Статья Как стать гигантом для своего ученика?

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РЕЙЗВИХ НАТАЛЬЯ ВАСИЛЬЕВНА

Статья Как стать гигантом для своего ученика?

КГУ «Опорная школа (ресурсный центр) на базе гимназии №9 п. Осакаровка»

Учитель начальных классов

Профессиональное кредо: Простой учитель преподносит истину своим ученикам, мудрый учитель помогает ученикам найти истину самим.



Как стать «гигантом» для ученика?

Исаак Ньютон как-то сказал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».[1]

Он говорил о своих учителях, которые учили его находить истину и постигать неизведанное. Как стать таким «гигантом» для своих учеников?

После прохождения курсов я анализировала проблемы традиционного обучения и обучения по программе 7 модулей обучения. Многое в традиционной системе не устраивает: учитель на уроке главный; учитель говорит, а ученик обязан слушать и запоминать; истина установлена кем-то и её надо заучить. Что же мы получаем? Если внимательно прислушиваться к разговорам своих учеников, то вы услышите, что им не интересно учиться. Ученики боятся высказывать свои мысли, а чаще не могут выразить их правильно. При ответе испытывают страх, волнение и даже стресс, и только в редких случаях успех. Такие наблюдения я сделала, работая по традиционной системе и наблюдая за детьми на уроках других учителей. Думаю многие учителя со мной согласятся.

Вот уже год мы работаем с моими учениками по Программе повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня, разработанная Центром педагогического мастерства АОО НИШ совместно с факультетом образования Кембриджского университета. Что изменилось? Изменились я и мои ученики. Мы стали партнерами в обучении. Ученики ждут урока и с интересом в нем участвуют. Постоянная деятельность не дает им скучать, они в центре событий как каждый, так и все вместе. Поставив перед собой цели и достигнув их, чувствуют усталость и удовлетворение одновременно. Интересно наблюдать как своим азартом и активностью они буквально заряжают друг друга, соревнуясь и в то же время, поддерживая своих одноклассников. Выполняя задания, ученики рады правильности его выполнения и гордятся своей успешности. Важен момент оценивания своей деятельности. Мои ученики уверенно оценивают себя и одноклассников, используя совместно разработанные критерии оценивания. И конечно критерии соответствуют требованиям программы. Если вы всегда комментируете выставление своей оценки ученикам, то и вашим ученикам не сложно будет разработать правильные критерии оценивания. Хочу отметить, что ученики будут более строгими при оценивании себя и своих товарищей, чем мы - учителя. Я вижу, как мои ученики мотивированы на поиск и приобретение знаний, им созданы такие условия, при которых они имеют то, что Чиксентмихайи (2008) называет «самоцелью» и, что Райан и Деки (2009) называют внутренней мотивацией.[2 с.140] Учитывая наличие у учеников зоны ближайшего развития (по Л.Выготскому), я разрабатываю задания, которые ученик выполнит самостоятельно, с учетом уровня возможного развития. Идеи Мерсера о важной роли взаимодействия в группе сверстников при обучении, убедили меня планировать задания так, чтобы слабые ученики получили подмостки (Брунер 1976) от сильных. Это важно учитывать и при формировании групп. Вот где вам необходимы будут и ваша смекалка, и хитрость, чтобы создать максимально работоспособные группы. Не все получается сразу и быстро, но даже небольшой успех на уроке должен стать стимулом для продолжения этой работы.

Надо отметить и тот факт, что сначала моим ученикам не нравилось работать по новому, что может остановить начинающих учителей. Но помните, это только на первых уроках, пока ваши партнеры не обучатся некоторым стратегиям. Очень быстро у учеников появится интерес, желание быть лидером, цель - найти правильное решение, и нежелание работать по традиционной системе. Новый, пытливый и сияющий блеск глаз учеников будет маячком в вашей работе. И вы уже просто не сможете работать по-старому. Изменения в своих детях заметят и родители. Трудно не заметить, что их ребенок рассуждает, анализирует ситуацию, и главное, сам делает выводы. Это проявляется при чтении книг и обсуждении поступков героев произведения, просмотре фильмов и передач. Для каждого ребенка всегда считалось сложным научиться писать сочинение. Но если ваш ученик умеет рассуждать и анализировать, видеть главное и правильно строить свою речь, для него сочинение - не проблема. Именно этого вы достигнете, работая по программе 7 модулей обучения. Читая сочинения своих детей, я радуюсь и горжусь их умению формулировать и художественно передавать свои мысли.

Трудно было начинать, но как приятно видеть результаты деятельности. Мой класс был создан из учеников двух первых классов: разных, своенравных, непримиримых соперников. И как я не старалась их объединить, все было напрасно. Курсы все изменили. Прошел год и у меня самый дружный, самый активный и жизнерадостный класс. Они занимают первые места во всех конкурсах среди начальных классов. Мои ученики полюбили открытые уроки, выступления на публике, возможность показать себя и блеснуть своими знаниями. А как же не блистать, если любимыми книгами у них стали энциклопедии! И как приятно слышать от своих коллег, что мои ученики много знают, умеют работать в группах, активны на уроках, с ними интересно работать, а я как «умелый дирижер» на уроке. Это не только мой успех. Работа моего тренера, моя и моих учеников достигла успеха. Хотите работать с такими учениками? Начните с себя и курсов по Программе повышения квалификации педагогических работников РК третьего (базового) уровня, разработанной Центром педагогического мастерства АОО НИШ совместно с факультетом образования Кембриджского университета.

Использованная литература:

  1. Исаак Ньютон. Письмо Роберту Гуку 15 февраля (н. ст.) 1676 г.

  2. Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012


© 2010-2022