Методические рекомендации по работе ссо слабовидящими детьми

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование наглядности в обучении детей

с нарушением зрения.


Особенности:

  1. Процесс зрительного восприятия наглядности протекает замедленно.

  2. Дети с глубоким нарушением зрения (ViS 0,1 и ниже) затрудняются с выделением характерных признаков, не видят второстепенные детали, путают сходные изображения.

  3. У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процесс осмысления и формирования зрительных образов затруднён.

Использование наглядности позволяет учителям опираться на конкретные образы и представления детей.

При правильном подборе наглядности учителя знакомят детей с разнообразием свойств, признаков предметов и явлений, поддерживают у детей интерес к уроку.

Виды наглядности.

  1. Натуральные наглядные пособия:

    • предметы ближайшего окружения (мебель, одежда …);

    • животные, растения.

  2. Объёмные наглядные пособия:

    • муляжи;

    • чучела животных, птиц;

    • модели;

    • макеты;

    • геометрические тела.

  3. Дидактические игрушки:

    • куклы;

    • кукольная мебель, посуда;

    • игрушки животных…

  4. Изобразительные наглядные пособия:

    • предметные и сюжетные рисунки;

    • репродукции картин;

    • фотоматериалы;

    • слайды;

    • диа-, кино-, видеоматериалы.

  5. Графические наглядные пособия:

    • таблицы, схемы, планы.

  6. Символические наглядные пособия:

    • карты (географические, исторические).

  7. Рельефные наглядные пособия:

    • иллюстративная, графическая, символическая наглядность, выполненная в рельефно-точечном исполнении.

Основные требования к наглядности.


  1. С натуральными наглядными пособиями детей следует знакомить на прогулках, экскурсиях.

С помощью натуральной наглядности учитель формирует адекватные представления об явлениях и предметах.

Последовательность:

Натуральный объект ----- макет ----- схема

модель рисунок

Требования:

  • предметы должны быть удобны для зрительного и осязательного восприятия;

  • предметы должны быть традиционны, легко узнаваемы в разных ситуациях, с чётко выраженными основными деталями;

  • предметы должны быть ярко окрашены, с выделенными цветом основными деталями.

  1. К объёмной наглядности:

  • передача правильных пропорций и соотношения частей;

  • чётко выделены основные детали.

3. К дидактическим игрушкам:

те же требования, что и к моделям (№2).

  • чётко выделены основные детали;

  • соблюдены пропорции;

  • передавать правильный реальный окрас (животные).

  1. К изобразительной наглядности:

  • учёт зрительных возможностей детей

(! способность различать изображения зависит от vis);

0,01 - 0,04 - не меньше 15 мм

0,04 - 0,08 - не меньше 5 мм

0,09 - 0,3 - не меньше 3 мм

  • цветные изображения воспринимаются лучше, чем ч.-б. контурные изображения;

  • при амблиопии использовать красный, жёлтый, оранжевый цвета (закрепляются результаты аппаратного лечения);

  • избегать в наглядности тёмно-зелёного, тёмно-фиолетового и тёмно-синего цвета, т.к. хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.



Адаптация изобразительно - иллюстративной наглядности.


  1. Чёткое выделение общего контура.

  2. Усиление цветового контраста.

  3. Выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.

  4. Уменьшение количества второстепенных деталей.

  5. В многоплановых сюжетных картинах необходимо выделение переднего, среднего и заднего плана.

При изготовлении иллюстративной наглядности

учитывать:


  1. Смысловое содержание и чёткость изображения.

  2. Возраст детей.

  3. Имеющиеся представления у детей о данном объекте.

  4. Точная передача формы и строения предмета.

  5. Правильная передача реальной окраски.

При изготовлении раздаточного материала учитывать:


дифференцированные особенности каждого ребёнка и зрительную нагрузку, по которой он работает.

Графические пособия должны быть выполнены чёткими линиями, с

минимальным количеством объектов; должны быть понятными и

доступны зрительному восприятию. Условные элементы должны быть едины

для всех графических пособий.

Символическая наглядность должна отвечать всем тем требованиям, что и изобразительная наглядность. Необходимо использовать и ту и ту символическую наглядность, которая предназначена для обычных школ, по необходимости её адаптируя.

Рельефная наглядность должна использоваться в работе со слепыми, с остаточным зрением, со слабовидящими, с прогрессирующими заболеваниями глаз.

! О.И. Егорова. «Приключения палочного человечка».

Перед работой с наглядностью должна быть специально организована предварительная работа.

Некоторые методические приёмы использования наглядности.

Огромную роль имеет словесная регуляция педагогом восприятия наглядности. Перед работой с наглядностью необходимо дать детям чёткие установки, обратить внимание на то. Что самое главное в этой наглядности.

Во время демонстрации:

  • раскрыть детям общее содержание картины, затем переходить к деталям;

  • педагог должен направлять зрительное восприятие детей от главного к второстепенному (с помощью вопросов, инструкции);

  • при vis от 0,08 - 0,2 часто бывает нарушено поле зрения. Педагог должен помочь ребёнку последовательно рассмотреть картину, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком, попутно поясняя содержание рассматриваемого;

Во время работы с наглядностью педагог направляет и корригирует зрительное восприятие:

  • зрительно-слуховое восприятие;

  • зрительно - осязательное;

  • полисенсорное восприятие.

После рассмотрения наглядности необходимо задать вопросы общего характера, подвести детей к обобщающим выводам.

Условия эффективности использования наглядности.

  1. Демонстрируемая наглядность должна размещаться так, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть:

    • хорошо освещённое место;

    • на уровне глаз детей;

    • на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии.

  2. Для обследования наглядности должно предоставляться больше времени

(вдвое и больше).

  1. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо предоставить возможность приблизиться к наглядности, внимательно её рассмотреть.

  2. В ряде случаев (при ознакомлении с многоплановыми картинами) учитель может внести наглядность в класс до начала урока;

после окончания урока наглядность может оставаться в классе некоторое время (если нужно).

  1. Использование рельефной наглядности должно сопровождаться (на первых этапах) с соотнесением её с реальными предметами.

  2. При демонстрации незнакомых предметов обратить внимание на последовательность восприятия, формировать планомерность восприятия.

  3. Необходимо сопровождать демонстрацию наглядности чётким описанием.


Литература: Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. М., 1988.

Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. М., 1977.

Соколова А.В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих. М., 1987.

5

© 2010-2022