Классный час «Я+ТЫ=МЫ»

Учить ребенка навыкам успешной социальной адаптации, на наш взгляд, – наиболее важная задача педагога, классного руководителя. Каждому наставнику хочется видеть в будущем своих воспитанников людьми, которые реализовались в жизни, нашли в ней своё место, смогли приобрести любимую профессию, создать крепкую семью. Путь этот долог и нелегок. И тем успешнее будет этот путь, чем раньше начать помогать учащимся приобретать навыки положительного общения с окружающими, умения жить среди людей. В наше в...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

V городской фестиваль педагогического мастерства

«От призвания к признанию - 2014»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 46» г.Воронежа



Воспитательный проект

«Я +Ты = Мы»





Выполнила: классный руководитель 6-б класса

МБОУ СОШ № 46 г.Воронежа

Луценко Елена Ивановна

Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Учить ребенка навыкам успешной социальной адаптации, на наш взгляд, - наиболее важная задача педагога, классного руководителя. Каждому наставнику хочется видеть в будущем своих воспитанников людьми, которые реализовались в жизни, нашли в ней своё место, смогли приобрести любимую профессию, создать крепкую семью. Путь этот долог и нелегок. И тем успешнее будет этот путь, чем раньше начать помогать учащимся приобретать навыки положительного общения с окружающими, умения жить среди людей.

В наше время это очень актуальная проблема, т.к. в век развитых информационных технологий незаметно утрачиваются навыки живого человеческого общения. Задача школы в том, чтобы из ее стен вышли воспитанники не только с определенным багажом знаний, умений и навыков, но люди самостоятельные, обладающие умением строить коммуникативные отношения с окружающими людьми, толерантностью как основой своей жизненной позиции.

Цель проекта :

Создание благоприятного психологического климата, преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков

Задачи проекта:

1.Познакомить учащихся с общими принципами, на которых основаны межличностные взаимодействия

2.Развивать социальную восприимчивость, навыки взаимопонимания между людьми.

3.Расширить знания о таких понятиях как вежливость, этикет, хорошие манеры, чувство такта, этические нормы, взаимопонимание.

4.Создать условия для оценки себя в коллективе, себя среди людей.

Указанный проект создан как один из цикла проектов по воспитательной подпрограмме «Особенности успешной социальной адаптации школьников».

Большое внимание при воплощении проектов подобной направленности уделяется формированию у ребенка умений комфортно чувствовать себя в любом информационном поле, уметь строить бесконфликтные уважительные отношения как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми, развитию таких качеств личности как «порядочность, доброжелательность, гражданственность, толерантность, воспитанность, коммуникабельность».

Участники проекта: ученики 5-б класса, классный руководитель, педагог -психолог, социальный педагог, родители

Сроки: 2 года

Форма реализации проекта: коллективная, закрытая

Защита проекта: классные часы, посвященные получению навыков бесконфликтного общения: «Я+Ты = Мы»

Предполагаемый результат: формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.

Информационное сопровождение проекта: информационное сопровождение

детей, родителей; взаимное информирование администрации школы, педагога-психолога, социального педагога, классного руководителя и учителей- предметников, работающих в классе

Этапы проекта:

1.Предварительный этап - психолого-педагогическое исследование классного коллектива

2. Основной этап - проведение классного час «Я +Ты =Мы» (планируется 2 классных часа, по одному на каждый учебный год реализации проекта)

3. Рефлексия

Предварительный этап

В ходе предварительного этапа подготовки проекта классный руководитель с помощью учителей - предметников, работающих в классе, педагога-психолога, социального педагога, администрации школы знакомится с особенностями своего классного коллектива, используя различные методы исследования («Портрет моего класса», «Дом, в котором мы бы жили…», Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф.Фидлеру), «Социометрическое исследование классного коллектива», тестирование коллектива по А.Н.Лутошкину, анкетирование детей, родителей и т.п.

Были получены следующие результаты:

Характеристика аудитории

Классный коллектив составляют подростки 10-12 лет.

Семьи воспитанников отличаются по уровню благосостояния, возрасту родителей и характеру взаимоотношений в семье, 47% учащихся класса составляют дети из неполных семей.

В классном коллективе выделяется 5 микрогрупп, сформированных по половому признаку.

Одна из микрогрупп -замкнутая, самодостаточная микрогруппа, остальные - открытые микрогруппы.

4 группировки имеют лидера, пятая группировка лидера не имеет, 2 человека существуют вне групп.

Можно назвать 4 лидеров в классе, которые являются лидерами группировок

Коэффициент взаимоотрицаний - 0,169

Экспансивность класса - 0,582

Сплоченность класса -0,621

Межличностная совместимость класса-0,634

В целом - средний уровень развития коллектива

«Мягкая глина» (по А.Н. Лутошкину)

Кроме того, таблицы «Социальный состав семей», «Матрица социометрического исследования класса» см. в Приложении

Вывод:

Воспитательная деятельность в этом классе должна быть направлена на дальнейшее сплочение классного коллектива, создание дружелюбной атмосферы в классе, овладение нормами бесконфликтного общения, умения находить общий язык с собеседником.

Предварительное задание детям

1.Найти толкование слов: вежливость, этикет, хорошие манеры, этические нормы, взаимопонимание, такт, тактичный человек.

2.Подготовить плакаты с высказываниями известных людей, пословицами, поговорками по теме «Как правильно общаться с другими людьми»

Основной этап

Классный час «Я + Ты = Мы»

Структура классного часа:

1 - вводная беседа учителя - создание мотивации

2 - психологический тренинг

3 - мозговой штурм.

4 - практикум (решение психологических задач)

5 - рефлексия. Учащиеся актуализируют полученные знания

Форма проведения: смешанная (игра + тренинг)

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, альбомные листы, салфетки, ножницы, фломастеры, плакаты с высказываниями известных людей, пословицами, поговорками по теме «Как правильно общаться с другими людьми», подносы, пилотки, фуражка с летной символикой, мел, школьная доска, бумажные шаблоны с изображением следа ноги

Звуковые файлы : звук взлетающего самолета, позывные к игре «Что? Где? Когда?»

Ход проведения классного часа:


  1. этап. Классный руководитель (вводная беседа):

Каждый из нас живет в кругу друзей, приятелей, знакомых и незнакомых людей. Мы общаемся с разными людьми. Сегодня мы будем говорить о том, как находить общий язык с другими людьми. В первую очередь с теми, кто окружает нас в школе: с учителями, одноклассниками, школьниками других классов, администрацией школы. Если человек не похож на нас, как с ним общаться, какие трудности в общении с ним мы испытываем и как их преодолевать? Или, может быть, лучше общаться только с теми, кто близок нам по духу? Ответить на этот и многие другие вопросы поможет наш классный час. Надеюсь, что в ходе классного часа вы приобретете необходимые этические навыки в общении, что окажется впоследствие на улучшении межличностных отношений в нашем классе. Но сначала давайте обсудим полученное домашнее задание.

Обсуждение задания: комментирование подобранных высказываний.

Классный руководитель: Итогом сегодняшнего классного часа станут правила, которые мы выберем для себя сами. Это будут наши «Нормы общения». На протяжении всего классного часа мы будем добавлять в этот список нужные нам пункты. Какое бы первое правило вы сформулировали, обсудив высказывания знаменитых людей?

Правило записывается на доске

2 этап. Классный руководитель (или др. участник классного часа, одетый в летную форму, либо имеющий ее элемент-фуражку, пилотку):

Уважаемые пассажиры. Наш самолет выполняет рейс по маршруту: ДЕТСТВО - ВЗРОСЛАЯ ЖИЗНЬ. Время в пути -7 лет. Температура за бортом - благоприятная. Атмосфера в салоне самолета -дружелюбная! В течении пути мы будем производить посадку в конце каждого учебного года. Чтобы пассажиры не скучали, во время путешествия будут работать различные салоны. Помогать в их проведении будут наши стюардессы

(выходят 2 девочки в летной форме. На протяжении всего классного часа они разносят «пассажирам» необходимые предметы). Счастливого пути!

Звук взлетающего самолета

Классный руководитель: Легко сформулировать правила общения. Но как научиться им следовать? Поможет нам в этом наш сегодняшний психологический тренинг. Позвольте пригласить вас в салон «Разбуди в себе личность»

Психолог школы разъясняет правила проведения тренинга, затем проводит упражнения

Правила психологического тренинга:

1. Внимательно слушать друг друга.

2. Не перебивать говорящего

3. Уважать мнение друг друга

4. Я - высказывание

5. Безоценочность суждений

6. Активность

7. Правило «стоп»

8. Конфиденциальность

Примерные упражнения:

Упражнение. «Салфетка»

Каждому дается салфетка, которая сложена несколько раз. Психолог дает команды:

Оторвать правый угол, затем нижний левый и т.д. Затем салфетка разворачивается.

Нужно постараться найти одинаковые салфетки. Их нет.

Психологический смысл упражнения - подвести детей к мысли, что все мы разные

и салфетки разные, но мы все живем в мире и согласии.

Упражнение «Поменяйтесь местами»

Участники сидят на стульях в кругу. Водящий выходит на середину круга и говорит фразу: - «Поменяйтесь местами» те, кто... (умеет жарить яичницу)». В конце называется какой-либо признак или умение. Задача тех, кто обладает данным умением или признаком поменяться местами. Задача ведущего - успеть сесть на любое освободившееся место. Тот, кто не успел сесть, становится новым водящим.

Психологический смысл упражнения - создание условий для того, чтобы лучше узнать друг друга, понять, как много общего, повысить заинтересованность участников друг другом.

Упражнение ««Хорошие и плохие поступки»

Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается

лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды -

написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя

больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков,

написать как можно больше поступков, написать как можно больше поступков,

По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками

соответствующих поступков.

  1. этап. Классный руководитель: Поблагодарим нашего психолога за интересный тренинг. А теперь я хочу пригласить вас в салон

«Что? Где? Когда?» Согласитесь, каждый из нас мечтал, хотя бы однажды

побывать на месте знатоков. Сейчас эта мечта исполнится.

Звучат позывные к игре «Что? Где? Когда?»

Уважаемые знатоки! Какие качества личности помогли сделать наш тренинг интересным? Минута на размышление!

На доске записывается ответ знатоков

4 этап. Классный руководитель: Большое спасибо знатокам. А я вас приглашаю в «Литературный салон». Всем известно, что у каждого здорового человека есть пять чувств - зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. С их помощью человек входит в контакт с миром. Но есть шестое чувство, которое помогает находить контакт с людьми. Оно, к сожалению, от рождения дано не всем, и его приходиться в себе воспитывать.

Что это за таинственное шестое чувство?

Давайте определим сами.

Проверь, есть ли у тебя шестое чувств?

Подготовленные ученики инсценируют рассказы (читают по ролям)

1.ПРОВЕРКА «ПОПУГАЕМ»

Ира пришла в гости к подруге Тане. В клетке сидела замечательная Яркая птица - любимый Танин попугай.

- Ничего себе птичка. Симпатичная,- сказала Ира, - у меня почти такая же была. Только сдохла. Они долго не живут. Нежные очень.

Таня погрустнела и надулась. Ира уже не могла ее развеселить.

Подумай: какую оплошность допустила Ира? Как бы ты вел себя на ее месте2.

2.ДАВАЙ-ДАВАЙ, РАССКАЗЫВАЙ!

За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

-Чего это у тебя глаза на мокром месте?- громко закричала Катя.

-Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай!- подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы?- закричали все. Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

В чем была их ошибка? Что бы ты сделал?

3.ЧЕПУХА, А НЕ ИГРА

Папа подарил на день рождения Денису диск с новой компьютерной игрой. Он показал его своему приятелю Мишу и радостно сообщил:

- Вот какая игра. Интересная. Тебе правится?

- Да я уже сто раз ее прошел! Ерунда, а не игра! Для мелких!-захохотал Слава.- Что в ней такого особенного? Эх, ты! И твой отец хорош - в играх не разбирается! Чепуха, а не игра! Вот хочешь, я тебе покажу мои игры?

Но Вова не захотел. И потом еще три дня со Славой не разговаривал...

Как ты думаешь, почему?

Обсуждение.

Итак, у героев этих маленьких рассказиков нет шестого чувства. А есть ли оно у тебя? Обижался ли ты когда-нибудь? Обижал ли других? Как это получалось? Что же это за чувство, которое помогает быть обходительным и не обижать никого?

Ваши мнения. Какое это чувство?

- Что такое такт?

- Тактичный человек - это…?

Шестое чувство - чувство такта.

Как вы считаете, нужно ли это чувство для успешного общения. Почему?

Важно помнить одну вещь: если можно механически заучить правила общения, и они будут хорошей привычкой, то такт требует большего. Чувство такта можно развить- для этого необходимо как можно чаще ставить себя на место другого человека. Тактичный человек старается предотвратить ситуации, создающие неловкость. Чувство такта предполагает понимание человеком всего, что может причинить другому боль или доставить радость.

Всем нам очень важно не только знать, где я как себя вести, но и быть тактичными и терпимыми по отношению друг к другу. Это сделает нас добрее, внимательнее, создаст настроение и нам самим, и всем, с кем придется соприкоснуться в жизни.

Такт, чуткость, деликатность - без этого не может быть воспитанности, вежливости. Не может быть правильного общения.

5.Рефлексия

Классный руководитель:

Сегодня мы много говорили о бесконфликтном общении друг с другом.

Что интересного вы узнали? Как вы считаете, пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Готовы ли вы сформулировать нормы общения, которые бы мы могли попытаться соблюдать все вместе.

Составляются нормы общения. (Например, такие)

Нормы общения

1.Уметь слушать.
2.Быть отзывчивым.
3.Помогать другим.
4.Быть вежливым.
5.Быть добрым.
6.Быть тактичным.
7.Уважать людей.
8.Учиться хорошим манерам.
Классный руководитель: Как вы считаете, кто должен следить за соблюдением этих норм?

Заключение

Классный руководитель: А ты?

Входя в дома любые -

И в серые,

И в голубые,

Входя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звуку клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтоб вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

или

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

(Леонид Мартынов)

Классный руководитель: Какой след каждый из нас оставит в жизни других людей -зависит только от нас. Я приглашаю вас в салон «Сделай сам». У вас в руках шаблон следа ноги человека. Напишите на нем самое главное качество человека, делающее его притягательным для общения. А теперь выложим эти следы друг за другом от доски до двери.

Уважаемые пассажиры! 1этап нашего полета подошел к концу. Уходя из класса, вы пройдете по проложенным вами следам. И пусть на этом пути вам встречаются только (читает написанные качества: добрые, отзывчивые, внимательные и.т.д) люди. Доброго вам пути.







Список литературы :

1.Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: Учеб. Пособие - Краснодар, 2000.

3. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001.

4. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. М., 1998.

5. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: Педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994.

6. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. - СПб., Алетейя, 2000.

7. Киселева Т.Г. Оценивание как показатель уровня педагогического мышления учителя. // Психология педагогического мышления: теория и эксперимент/ Под ред. М.М. Кашапова.- М., ИП РАН, 1998. - С. 92-100.

8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1996.

9.Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. - Л.: Знание, 1985.

10. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. Пособие - Ростов-на-Дону, 2001.

11. Луков В.А. Социальное проектирование: Учеб. Пособие.- 2-е изд., Ин-т молодежи, М., 2000.

12. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2-е изд., перераб. и доп. М. Просвещение 1981г. 208 с.

13. Маркова А.К. Психология труда учителя: кн. для учителя. - М., Просвещение, 1993.

14. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров. - М. :Высшая школа,1995.-207с.

15. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. Под ред. Крыловой Н.Б., М., 1995.

16. Педагогика/ В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. - М., Школа-Пресс, 2000. - 512 с.

17. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности.- М., Горбунок, 1992. - 244 с.

18. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

Приложение

Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
(по А.Ф.Фидлеру)

Методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

Инструкция к тесту

В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ результатов теста

Ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.















© 2010-2022