Программа по воспитательной работе

       Перед тем, как приступить к строительству дома, я должна определить, какими я хочу видеть членов своей семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.        В любой семье основное значение отводится воспитанию.        Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию...
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

г.Николаевска-на-Амуре Хабаровского края


Система работы классного руководителя

«Дом, который построили МЫ!»

1-4 классы


Программа по воспитательной работеПрограмма по воспитательной работе




Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе



Классный руководитель -

Яковлева Любовь Валерьевна,

учитель начальных классов,

первая квалификайионная категория






Содержание


1. Пояснительная записка

2. Цели и задачи вочсптательной деятельности

3. Планируемые результаты

4. Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности

5. Этары реализации программы

6. Ученическое самоуправление

7. Совместная деятельность с родителями

8. Критерии оценивания

9. Мониторинг воспитательной деятельности

10. В заключение

11. Ресурсное обеспечение








1. Пояснительная записка


Не по дому следует почитать хозяина, а дом по хозяину. Цицерон

Дом - это там, где твое сердце. Плиний-старший

Какое счастье - дома находиться! В. Вишневский

Дом - это то место, в котором нас всегда принимают. Р. Фрост

Дом - это не место, а состояние души. С. Ахерн


У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Одни считают ее дополнением к своей преподавательской работе, другие - наоборот, самой главной. Я отношу себя к числу вторых. Задача классного руководителя - создавать условия для саморазвития, сотрудничества, сотворчества учащихся.

Класс - это семья. Семья, которая должна жить в доме, где ей будет хорошо и уютно, где ребёнка любят и ценят, будут о нём заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Перед тем, как приступить к строительству дома, я должна определить, какими я хочу видеть членов своей семьи. Вместе с ними мы будем переживать все трудности и радости, каждый будет участником стройки.

В любой семье основное значение отводится воспитанию.

Ведущим замыслом школьной воспитательной системы является создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самим собой, проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самопознания, самостроительства и саморефлексии.

2. Цели и задачи вочсптательной деятельности

Исходя из вышесказанного, основной целью воспитательной деятельности классного руководителя считаю развитие и саморазвитие личности как активного сознательного, равноправного участника образовательного процесса, развивающегося по его способностям

и возможностям.

А отсюда и ставлю воспитательные задачи:

  1. Воспитание гражданских и патриотических качеств личности

  2. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка. На первом этапе первоклассникам объясняются задачи и цели, учитель - организатор, обучает детей формам и методам работы. На втором этапе (2-3классы) переход к соуправлению: организация и проведение коллективных творческих дел совместно. Третий этап (4класс): все члены коллектива добровольно участвуют во всех видах деятельности, все являются активистами.

  3. Организация всех видов жизнедеятельности: групповой, коллективной и индивидуальной, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. 1класс - коллективная и индивидуальная работа, 2класс - коллективная, индивидуальная и групповая работа, 3-4классы - организация всех видов жизнедеятельности.

  4. 3.Коррекция индивидуального развития учащихся класса, способствующая свободному и полному раскрытию всех способностей школьника и их формированию. (1-4классы)

Работу строю, используя концентрический принцип: охватываю ежегодно все воспитательные задачи, но углубляя и расширяя их.

3. Планируемые результаты

  1. Сплочённый ученический коллектив с сформированным чувством товарищества и взаимопомощи.

  2. Учащиеся, овладевшие навыками организаторской работы.

  3. Школьники с развитыми навыками публичных выступлений.

  4. Коллектив, умеющий планировать свою деятельность, рационально использующий рабочее время и место, оценивающий свой труд.

  5. Учащиеся, осознающие свои права и обязанности.

  6. Коллектив, который не только участвует в школьных мероприятиях, но и принимает активное участие в организации жизнедеятельности школы.

  7. Школьники, осознающие свою гражданскую позицию.

Это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность; которые достигнут (пусть за эти сроки пока не все) САМОопределения путём САМОразвития и САМОреализации

4. Актуальность выбранных направлений воспитательной деятельности


Ведущий замысел воспитательной системы заключается в создании в классе комфортной атмосферы, побуждающей интерес учащихся к реализации потребности стать самими собой, проявлению и развитию способностей учащихся, овладение навыками самопознания и саморазвития, формирование ценностно-смысловых компетенций.

Для реализации замысла используются технологии:

  • педагогическая поддержка (с целью создания условий для личностного становления ученика)

  • здоровьесберегающие технологии (с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся)

  • проектная деятельность (с целью расширения кругозора, повышения познавательного интереса, что очень важно для самоопределения в жизни)

  • информационно-коммуникационные (с целью развития информационной грамотности)

Роль классного руководителя «проводника по стране знаний» и «старшего товарища». Он помогает включиться классу в различные виды совместной деятельности, решить наиболее важные и сложные проблемы их индивидуально-личностного развития. Данная система разработана с учетом возрастных особенностей учащихся, отвечает их интересам и увлечениям; и является компонентом воспитательной системы школы.

Концептуальные основы воспитательной системы реализуются в следующих взаимосвязанных компонентах (основных направлениях воспитателльной деятельности):

  • "Гражданская республика" (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

  • "Знания - сила!"

  • "Континент дружбы" (воспитание нравственных чувств и этического сознания)

  • Труд (воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни)

  • "Страна здоровья" (формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни)

  • Природа (воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

  • "Островок творчества" (воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);

  • "Семейная бухта"

Виды и формы воспитывающей деятельности:

  • Классные собрания, планёрки (с активом класса), воспитательные занятия;

  • Классные часы: тематическая беседа, час общения, ролевые игры, диспуты, мозговой штурм, уроки творчества;

  • Общеклассные мероприятия: коллективные творческие дела, общественно-полезные делаконкурсы, викторины, экскурсии, походы, общественно-значимые проекты

Большую роль в создании настроения, тепла играют традиционные праздники, конкурсы. В классе сформирован календарь традиционных творческих дел, основанный на принципах, идеях и взглядах воспитательной системы.

Наши традиции:

  • День знаний

  • Осенняя ярмарка

  • День учителя

  • День Матери

  • Новогодний калейдоскоп

  • День Защитников Отечества

  • Международный женский день

  • День Победы

  • Театральная весна

  • Конкурс «Ученик года»

Традиционные дела способствуют проявлению коллективного творчества, демонстрации своих достижений, талантов; воспитывают дух товарищества, ответственности за себя и за свой коллектив, дух сопереживания. Они призваны высветить самых лучших, самых талантливых, самых умелых, т.е. работают на достижение цели всей воспитательной системы. Организаторы традиционных дел стремятся максимально полно привлекать творческие и интеллектуальные способности учащихся, использовать творческие возможности классного коллектива.

Как классный руковдитель я убеждена: учащиеся в школе не готовятся к будущей жизни - они уже живут реальной, сегодняшней жизнью. И им нужна интересная, отвечающая их потребностям и особенностям деятельность: игровая, трудовая, творческая, досуговая. По мнению Л.С.Выготского, наивысшего результата можно добиться не в индивидуальном, а в общественном характере деятельности. Результатом участия ребят в общественной деятельности являются формирование и развитие у них таких качеств, как ответственность, самостоятельность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Моя педагогическая задача - направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

5. Этары реализации программы


Воспитание - это чувство, голос души и сердца. Мы - я, мои ученики, родители - создаем коллектив - построить дом, в котором каждый ученик, исходя из своих запросов, потребностей, интересов, получает равные возможности для раскрытия своего потенциала. В этом процессе моя педагогическая роль как архитектор и руководитель стройки - установить сроки и этапы реализации деятельности:

  1. 2011 - 2012, 1класс - закладка фундамента

  2. 2012- 2013, 2класс - закрепление фундамента

  3. 2013 - 2014, 3класс - строительство дома

  4. 2014-2015, 4 класс - подготовка к переезду

Воспитательная работа на каждом этапе идёт по трём уровням (коллективный, групповой, индивидуальный), каждый из которых имеет свои задачи:

2011-2012

2012-2013

2013-2014

2013-2014

Коллективный уровень


  • Помочь учащимся

адаптироваться к новым условиям в первом классе, построить доброжелательные, доверительные отношения с одноклассниками;

  • Через организацию

КТД, через деятельность классного актива и секторов ученического самоуправления создать в классе атмосферу дружбы, взаимопомощи, общей заботы;

  • Помочь создать

«Портфолио класса», в течение учебного года пополнять его содержание;

  • Показать значение

коллектива для формирования гражданина и обновления России

  • Продолжать развивать в

коллективе дружеские отношения, отношения заботы, взаимопомощи и взаимоподдержки;

  • Через организацию

КТД, через деятельность самоуправления показать значение норм, правил, традиций в жизни коллектива класса;

  • Сформировать

представление учащихся об основах самовоспитания и саморазвития;

  • Пополнение

«Портфолио класса»;

  • Показать роль

школьного коллектива в формировании гражданских качеств личности

  • Развивать

коммуникативные способности коллектива, культуру общения, отношения дружбы, заботы и взаимопомощи;

  • Работать над

совершенствованием коллективной организаторской деятельности;

  • Показать, как рождается

закон, разъяснить необходимость подчиняться закону

  • Освоить на

уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам учебного плана

  • Формировать

компетенции -владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций

Групповой уровень


  • Организовать

деятельность актива и секторов ученического самоуправления, помочь им в определении целей и плана действий;

  • Помочь ученическому

самоуправлению в освоении КОД (коллективная организаторская деятельность) и КТД, в распределении творческих поручений (ЧТП), дать ребятам алгоритм выполнения поручений;Учить умению работать в группе, команде, коллективно решать поставленные задачи, вести спор;

  • Пополнять

«Портфолио класса»

  • Организовать

деятельность ученического самоуправления;

  • Учить ребят вести

обсуждение вопросов о роли норм и правил в жизни человека и общества;

  • Развивать умение

ученического самоуправления организовывать свою деятельность по участию в КТД и КОД, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

  • Развивать умение

работать в команде, коллективно решать поставленные задачи;Способствовать усвоению правил дискуссии, обсуждения, спора


  • Организовать

деятельность ученического самоуправления, учить ребят культуре общения в процессе коллективной творческой деятельности;

  • Развивать умение

ученического самоуправления планировать свою деятельность, анализировать итоги деятельности, отрабатывать алгоритм выполнения поручений;

  • Продолжать развивать

умение работать в команде, умение вести дискуссию, умение высказывать своё мнение, умение коллективно решать творческие задачи

  • Осуществлять

действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок

Индивидуальный уровень


  • Учить умению

рационально организовывать учебный труд;

  • Через участие каждого

в КТД, КОД, ЧТП учить школьников умению командовать и подчиняться, умению правильно вести себя в игре;

  • В индивидуальных

беседах с ребятами помогать им правильно организовывать выполнение поручения, правильно строить свои отношения с товарищами, с учителями, избегать конфликтов;

  • Обратить внимание на

ребят, имеющих проблемы в воспитании и обучении; Помочь школьнику создать свой «Портфолио», научить работать с ним

  • Активизировать участие

каждого в КТД, в выполнении поручений;

  • Разъяснить важность для

каждого человека приучать себя к порядку, организованности, жить по правилам;

  • Развивать у каждого

культуру общения;

  • Помочь каждому в

заполнении «Портфолио»

  • Продолжить работу в

помощи по пополнению своего «Портфолио»;

  • Через индивидуальные

беседы убеждать ребят в необходимости коллективной творческой деятельности и участия в ней каждого;

  • Развивать умение

каждого свободно и раскованно держать себя в коллективе сверстников

  • Развивать

умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;

  • Знать свои

гражданские права и уметь реализовывать их

6. Ученическое самоуправление

Научить младших школьников самостоятельности - долгий и кропотливый труд. Необходимо создать комфортную атмосферу в классе, при которой у ребят появилось бы желание взяться за организацию своей жизни.

Мне как классному руководителю (архитектору) необходимо включить каждого учащегося (члена семьи) в организации по формированию и развитию коллектива (дома). Основой организации будет являться ученическое самоуправление.

Принципы ученическог самоуправления:

  • Принцип гласности

  • Принцип согласованности в работе

  • Принцип обязательного выполнения решений

Положения работы:

  • Ученическое самоуправление координирует и контролирует вопросы школьной жизни класса

  • Каждый имеет право быть избранным в орган самоуправления любого уровня

  • Деятельность и все решения озвучиваются и доводятся до исполнения

  • Классное собрание проводится в начале и в конце каждого полугодия (выборное и отчетное)

Самоуправление представляет собой:

  1. Создание актива класса

  2. Подготовка дел при помощи специально созданных для творческих групп

  3. Работа творческих групп (организацией дела занимаются те, по чьей инициативе оно возникло)

  4. Сменяемость лидеров

Данная воспитательная деятельность следует цепочке: коллективное целеполагание - коллективное планирование - коллективная подготовка - коллективное проведение - коллективный анализ и оценка (по методикеИ.П.Иванова).

На общем классном собрании избирается актив класса (мастера стройки), председатель актива, на сборах творческих групп распределяются общественные поручения.

Смысл самоуправления не в управлении одних детей другими, а в обучении всех учащихся основам демократических отношений, получении ими в школе опыта организаторской, управленческой деятельности, в том, чтобы школьники учились брать ответственность на себя, отвечать за порученное дело, защищать свои права и интересы.

7. Совместная деятельность с родителями


Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации учебно-воспитательного процесса - важный космпонент в построении класного дома, воспитательной системы классы. Родители - активные участники многих мероприятий, первые помощники классного руководителя во всех классных делах.

Направления деятельности


Формы работы

Повышение психолого-педагогических знаний классного руководителя

  • Исследование психологического климата семьи

каждого ученика класса

  • Поддержание регулярного общения

Вовлечение родителей в воспитательный процесс

  • Выбор родительского комитета класса и определение

его функций в воспитательной работе

  • Регулярное проведение родительских собраний (1

раз в месяц)

  • Проведение совместных творческих дел (походы,

экскурсии, дни здоровья и открытых дверей)

  • Совместные консультации и воспитательные беседы

с учащимися класса

Просвещение родителей в актуальных вопросах образовательного процесса

  • Анализ учебной работы учащихся:

- анализ контрольных, практических, диктантов;

- анализ отношения к учебе; объективная оценка качества образования;

- собеседование со слабоуспевающими учащимися

  • О ходе реалиации ФГОС НОО

  • О реализации Образовательной программы на ступени начального общего образования

8. Критерии оценивания


В оценивании результатов реализации программы классному руководителю большую помощь оказывает контроль.

Когда учитель организует работу в коллективе, дети оценивают его по ряду критериев: интересно/неинтересно; понятно/непонятно объясняет, что и зачем делать; добрый/злой и т.д. И только в ситуации контроля классный руководитель выведен из-под оценки детей: здесь подвергаются оценке только они.

Что же именно можно и нужно замерять (оценивать)?

Вид контроля

Критерии (что замерять)





Контроль результатов воспитания







Уверенность в себе (эмоциональная устойчивость; оценка своей личности в ситуации неудачи)

Независимость (способность иметь и отстаивать свою точку зрения, если она отлична от мнения большинства)

Самостоятельность (стремление решать свои проблемы, не прибегая к посторонней помощи)

Чувство собственного достоинства (уважение к себе, ощущение своей человеческой ценности, стремление соответствовать своему представлению о себе, о том, каким нужно быть)

Ответственность (склонность видеть причину своих неудач или неудач в себе либо в других и во внешних обстоятельствах).

Сила воли (способность преодолевать трудности)

Направленность интересов (на учебную/трудовую/художественно-эстетическую/спортивную/отношения между людьми деятельность)

Отношение к одноклассникам (эгоизм/альтруизм: видит ли в других средство для удовлетворения своих желаний или готов что-то бескорыстно делать для них)

Уровень дисциплины (знает ли «Правила для учащихся» и как выполняет их; привиты ли уч-ся навыки и привычки культурного поведения; организованность на уроке; вежливость в обращении со взрослыми, товарищами; опрятность)

Контроль результатов обучения

Преобладающая учебная мотивация

Ребёнок учится, чтобы:

  • угодить старшим;

  • избежать наказания;

  • получить поощрение;

  • по инерции, из послушания;

  • из любознательности;

  • ради самоутверждения;

  • ради радости самосовершенствования, движения вперёд, саморазвития

Развитие воображения

Развитие памяти

Развитие речи (устной/письменной)

Ключевые компетенции


Контроль качества человеческих отношений

Тип отношений:

  • враждебно-отчуждённые;

  • отчуждённые, безразличные;

  • конкурентно-эгоистические;

  • доброжелательно- отчуждённые;

  • деловое сотрудничество;

  • дружба, интерес друг к другу, взаимопомощь


Контроль отношения к школе

Преобладающее отношение:

  • враждебное;

  • безразличное;

  • прагматично-деловое;

  • интерес;

  • тёплое;

  • любовь и уважение


Контроль результатов работы органов самоуправления

Актив класса (имеет ли авторитет; выполняются ли распоряжения актива; умеют ли организовать для выполнения коллективное дело; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять; отношение активистов к товарищам по классу; есть ли уч-ся, постоянно находящиеся в активе; живут ли активисты жизнью школы; пользуются ли уважением)

Творческие группы (умеют ли организовать для выполнения коллективное дело и творчески к нему подходить; умеют ли распределять между собой работу и наиболее рационально её выполнять)


9. Мониторинг воспитательной деятельности


Результаты воспитательной системы класса проявляются не только и не столько в знаниях, сколько в устойчивых чертах поведения, в поступках и действиях учащихся, в их жизненной позиции. Поэтому при учёте и оценке результатов воспитательной деятельности важно установить наличие у школьников клюевых компетенций, правил поведения. А это требует длительного времени и глубокого понимания детей.

Мониторинг предполагает выявление уровня воспитанности, организаторских способностей школьников, оценку поведения ученического коллектива в целом и отдельных учащихся. Мониторинг осуществляется классным руководителем, заполняется на каждого учащегося. При оценивании используется следующая шкала:

  • высокий уровень - 5 баллов

  • средний уровень - 3 балла

  • ниже среднего - 2 балла

  • низкий уровень - 1/0 балл

Высокий уровень

Средний уровень

Ниже среднего уровень

Низкий уровень

Общественная активность


С большим желанием участвует во всех общественных делах, проявляет большую активность.

Принимает участие в общественных делах, но проявляет малую активность.

Не проявляет активности, но поручения выполняет.

Отказывается участвовать в общественных делах, является зрителем.

Ответственность


Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое поручение.

В большинстве случаев хорошо и в срок выполняет порученную ему работу.

Часто не выполняет в срок /или выполняет плохо/ порученное ему дело.

Очень редко выполняет порученное ему дело/ никогда не доводит его до конца/.

Трудолюбие


Любую работу выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.

Как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо.

Редко охотно берётся за работу.

Чаще всего старается уклониться от любой работы.

Инициативность


Выступает

зачинателем многих дел.

Часто выступает зачинателем нового дела.

Редко сам начинает новое дело.

Никогда не выступает зачинателем какого-либо дела.

Организованность


Правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её, согласно плану.

В большинстве случаев Правильно распределяет свою работу и в срок выполняет.

Чаще всего не умеет распределять свою работу по времени.

НЕ умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

Уверенность в себе


Все задания, поручения выполняет без помощи других.

Порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя смог бы справиться сам.

Часто при выполнении поручений обращается за помощью, даже если сам может справиться.

Постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи других.

Самокритичность


Всегда с вниманием выслушает критику, правильно на неё реагируя.

В большинстве случаев правильно реагирует на критику.

Порой прислушивается к справедливым замечаниям, не стараясь исправить недостатки.

Отвергает любую критику. Ничего не делает для их исправления.

Стремление к успеху, первенству


Всегда и во всём стремится быть первым, настойчиво этого добивается.

Стремится в чём-то одном, особенно его интересующем, добиться признания.

Очень редко стремится к успеху в какой-либо деятельности, легко довольствуется положением середняка.

Никогда не стремится в чём-либо быть первым.

Самоконтроль


Умеет тщательно взвешивать свои слова и поступки.

Не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки.

Почти всегда поступает необдуманно, недостаточно тщательно контролирует себя.

Постоянно поступает необдуманно.

Коллективизм


Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь.

Склонен проявлять заботу о людях, если это не мешает его

личным планам и делам.

Как правило равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает.

Живёт под девизом: «Не лезь не в своё дело».

В качестве методов изучения результативности воспитательной системы класса использую:

  1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»

  2. Методика М.И. Шиловой «Изучение уровня воспитанности школьников»

  3. Методика Б.П. Битинаса «Диагностика ценностных отношений школьников»

  4. Тест А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

  5. Анкета «Я и моя школа»

  6. Методика Е.Н. Степанова «Диагностика личностного роста школьников»

  7. Методика Рожкова «Изучение уровня самоуправления в школе и классе»

10. В заключение

Итак, процесс воспитания - сложное и противоречивое явление, в котором соединяются все возможные пути влияния и помощи человеку в его совершенствовании и развитии. На мой взгляд, внедрение в педагогическую практику эффективной воспитательной системы является свидетельством того, что класс как воспитательный центр всей образовательной школьной среды успешно развивается. В этом случае воспитательная система класса действительно становится совокупным субъектом воспитания в образовательном учреждении, имеющим определенную ценностно-смысловую позицию. Любая воспитательная система, в основе которой гуманистические ценности и ориентация на личность ребенка, - система открытая: в ее моделировании, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как влияющий фактор, но и как компонент самой системы (в той мере, в какой она освоена). И то, насколько педагог грамотно подберет нужный тип отношений, сумеет вовремя перейти от делового к эмоционально психологическому и наоборот зависит, будет ли воспитательная среда благоприятной. А если среда благоприятная, то класс будет занимать активную позицию в школьной жизни, что можно наблюдать в воспитательной системе.

С первого дня работы в школе я поняла, что классному руководителю нельзя стоять в стороне от всех событий, которые происходят вокруг. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.

Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:

Т - толерантность. Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы называем толерантностью. Мы учим детей понимать друга, а сами мы этим качеством обладаем? Как бывает трудно сдерживать себя в некоторых ситуациях! Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.

В - вера в самого себя, в свои силы и возможности.

О - открытость и честность.

Р - радость от успеха.

Ч - чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки Момуса - бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея - бога сна».

Е - естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют, тогда и будут доверять.

С - самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.

Т - тактичность.

В - вовлечённость в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.

О - ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях

11. Ресурсное обеспечение


  1. Справочник учителя начальных классов, авторы-составители: Е.М.Елизарова, Ю.А. Киселева: Волгоград, издательство «Учитель» 2011г


  1. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. - М.,2000.


  1. «Воспитательная деятельность педагога», под ред. В.А.Сластенина и И.А.Колесниковой, Москва: - Издательский центр «Академия» 2007г.


  1. festival.1september.ru


  1. standart.edu.ru/


  1. Фото из личного архива







































Основные направления воспитательной деятельности классного руководителя


Системообразующие направления

воспитательной деятельности

Задача



Форма

Общеклассные мероприятия,

коллективные творческие дела



"Знания - сила!"

Учебно-познавательная деятельность


сохранение и повышение

качества знаний, формирование положительной мотивации к обучению

Диагностика

обученности

Математический КВН,

«Счастливый случай», «Литературная гостиная», конкурс чтецов, цикл родительских собраний «Садимся за уроки ВМЕСТЕ», «История в лицах»

и др.

тематические

классные часы

познавательные игры

предметные декады

индивидуальные беседы

профориентационные часы


"Континент дружбы"

Духовно-нравственное воспитание

воспитание волевых качеств, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон

участие в школьных коллективных творческих делах

Цикл классных часов «Познай себя»

тренинги, диспуты

Индивидуальная работа


"Гражданская республика"

Гражданско-патриотическое направление


формирование гражданских качеств личности, воспитание осознанного чувства к Родине

«Уроки мужества»

Смотр строя и песни, классные часы «Николаевск для фронта», «Пионеры - герои», военно-исторические викторины; клуб военно-патриотичкеской песни


встречи с офицерами, ветеранами войны и труда

участие в школьных коллективных творческих делах

тематические часы

«Неделя

правовых знаний»


"Островок творчества"

Культурно-досуговое направление

выявление интересов детей, активизация их творческого потенциала,

развитие инициативности, креативности и коммуникабельности каждого члена коллектива

развлекательные классные программы

«Рыцарский турнир», «Письмо матери», познавательно-развлекательные программы

(«В гостях у Деда Мороза», «Весенний календарь»),

«Вместе мы - сила!»

и др.

игровые программы с участием родителей

мероприятия, приуроченные к праздникам

тематические часы общения


"Страна здоровья" направление на здоровый образ жизни







воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физкультуры и занятиям спортом,

привитие навыков здорового образа жизни

тематические классные часы

Спортивные эстафеты среди команд класса, школьные спортивные игры, День здоровья, оформления стендов по ЗОЖ,


«Зарница» и др.

тренинги

«круглый стол»

посещение лыжной базы

участие, организация соревнований.

беседы со школьным психологом, врачами



«Природа и мы»

Экологическое воспитание


формирование бережного отношения к миру природы, восприятие человека как части природы



декада экологии

Походы, исследование загрязнения помещений школы, улиц города, выпуск Экологических листовок

«Форт Баярд»,

защита экологических плакатов и др.

походы в лес

уборка и озеленение территории

мозговой штурм

тематические

классные часы

Экологические

акции, операции


«Увлекательный калейдоскоп»

Внеурочная деятельность


развите личности младших школьников с учетов их интересов, портебностей, запрсов

Уроки творчества

«Школа здоровья», «Я - исследователь»,

«Общественно-полещная деятельность», «сСпортивные игры», «Музыкальный фольколор»,

«ИЗОстудия»


Познавательные игры, викторины

Экусурсии

«Семейная бухта»

Совместная деятельность с родителями


Усиление роли семьи в воспитании детей и привлечение родителей к организации образовательного процесса

Поддержание регулярного общения

Проведение совместных творческих дел

Совместные консультации и воспитательные беседы

Исследование психологического климата семьи


Мониторинг воспитательной деятельности


Учёт и оценка результатов воспитательной деятельности

Выявление уровня воспитанности

Определение уровня организаторских способностей школьников

Микроклимат ученического коллектива

Наличие у школьников клюевых компетенций, правил поведения

Уровень удвлетворенности родителй школьной жизни















Программа по воспитательной работе

© 2010-2022