- Преподавателю
- Классному руководителю
- Рабочая программа Основы выбора профессии
Рабочая программа Основы выбора профессии
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бочарова А.О. |
Дата | 21.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Программа профориентационного курса ориентирована на учащихся 9-х классов. Программа рассчитана на 34 часа и предусматривает изучение основ выбора профессий, формирование профессиональных планов в выбранной деятельности, самоподготовку к ней и развитие профессионально важных качеств.
Цель курса:
Содействовать самоопределению учащихся 9-х классов относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения в профильной школе или в системе начального или среднего профессионального образования.
Задачи курса:
Способствовать профессиональному самоопределению учащихся в процессе получения знаний о мире профессионального труда, о себе и их соотнесения с профессионально важными качествами;
Помочь учащимся оценить свои склонности и способности с точки зрения образовательной перспективы;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в профильном обучении, а затем и в будущей профессии;
Ознакомление со специальной профессиональной деятельностью и новыми формами организации труда в условиях безработицы и конкуренции на рынке труда.
Изучение курса предполагает активное участие школьников в подготовке и проведении занятий, насыщение уроков и домашних занятий различными упражнениями и заданиями для самостоятельной работы, раздаточным дидактическим материалом.
Учащиеся должны знать:
Значение профессионального самоопределения и требования к составлению профессионального личного плана;
Правила выбора профессии;
Понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психических ресурсах личности в связи с выбором профиля обучения и профессии;
Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
Значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
О смысле и значении труда в жизни человека и общества;
О современных формах и методах организации труда;
О предпринимательстве;
О рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
Соотносить свои индивидуальные особенности с выбором профиля обучения и требованиями конкретной профессии;
Составлять профессиональный личный план и мобильно изменять его; Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Основное содержание
Раздел І. Образ «Я» и выбор профессии - 13 часов.
1.1 Внутренний мир человека и система представлений о себе ~ 3 часа. Понятие о личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных особенностей, методы изучения личности. Образ «Я» как система представлений о себе. Структура образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Влияние представлений о себе на правильный выбор профессии.
1.2 Секреты выбора профессии - 6 ч.
Правила выбора профессии «хочу» - «могу» - «надо». Типичные ошибки при выборе профессии. Общие понятия о профессии, специальности, должности. Склонности и интересы в профессиональном выборе. Потребности и мотивы как условие активности личности. Индивидуальные интересы. Профессиональные намерения. Возможности личности в профессиональной деятельности. Активная роль личности при выборе профессии.
1.3 Учёт психических особенностей в профессиональном становлении
личности -2ч.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в профессиональном становлении личности. Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Волевые качества личности.
1.4 Интеллектуальные способности и успешность профессионального
труда - 2ч.
Способность к запоминанию. Общее представление о памяти. Виды памяти, условия развития памяти. Способность быть внимательным. Общее представление о внимании. Виды внимания. Основные свойства внимания (объём, устойчивость, распределение, избирательность). Мышление. Мыслительные способности в профессиональной деятельности.
Раздел ІІ. Мир профессий и труда - 21час.
2.1 Профессиональная пригодность - 2ч.
Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Тесты Холланда.
2.2 Здоровье и выбор профессии - 2 ч.
Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека.
2.3 Многообразие мира профессий - 4ч.
Труд как потребность человеческой жизни. Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Социальные проблемы труда. Разделение труда. Содержание и характер труда. Социально-профессиональная мобильность - качество современного работника.
2.4 Анализ профессий - 6ч.
Предмет, цели и средства труда в профессиональной деятельности. Условия профессионального труда. Классификация профессий по Климову. Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Профессиограммы. Формула профессии.
2.5 Рынок труда и его требования к профессионалу - 2ч.
Структурная перестройка экономики. Менеджмент и маркетинг. Предпринимательство. Основные принципы формирования рынка труда. Безработица.
2.6 Основные стратегии выбора профессиональной карьеры с учётом
типа и профиля учебных заведений -З ч.
Пути получения профессии. Система профессионально - технического образования. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений, условия приёма и обучения студентов. Понятие о профессиональной карьере.
2.7 Профессиональная проба -2ч.
Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности (ОПГ).
контрольных работ соответствующего или близкого вида.
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
І. Образ «Я» и выбор профессии
13
1
Смысл и цель в жизни человека
2
Внутренний мир человека
3
Система представлений о себе
4
Правила выбора профессии
5
Ошибки при выборе профессии
6
Профессиональные интересы
7
Профессиональные склонности, способности
8
Профессиональные намерения
9
Самовоспитание и выбор профессии
10
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
11
Значение темперамента в профессиональном самоопределении
12
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
13
Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении
II Мир профессий и труда
21
14
Профессиональный план
15
Профессиональная пригодность
16
Здоровье и профессия
17
Характеристики здоровья человека
18
Труд как потребность человеческой жизни
19
Социальные проблемы труда
20
Знакомство с профессиями района
21
Сознательность и самостоятельность выбора профессии
22
Общий обзор классификации
23
Типы профессий
24
Классы профессий
25
Отделы и группы профессий
26
Профессиограмма профессий
27
Формула профессии
28
Понятия «менеджмент» и «маркетинг»
29
Рынок труда и безработица
30
Пути получения профессии
31
Знакомства с учебными заведениями Крыма
32
Навыки самопрезентации
33
Профессиональная проба
34
Уточнение профессиональных интересов
Итого
34
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Название темы
Кол-во часов
Дата по плану
Дата по факту
І. Образ «Я» и выбор профессии
13
1
Смысл и цель в жизни человека
1
2
Внутренний мир человека
1
3
Система представлений о себе
1
4
Правила выбора профессии
1
5
Ошибки при выборе профессии
1
6
Профессиональные интересы
1
7
Профессиональные склонности, способности
1
8
Профессиональные намерения
1
9
Самовоспитание и выбор профессии
1
10
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности
1
11
Значение темперамента в профессиональном самоопределении
1
12
Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении
1
13
Роль внимания и мышления в профессиональном самоопределении
1
II Мир профессий и труда
21
14
Профессиональный план
1
15
Профессиональная пригодность
1
16
Здоровье и профессия
1
17
Характеристики здоровья человека
1
18
Труд как потребность человеческой жизни
1
19
Социальные проблемы труда
1
20
Знакомство с профессиями района
1
21
Сознательность и самостоятельность выбора профессии
1
22
Общий обзор классификации
1
23
Типы профессий
1
24
Классы профессий
1
25
Отделы и группы профессий
1
26
Профессиограмма профессий
1
27
Формула профессии
1
28
Понятия «менеджмент» и «маркетинг»
1
29
Рынок труда и безработица
1
30
Пути получения профессии
1
31
Знакомства с учебными заведениями Крыма
1
32
Навыки самопрезентации
1
33
Профессиональная проба
1
34
Уточнение профессиональных интересов
1
Итого
34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Печатные пособия:
- анкеты, опросники.
Технические средства:
-компьютер, проектор.
Интернет-ресурсы:
planetaedu.ru - помощь школьникам в выборе образовательного учреждения профессионального образования.
edunews.ru - информация для школьников и абитуриентов по определению профессионального маршрута.
gdeuchitsa.ru - справочно-информационные материалы об учебных заведениях всех уровней образования.
proforientator.ru - профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для школьников).
proekt-pro.ru - консультации, бизнес-игры, путешествия на предприятия и др. материалы по профессиональной ориентации школьников 13-16 лет.
Список литературы
1. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и . - М., 2008
2. Путевка в жизнь. В.Н. Аверкин ,О.М. Зайченко. Учебно- справочное пособие общеобразовательных учреждений.М « Просвещение» 2005
-
Климов Е.А. Как выбрать профессию. - М., 1990
-
Пряжников Н.С. «Профориентация в школе и колледже» - М. «ВАКО», 2008
-
Павлова Т.В. «Профориентация старшеклассников» - М. «Сфера», 2005
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения. Опросники (8-11 классы) - М., 2005
Интернет-ресурсы:
planetaedu.ru - помощь школьникам в выборе образовательного учреждения профессионального образования.
edunews.ru - информация для школьников и абитуриентов по определению профессионального маршрута.
gdeuchitsa.ru - справочно-информационные материалы об учебных заведениях всех уровней образования.
proforientator.ru - профессиональная помощь в выборе и принятии жизненно важных решений (для школьников).
proekt-pro.ru - консультации, бизнес-игры, путешествия на предприятия и др. материалы по профессиональной ориентации школьников 13-16 лет.