Классный час на тему Прекрасное

Цели: формирование представления о прекрасном как эстетической ценности; раскрытие сущности понятия. Предварительная подготовка: группы готовят высту пления на темы - прекрасное в природе, прекрасное в музыке и изобразительном искусстве, прекрасное в человеке, прекрасное в жизни, прекрасное в литературе. Ход занятия Учитель. Тема нашего классного часа - «Прекрасное как эс тетическая ценность». У философа Платона есть диалог «Федр», заканчивающийся молитвой, которую придумал для себя Сокр...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРЕКРАСНОЕ


Цели: формирование представления о прекрасном как эстети ческой ценности; раскрытие сущности понятия.

Предварительная подготовка: группы готовят высту пления на темы - прекрасное в природе, прекрасное в музыке и изобразительном искусстве, прекрасное в человеке, прекрасное в жизни, прекрасное в литературе.

Ход занятия

Учитель. Тема нашего классного часа - «Прекрасное как эс тетическая ценность».

У философа Платона есть диалог «Федр», заканчивающийся молитвой, которую придумал для себя Сократ и которую он сам и читает: «Любезный Пан и прочие здешние боги! Дайте мне стать прекрасным в моем внутреннем мире, все же, что я имею извне, да будет дружественно тому, что у меня внутри».

Это в своем роде замечательные слова, и их основной темой и содержанием является прекрасное.

Прекрасное принадлежит к разряду высших человеческих цен ностей. К нему стремится не один Сократ или Платон, но всякий истинный человек, в прекрасном для него самая высокая радость, о нем он мечтает. Стремление к прекрасному - одно из самых харак терных именно человеческих стремлений, Чувство прекрасного лежит в самих основах человека.

Почему прекрасное выделяют в качестве ценности?

Что такое прекрасное? Попытайтесь дать определение.

Нам куда легче приводить примеры прекрасного, чем дать точное его определение. Когда мы видим восход или заход солнца в ясную погоду, или звездное южное небо, или далекий морской простор, у нас нет сомнения, что это прекрасно. Для нас, безуслов но, прекрасны и высокожертвенный человеческий поступок, и под вижническая жизнь человека, и предан преданность человека высоким нравственным идеалам. В общем, мы хорошо знаем и понимаем, что такое прекрасное.

Но, может быть, такое строгое законченное определение совсем и не обязательно для прекрасного? Ведь на свете есть немало ве щей, которые реально существуют и играют важную роль в жизни человека, но при этом не поддаются определению с помощью од нозначных логических понятий. Например, любовь. Правда, все мы знаем, что время от времени делаются попытки и для определения любви. Но признаемся, что все такие попытки в лучшем случае вы глядят забавными.

А между тем любовь существует, как говорится, вполне объек тивно, она очень многое значит для человека, и человек достаточно хорошо представляет, что это такое, знает по себе и по своим зна комым все возможные признаки и приметы любви. Было бы ошиб кой сказать, что мы не знаем, что такое любовь, - мы просто не можем дать ей строгое определение.

Прекрасному трудно дать законченное и адекватное определе ние, но его можно характеризовать описательно.

Какие признаки прекрасного можно выделить?

Работа в группах.

Задание. Дайте достаточно полное определение прекрасно му, опираясь на его характерные признаки.

У чите л ь. К чему же конкретно сводятся признаки прекрасного?

Прежде всего, эмоции, которые вызывает прекрасное, всегда носят положительный характер. Прекрасное чаще всего приятно, оно вызывает светлые чувства. Прекрасное доставляет человеку высокое наслаждение. Существует понятие «эстетическое наслаж дение»; это и есть, прежде всего, особенное наслаждение, которое испытывает человек под влиянием прекрасного.

Инсценировка притчи В. А. Сухомлинского «Красота».

Рассказчик. Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны плескалось синее море, с другой - стояли горы. Шли пут ники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горя чим сердцем, другой - человек с холодным сердцем. Человек с го рячим сердцем взглянул на море, и глаза его стали изумленными и ласковыми.

Человек с горячим сердцем. Какое оно сильное, могу чее, вечное море.

Человек с холодным сердцем: Да. Много воды.

Рассказчик. Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза. Человек с горячим сердцем. Смотри, какой прекрас ный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!

Человек с холодным сердцем. Где ты видишь пре красный цветок? Это же серый камень. Вот и трещина на нем, вот и пылью покрыт он. Камень...

Человек с горячим сердцем. Да, камень, но там, внут ри, цветок розы. Надо добраться, освободить его от каменного плена.

Рассказчик. Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море. Наконец из-под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось, весь мир вокруг притаил ся, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из камен ного плена. Даже горы поднялись выше. Даже волны морские за тихли и безбрежное море стало, как зеркало.

Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он при коснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:

Человек с холодным сердцем. Да, крепкий каму шек. ..

Учитель. А вам приходилось видеть красоту на своем пути?

Как вы думаете, что помогает человеку видеть прекрасное, а что мешает?

Легко ли было человеку с горячим сердцем добраться до цветка в сером камне?

А что ему помогло?

Сегодня мы с вами постараемся разглядеть красоту зимнего дня или ночи, красоту живой и неживой природы зимой. И если вы вложите в свою работу душу и сердце, то она получится прекрас ной.

Презентации групповых проектов.


Группа 1

ПРЕКРАСНОЕ В ПРИРОДЕ

Красота природы воспевается и художниками, и поэтами, и композиторами. Все мы с вами читали стихи замечательных по этов- классиков о природе в разное время года. Вспомните авторов и их произведения о зиме, которые вы изучали на уроках литературы. (А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер», И.С. Никитин

«Встреча чимы», И. 3. Суриков «Детство», Н. А. Некрасов «Не ветер бушует над бором»...).

Выборочное чтение отрывков из стихотворений.

Поэты словами, а композиторы музыкой стремились передать звуки зимы. Вы уже знакомы с творчеством П. И. Чайковского «Времена года». Красота зимней природы не оставила равнодушными и художников. Сколько прекрасных картин создано ими! Многие картины вы уже видели, учились описывать их, определять настроение и характер.

Учитель. Чувство особенной, высокой радости мы испытываем и тогда, когда видим прекрасное произведение живописи или скульптуры, прекрасный спектакль или кинофильм, читаем прекрасное произведение словесного искусства.

Искусство - это творческое осмысление окружающего мира талантливым человеком. Плоды этого осмысления принадлежат не только его создателям, а всему человечеству, живущему на планете Земля. Бессмертны прекрасные творения древнегреческих скульпторов и архитекторов, флорентийских мозаичных мастеров, Рафаэля и Микеланджело... Данте, Петрарки, Моцарта, Баха, Чайковского. Дух захватывает, когда стараешься разумом охватить все, сотворенное гениями, сохраненное и продолженное их потомками и последователями. Сейчас невозможно представить себе, что нашу жизнь не сопровождало бы искусство, творчество. Это утопия, которой, к счастью, никогда не суждено воплотиться в жизнь. Где и когда бы ни жил человек, далее на заре своего развития, он пытался осмыслить окружающий его мир, а значит, стремился попять и образно, доходчиво передать полученные знания следующим поколениям. Так появились настенные рисунки в пещерах - древних становищах человека. И это рождено не только желанием защитить своих потомков от пройденных уже предками ошибок. Это передача красоты и гармонии мира, восхищение перед совершенными творениями природы. Человечество не топталось на месте, оно поступательно двигалось вперед и выше, так же развивалось и искусство, сопровождающее человека на всех этапах этого долгого и мучительного пути. Если обратиться к эпохе Возрождения, восхищаешься теми высотами, которых достигли художники и поэты, музыканты и архитекторы. Бессмертные творения Рафаэля и Леонардо да Винчи до сих пор завораживают своим совершенством, пластикой и глубоким осознанием роли человека в мире, где ему суждено пройти свой недолгий, но прекрасный, порой трагический путь. Россия не стала далекой провинцией искусства. Еще на заре своего возникновения она заявила громко и смело о своем праве встать рядом с величайшими творцами Европы: «Слово о полку Игореве», иконы и росписи Андрея Рублева и Феофана Грека, соборы Владимира, Киева и Москвы. Мы не только гордимся изумительными пропорциями храма Покрова на Нерли и московским Покровским собором, более известным под именем храма Василия Блаженного, но и свято чтим имена создателей, если они остались в памяти народа, как это случилось с зодчими Бармой и Постником. Не только древние творения привлекают наше внимание. Мы постоянно сталкиваемся с произведениями искусства в повседневной жизни. Посещая музеи и выставочные залы, мы хотим приобщиться к тому прекрасному миру, который доступен вначале только гениям, а потом остальным, учимся понимать, видеть, впитывать в себя красоту, ставшую уже частью и нашей обычной жизни. Искусство тем и прекрасно, что оно создается избранными, а принадлежит миллионам. Мы пытаемся понять созданное мастерами, приближаемся к их видению мира. Не это ли главное назначение искусства? Оно предназначено для совершенствования человека. Всем быть творцами невозможно, но стараться проникнуть в суть творения гения, приблизиться к пониманию прекрасного - в наших силах. И чем чаще мы становимся созерцателями картин, архитектурных шедевров, слушателями прекрасной музыки, тем лучше для нас и окружающих. Искусство многолико, вечно, но, к сожалению, оно не может влиять на людей без их воли, умственного напряжения, определенной работы мысли. Человек должен захотеть научиться видеть и понимать прекрасное, тогда искусство будет благотворно влиять на него, общество в целом. Это, наверное, будет в будущем. А пока талантливые творцы не должны забывать, что их произведения способны влиять на миллионы, и это может быть благотворным или пагубным. В XX веке возросла роль кино, телевидения и видео. Они стали главными кумирами молодежи. И прекрасно, если это доброе, гуманное начало, т. е. истинное искусство с вековыми традициями. Но если на наши экраны шагнет пропаганда насилия, культа силы, зла, мы погибнем вслед за незадачливыми героями этих однодневок-боевиков. Я верю, что все это временное, преходящее, скоро люди поймут это. Уже многие осознают, что ни один фильм не заменит общения с книгой, музыкой, живописью. Искусство вечно и прекрасно, потому что несет красоту и добро в мир.



Группа 2

ПРЕКРАСНОЕ В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

Радость оказывается человеческим спутником прекрасного. При этом, разумеется, не следует понимать ее поверхностно, в обиходном смысле. Мы недаром каждый раз говорили о высокой радости. В каждом конкретном случае наши чувства при восприятии прекрасного могут быть достаточно сложными, но это всегда такие чувства, которые несут в себе положительное начало.

Важным признаком прекрасного является его целостность. Прекрасное нам нравится не частями, а цельно. И его восприятие тоже очень цельно и потому особенно действенно. И воспринимая прекрасное в человеке, мы воспринимаем его не только глазами, не только слухом, но и разумом, и всем своим существом. В восприятии прекрасного всегда есть полнота чувств и мысли - вот почему оценка прекрасным есть самая полная и высшая оценка.

Общественный характер категории прекрасного определяется принадлежностью к определённому классу. Об этом хорошо написал Чернышевский. В своей диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» и в авторецензии на диссертацию он нарисовал три типа идеала женской красоты в зависимости от того, как ее «понимают различные классы народа». Для крестьянина красивая женщина должна иметь «свежий цвет лица и румянец во всю щеку» (признак здоровья, столь необходимого в условиях сельского быта), должна быть «крепка сложением», «довольно плотна» (то, что показывает ее пригодность к трудным крестьянским работам) и т. д. У светской красавицы, в соответствии с понятием праздного городского жителя и условиями такой праздной жизни, должны быть маленькие ручки и ножки, бледный цвет лица, выражение томности. Идеал женской красоты у образованного человека связан с его убеждением, что «истинная жизнь - жизнь ума и сердца». Образованный человек в женщине поэтому ценит «прекрасные выразительные глаза», в которых более всего отпечатывается жизнь ума и сердца.

Существенным качеством восприятия прекрасного можно назвать также его чистоту и непосредственность. Наше чувство прекрасного очищено от всего постороннего, оно максимально бескорыстно. Владелец картинной галереи может получать наслаждение от картин, которые имеются в его галерее, но это наслаждение совсем не обязательно будет наслаждением прекрасным, ибо его источник может быть не бескорыстным. В таком случае возникает вопрос: доставили бы ему наслаждение те же картины, если бы они принадлежали другому владельцу? Еще один пример того же значения. Когда герой пьесы Чехова «Вишневый сад» Лопахин приказал рубить сад, чтобы извлечь из него максимальную пользу, он не видел и не мог видеть красоту вишневого сада. Прекрасным он был для практически беспомощных Раевской и Гаева; символом всего высокого и прекрасного он был и остался для бескорыстных и молодых, думающих о всеобщем благе Пети Трофимова и Ани.

Группа 3

ПРЕКРАСНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ


В превосходном очерке «Выпрямила» Глеб Успенский глубоко и незабываемо показывает общечеловеческий смысл и практическое значение прекрасного. Автор очерка вместе с героем, сельским учителем Тяпушкиным, задается вопросом: отчего так действует на многих людей знаменитая статуя древнегреческого скульптора Венера Милосская? Чем она так поражает человека? Почему оказывает на него столь сильное влияние, часто на всю жизнь, и при этом влияние самого положительного свойства? Задумавшись над тайной воздействия древнегреческой скульптуры, герой очерка (а вместе с ним и сам автор) вспоминает два случая из своей жизни, которые подействовали на него совершенно так же, как подействовала Венера Милосская в то время, когда он был в Лувре. Первый случай - деревенская картина, свидетелем которой стал Тяпушкин: деревенская баба ворошит сено, и вся ее фигура, «с подобранной юбкой, голыми ногами, красным повойником на маковке, с этими граблями в руках, которыми она перебрасывала сухое сено справа налево, была так легка, изящна, так «жила», а не работала, жила в полной гармонии с природой, с солнцем, ветерком, с этим сеном, со всем ландшафтом, с которым были слиты и ее тело, и ее душа», что герой долго смотрит на нее и думает и чувствует при этом только одно: как хорошо!

Группа 4

ПРЕКРАСНОЕ В ЖИЗНИ


В чем же именно заключается польза прекрасного?

Она достаточно разнообразна и разнохарактерна, Шиллер, например, видел в живом и чистом чувстве красоты источник благотворнейшего влияния на моральную жизнь человека. Не то же ли

имел в виду Сократ, когда отождествлял прекрасное с добрым? Как бы то ни было, нет сомнения в том, что прекрасное в жизни и искусстве в нравственном смысле способно приносить добрые плоды.

Недаром русские писатели, так дорожившие моральными основами жизни и искусства, много писали в связи с этим о значении прекрасного. Прекрасное спасет мир - провозглашали русские писатели. Писатель В. Ф. Одоевский, который много думал и писал о прекрасном, о поэтическом начале в жизни (для него это было, по сути своей, одно и то же), видел в чувстве прекрасного и поэтического лучший показатель нравственного уровня каждого отдельного человека и общества. Человек, писал он в «Русских ночах», «никак не может отделаться от поэзии; она, как один из необходимых элементов, входит в каждое действие человека, без чего жизнь этого действия была бы невозможна...».


Группа 5

ПРЕКРАСНОЕ В ЛИТЕРАТУРЕ


По глубокому убеждению Г. Успенского, прекрасное и в жизни, и в искусстве служит высоким целям: помогает человеку лучше построить свою жизнь и жизнь других людей. Таким образом, прекрасное оказывается полезным для человека и человечества в самом непосредственном и в самом высоком смысле этого слова. Русские писатели-демократы, подобно Г. Успенскому, сумели придать слову «полезное» применительно к прекрасному глубоко демократический и прямо революционный смысл.

Как легко было заметить и на основании уже сказанного, прекрасное существует одинаково и в искусстве, и в жизни. И там, и здесь оно выполняет по существу одинаковую и важную функцию. При этом, однако, имеются и известные отличия прекрасного в жизни и прекрасного в искусстве.

В чём они заключаются?

В жизни прекрасное может относиться только к самим вещам и явлениям: к вещам и явлениям, каковы они есть и какими нам представляются. Красота цветущей степи неразрывно связана с самой степью, она является нам как собственное ее качество, форма и содержание здесь едины, степь воспринимается нами и как прекрасная форма, и одновременно как прекрасное содержание. То же относится и к другим прекрасным предметам в жизни: к прекрасному человеку, к прекрасному деянию человеческому или же к прекрасному явлению природы.


Подведение итогов.


Написание эссе: «Прекрасно Искусство, служащее Жизни. И Божественно Искусство, которое сама Жизнь».


© 2010-2022