- Преподавателю
- Классному руководителю
- ДУХОВНО-НРАВСТЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦЕИСТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТИЕ
ДУХОВНО-НРАВСТЕНОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЦЕИСТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТИЕ
Раздел | Классному руководителю |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Андреева Е.И. |
Дата | 18.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей им. С.Н. Булгакова» г. Ливны
Духовно-нравственное воспитание учащихся в подростковом возрасте.
Классный руководитель 8 б класса: Андреева Елена Ивановна
Духовно-нравственное воспитание учащихся в подростковом возрасте.
Подрастающее поколение на современном этапе переживает «духовный кризис», обусловленный деструктивными явлениями, происходящими в политической, экономической и социальной сферах.
Среди причин деструкции, происходящей в молодежной среде, исследователи отмечают такие моменты, как:
• становление демократического общества происходит стихийно, без ориентации на ценностные приоритеты, неуправляемость этих процессов может повлечь за собой тяжелые последствия;
• в массовом сознании молодежи сформировались ценностные ориентации, различающиеся по направленности;
• отсутствие возможностей реализации ценностных ориентаций приводит к дезинтеграции духовных образований молодежи;
• усилившееся рассогласование систем воспитания и образования ведет к сочетанию противоположных ценностей и тенденций в общественном сознании;
• ослабевает роль семьи и школы в процессе воспитания;
смена ценностей, как правило, не учитывается теми, кто занимается воспитанием подростков, они не владеют необходимыми на данный момент формами и методами воспитания;
• образование все в большей степени приобретает прагматический оттенок;
• в современной молодежной среде отмечается рост индивидуализма и кризис коллективизма.
Поэтому, как никогда, сегодня актуальна проблема духовно-нравственного возрождения подрастающего поколения.
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности.
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности - сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четы ре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.
Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее - влияние личности педагога, богатство его духовного мира.
Реализацию профессиональных умений характеризуют следующие показатели: насыщение педагогического процесса духовно-нравственным содержанием; разнообразие средств и приемов педагогического воздействия; использование возникающих проблемных ситуаций в целях духовно-нравственного воспитания обучающихся; подкрепление воспитательных воздействий моральными стимулами.
Личностными качествами, необходимыми для эффективного осуществления процесса духовно-нравственного воспитания, являются:
морально-волевые качества: целеустремленность в осуществлении задач духовно-нравственного воспитания, твердость в убеждениях и умение их отстаивать в любых ситуациях, настойчивость и последовательность в требованиях, справедливость, рассудительность, спокойствие и самообладание как проявление устойчивости нравственного поведения в экстремальных ситуациях;
эмоционально-нравственные качества: чуткость, эмоциональная отзывчивость, педагогический такт, терпеливость, адекватность внешних проявлений нравственной ситуации и внутриличностным ориентирам, живость и энергичность, приветливость, достоинство;
мировоззренческие качества: любовь к детям, патриотизм, гуманизм.
В своей воспитательной программе «Семейный родник» одним из главных направлений является духовно-нравственное воспитание учащихся. Целью данного направления является формирование личности, ответственной за свою судьбу, судьбу своей страны, гражданина и патриота.
В учебно - воспитательной деятельности стремлюсь к формированию у обучающихся следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Учителя в тесном союзе с общественностью работают над приобщением учащихся к православно-христианским принципам любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества. Духовно-нравственное воспитание в моем классе осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, основы православной культуры, внеклассных мероприятий проводимых для учащихся начальных классов: «Дорога к храму», классные часы, работу музеев боевой славы и православной культуры.
В 2011-2012 учебном году принимали активное участие в подготовке и проведении мероприятий для воскресной школы Сергеевского кафедрального собора.
Большой популярностью в классе пользуются экскурсии по святым местам, благодаря которым учащиеся побывали в Сергиевском кафедральном соборе. Георгиевском храме.
В основе духовно-нравственного воспитания в нашем классе лежит удовлетворение потребности каждого ученика в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.
Таким образом, наше образовательное учреждение, выполняя задачи по духовно-нравственному воспитанию, готовит активных выпускников, имеющих стойкую жизненную позицию, способных к созиданию, обладающих высокими нравственными ценностями.
Свое размышление о воспитании детей хотелось бы мне закончить высказыванием Ш. А. Амонашвили: «Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, наконец, жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом». Я верю, что мои ученики вырастут хорошими людьми, сумеют правильно определить свой путь в жизни, и скромно горжусь, что и моя толика труда в этом есть. Пусть малая часть моей любви задержалась в душе ребенка, но она заронила частичку добра, справедливости, мудрой жизненной стойкости.
Литература
-
Данилюк, А. Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М. : Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения).
-
Никандров, Н. Д. Духовные ценности и воспитание в современной России Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 3 -12.
-
Логинова, Н. В. Реализация программы духовно - нравственного воспитания как основа формирования культуры и ценностных ориентаций школьников. Профильная школа. - 2011. - № 5. - С. 60 - 63.
-
Емельянова, И. Е. Развитие духовно - творческого потенциала ребенка как фактор самореализации в социуме