Воспитание личности на уроках русского языка

Нравственное воспитание личности на уроках русского языка  Из педагогического опыта                              Глазами пятиклассников Почти серьезно   «Не всегда это может быть правдой!» «Учитель, перед именем Твоим позволь смиренно преклонить колени!»   Еще полвека назад  среди самых благородных и уважаемых обществом профессий учительство занимало одно из первых мест.  Советские школьники все как один мечтали стать космонавтами, врачами,  инженерами, учителями….. Эти профессии  всегда остава...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нравственное воспитание личности на уроках русского языка

Из педагогического опыта

Глазами пятиклассников

Почти серьезно

«Не всегда это может быть правдой!»

«Учитель, перед именем Твоим позволь смиренно преклонить колени!»

Еще полвека назад среди самых благородных и уважаемых обществом профессий учительство занимало одно из первых мест. Советские школьники все как один мечтали стать космонавтами, врачами, инженерами, учителями….. Эти профессии всегда оставались престижными. Даже несмотря на скромное финансирование.

Однако уже на рубеже века смена политического строя сменила и взгляды. Приоритеты сместились в пользу глянца, пафоса и возможности быстрого наращивания материального благосостояния. В настоящее время среди некоторых СМИ активно пропагандируется идея незаконного учительского обогащения за счет родительских средств, идеи взяточничества. За примерами далеко ходить не надо: комедийный сериал «Наша Раша» и учительница начальных классов Снежанна Денисовна - яркое тому доказательство. В почете банкиры, финансовые директора, креативные продюсеры и менеджеры, менеджеры, менеджеры….

А что думают о профессии учителя нынешние школьники? Какой она видится тем, кому уже завтра формировать общественные вкусы и модные пристрастия. В октябре 2014 года на базе школы Советского района №166

г. о. Самары мной был проведен педагогический эксперимент. На уроке русского языка в пятом классе «Г» в рамках отработки темы «Типы речи» ученикам было предложено написать сочинение-рассуждение о том, какой им видится профессия учителя. В качестве вспомогательных вопросов звучали три тезиса, которые ученикам было нужно либо доказать, либо опровергнуть:

- В чем сложность профессии учителя?

- Совместимы ли понятия учитель и взятка?

- Различаются ли, на ваш взгляд, учителя, которые учили ваших родителей, и современные школьные педагоги?

Результаты опроса были весьма любопытны. Со всей детской непосредственностью ребята с удовольствием поделились своим видением вопроса. Оказывается, абсолютное большинство класса искренне считает профессию учителя сложной. А вот аргументы, которые приводят учащиеся, наверняка заставят вас кое-где улыбнуться.

Козлов Олег считает, что трудность заключена в том, что нужно носить домой для проверки полные сумки с ученическими тетрадями: «Профессия у учителей тяжелая. Они весь день находятся в школе, едят в ней, потом уходят домой с тяжелыми сумками, а в них - тетрадки». Богатиков Максим убежден, что педагогам тяжело организовывать экскурсии, закупать билеты, проводить беседы на родительских собраниях и при этом оставаться позитивным уравновешенным человеком. «Однако при всем этом у нее всегда хорошее настроение, а если делает замечание, то всегда справедливо», - полагает ученик. Лавриненко Полина также отдает должное учителям: «Педагогу надо не только научить ребенка, передать свои знания, но и сделать это в такой форме, чтобы было понятно каждому».

Малышенко Алина посочувствовала необходимости тратить все свое личное время на школьные дела. «Учителя не успевают даже проводить время со своей семьей, потому что проверяют наши работы, а мы подводим их тем, что пишем на «двойки» и «тройки». Мы должны учителей уважать!»

Небезынтересен тот факт, что ученики отвергают саму идею учительского взяточничества. «Учителя собирают деньги ради нас, а эти деньги вкладывают на билеты в театр или ремонт класса», - считает Лукьянова Виктория. Единогласна с Викторией и Саркисян Милена: «Учителя собирают деньги на экскурсии, а не для себя на продукты, ведь если класс пойдет в цирк, то у педагога просто не хватит денег рассчитаться за нас всех!» Интересно интерпретирует тему незаконного обогащения Агададашев Максим: «Например, ученик получил «двойку», а потом педагог подходит и предлагает поставить за пятьсот рублей четверку. Но такое, мне кажется, только в институтах, в школе все учителя порядочные, в нашей - точно все!»

Григорян Роберт также убежден в учительской неподкупности: «Кто не берет взятки, тех уважают. А я знаю, что мои учителя самые умные, честные и порядочные люди»! А вот Антюхина Мария даже заклеймила позором тех, кто допускает саму мысль о взятках в среде учителей: «Я знаю, что часто по телевизору обыгрываются ситуации про нечестных педагогов. Это, на мой взгляд, нарушение вежливости и издевательство. Так поступать нельзя, это противозаконно. Люди 21 века хуже относятся к учителям, чем раньше».

Единогласны в своих суждениях Богданова Анна и Никульшина Лера, которые просто и бесхитростно призывают относиться с уважением к своим любимым учителям. «Учителя - самые добрые и справедливые люди на Земле. Мы их должны беречь и уважать», - полагают девочки. Закончить обзор школьных сочинений мне хочется словами своего ученика Кирина Артема, который сформулировал свой девиз: «Не верьте тем, кто обливает грязью учителей. Если вы прочитали в газете, как какой-то педагог взял деньги для себя, не верьте. Не всегда это может быть правдой!»

Обзор школьных сочинений-рассуждений пятиклассников представлен учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ № 166 им. А. А. Микулина г. о. Самара Гейда Е. А.

© 2010-2022