздаточного материала учитывать:
дифференцированные особенности каждого ребёнка и зрительную нагрузку, по которой он работает.
Графические пособия должны быть выполнены чёткими линиями, с
минимальным количеством объектов; должны быть понятными и
доступны зрительному восприятию. Условные элементы должны быть едины
для всех графических пособий.
Символическая наглядность должна отвечать всем тем требованиям, что и изобразительная наглядность. Необходимо использовать и ту и ту символическую наглядность, которая предназначена для обычных школ, по необходимости её адаптируя.
Рельефная наглядность должна использоваться в работе со слепыми, с остаточным зрением, со слабовидящими, с прогрессирующими заболеваниями глаз.
! О.И. Егорова. «Приключения палочного человечка».
Перед работой с наглядностью должна быть специально организована предварительная работа.
Некоторые методические приёмы использования наглядности.
Огромную роль имеет словесная регуляция педагогом восприятия наглядности. Перед работой с наглядностью необходимо дать детям чёткие установки, обратить внимание на то. Что самое главное в этой наглядности.
Во время демонстрации:
-
раскрыть детям общее содержание картины, затем переходить к деталям;
-
педагог должен направлять зрительное восприятие детей от главного к второстепенному (с помощью вопросов, инструкции);
-
при vis от 0,08 - 0,2 часто бывает нарушено поле зрения. Педагог должен помочь ребёнку последовательно рассмотреть картину, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком, попутно поясняя содержание рассматриваемого;
Во время работы с наглядностью педагог направляет и корригирует зрительное восприятие:
-
зрительно-слуховое восприятие;
-
зрительно - осязательное;
-
полисенсорное восприятие.
После рассмотрения наглядности необходимо задать вопросы общего характера, подвести детей к обобщающим выводам.
Условия эффективности использования наглядности.
-
Демонстрируемая наглядность должна размещаться так, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть:
-
хорошо освещённое место;
-
на уровне глаз детей;
-
на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии.
-
-
Для обследования наглядности должно предоставляться больше времени
(вдвое и больше).
-
Детям, которые в этом нуждаются, необходимо предоставить возможность приблизиться к наглядности, внимательно её рассмотреть.
-
В ряде случаев (при ознакомлении с многоплановыми картинами) учитель может внести наглядность в класс до начала урока;
после окончания урока наглядность может оставаться в классе некоторое время (если нужно).
-
Использование рельефной наглядности должно сопровождаться (на первых этапах) с соотнесением её с реальными предметами.
-
При демонстрации незнакомых предметов обратить внимание на последовательность восприятия, формировать планомерность восприятия.
-
Необходимо сопровождать демонстрацию наглядности чётким описанием.
Литература: Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. М., 1988.
Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. М., 1977.
Соколова А.В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих. М., 1987.
5