- Преподавателю
- Классному руководителю
- Классный час для 5-11 классов Интеллектуальная одарённость школьников
Классный час для 5-11 классов Интеллектуальная одарённость школьников
Раздел | Классному руководителю |
Класс | 11 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Шипелёва Е.В. |
Дата | 05.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Интеллектуальная одарённость школьников
Ещё в 5 веке до нашей эры Конфуций размышлял об одарённых детях и предлагал отбирать и развивать их интенсивно. Их обучали при дворе правителя, развивая в них творческую фантазию, способность к написанию стихов и романов, у них была безошибочная память и чрезвычайно логичное мышление.
Интеллект - мыслительная способность человека, умственная одарённость.
Эрудиция - начитанность, учёность, просвещённость, широкая осведомленность, глубокие познания в какой-либо области или во многих областях.
Эрудиция - пыль, вытряхнутая из книги в пустой череп. (Амброз Бирс)
Одарённость - совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности - сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.
Виды одаренности
- научно-техническая интеллектуальная
- овладение языками академических достижений
- спортивная творческого или продуктивного мышления
- связанная с искусством общения и лидерства
- управление личностями художественной деятельности
психомоторной
? Был ли бы Бах великим музыкантом, если бы его отец был художником?
Двоюродный брат Чарльза Дарвина, Фрэнсис Гальтон, который в 4 года умел читать по-английски, по-французски, знал наизусть все латинские существительные, прилагательные и переходные глаголы, умел умножать любые числа на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, исследовал 997 выдающихся людей из 3000 семей и пришёл к выводу, что на каждые 10 знаменитых людей приходится 3 или 4 выдающихся отца, 4 или 5 выдающихся братьев, 5 или 6 выдающихся сыновей. Далее он заключал, что «одаренные люди настолько же выше посредственности, насколько идиоты ниже нее». И если IQ среднего человека принять за 100, то полный идиот имеет 0, а гений 200. Средних людей (по Гальтону) больше всего, гении и полные идиоты встречаются редко.
Мысли в подарок
- Почему когда мы старше, у нас сильнее ум, а когда моложе, мы легче учимся? (т.е. интеллект с возрастом становится иным) - Аристотель.
- Жаден разум человеческий. Он не может ни остановиться, ни пребывать в покое, а порывается все дальше - Пьер Бомарше.
- Гений есть не что иное, как дар огромного терпения - Жорж Луи Бюффон.
- Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни мыслящим существом, ни просто человеком - Дидро
- Гений - это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, рисовать то, что не имеет формы- Жозеф Жубер.
- Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый легкий и путь опыта - это путь самый горький - Конфуций.
- К старости недостатки ума становятся все заметнее, как и недостатки внешности - Франсуа де Ларошфуко.
- Век живи, век учись! И ты наконец достигнешь того, что, подобно мудрецу будешь иметь право сказать, что ничего не знаешь - Козьма Прутков.
- Уча других, мы учимся сами - Луций Сенека.
- Гений - один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота - Томас Эдисон.
- А ведь, казалось бы, что может быть вместительней пустых голов - Станислав Лец.
Интеллектуальный тип одарённости.
Ребята этого типа одаренности умудряются самостоятельно углубить и расширить знания в интересующей их области и философски осмыслить прочитанное. Однако интерес к одной сфере деятельности и безразличие к другим порой приводит в тому, что дети блестяще успевают по одним предметам и спокойно получают двойки по другим. Но именно они-потенциальные светила науки, генераторы идей способные совершить значимое открытие.
Нельзя полно оценить умственный потенциал ребёнка, не учитывая его личностные черты - направленность устремлений, особенностей воли и других черт характера.
Мотивационные моменты поведения ребёнка с признаками одарённости
-
Повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной деятельности (знакам, звукам, цвету, технике и т.д.), либо к определенным формам активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.
-
Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело и, как следствие, поразительное упорство и трудолюбие.
-
Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.
-
Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.
-
Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.
Одаренные дети стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, они задают множество вопросов, урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. Они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, умеют быстро выделить значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации. Больше, чем другие, они заинтересованы в самостоятельном получении знаний.
В сравнении со сверстниками они лучше раскрывают отношения между явлениями и сущностью, думают индуктивно и дедуктивно, манипулируют логическими операциями, систематизируют, классифицируют и обобщают.
Для них характерны: интерес к умственной деятельности, компетентность, несвойственная возрасту, пытливость ума, разносторонние интересы, хорошая память, богатая фантазия, воображение, изобретательность, пристрастие к играм, имеющим сложные правила и требующим сконцентрированного внимания; а также умение самостоятельно работать, хорошее владение языком, обширный словарный запас и большая работоспособность.
Виды интеллектуально-познавательных процессов
-
Виды восприятия: восприятие величины, формы, цвета, времени, пространства, движения. Задание на развитие восприятия: определить, сколько раз встречается в 100-клеточной таблице та или иная буква, цифра или знак.
-
4
3
2
6
+
8
1
1
!
1
3
8
9
1
7
1
2
1
1
2
2
+
!
2
3
=
7
9
2
3
4
!
2
3
5
4
!
+
2
х
5
1
4
9
х
2
+
5
х
=
+
3
х
4
+
3
6
4
=
7
2
!
2
=
5
=
5
х
4
6
5
х
7
!
3
=
5
3
4
8
6
2
5
6
4
8
3
=
+
7
=
1
х
=
1
=
1
8
х
х
2.Задания на развитие внимания
Найди ошибку в тексте, найди различия между двумя картинками, запомни порядок расположения предметов; и также используют методику Мюнстерберга: среди буквенного текста из 10 строчек за 2 минуты выделить слова, например:
Проолллллддслонгпрьиаенрракигшеуыоьжтеориямэдраячиьлртмфактоьшкуыячмдругит
3.Задания на развитие мышления
Выдели главное, сравни, обобщи, классифицируй, исключи лишнее.
Методика «Логическое мышление»
Все прямоугольники - четырехугольники. Трапеция - не прямоугольник. Следовательно, трапеция - не четырехугольник?
Способность выделять существенное
Предлагается ряд слов, в котором пять слов даются в скобках, а одно - перед ними. За 20 секунд следует исключить из скобок, т. е. выделить, 2 слова, которые являются наиболее существенными для слова перед скобками.
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода) \ берег, вода.
4.Задания на развитие памяти (зрительной, слуховой)
Даётся набор слов: вагон, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок. Нужно воспроизвести по памяти с одного предъявления не менее 6 слов.
Воспроизвести по памяти 10 трёхзначных чисел.
Кто больше напишет по памяти за 1 минуту больше добрых слов.
Игра в города.
Перескажи текст.
Записать как можно больше слов за две минуты, относящихся к теме: музыка (для математиков), математика (для гуманитариев). Если в 8-9 лет учащиеся по теме «музыка» воспроизводят в среднем 7 слов, то в 15 лет - уже 37 слов.