Классный час в форме тренинга Сплочение классного коллектива

Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Разработка классного часа в форме тренинга

«Сплочение классного коллектива»


Класс - 2, возраст 8-9 лет.

Актуальность: Невозможно сделать всю работу одному. Время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будет достигнута только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне. Конфликтные отношения между одноклассниками часто ведут к страху ответов у доски, мешают усвоению материала. Таким образом, развитие сплоченности, улучшение социально-психологического климата, формирование позитивных групповых норм важны не только для развития группы, но и для успешной учебной деятельности.

При разработке данного классного часа были поставлена цель: сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  1. преодоление барьера в межличностных отношениях, развитие коммуникативных навыков.

  2. Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;

  3. Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;

  4. Получение эмоционального и удовлетворения от результатов тренинга;

  5. Осознание себя командой.

Оборудование: компьютер, проектор, экспозиционный экран, цветок тканевый на проволоке, бумажные салфетки, верёвочка со связанными концами, разрезанная картинка на части по количеству участников.

Ход тренинга:

Вначале занятия целесообразно обсудить правила проведения тренинга.

На экспозиционном экране проецируются эти правила. Мы их читаем, обсуждая каждое.


  1. Вступление: упражнение «Салфетка».

Цель: заострение внимания на непохожести каждого человека, его индивидуальности.

Ход упражнения: каждому даются одинаковые салфетки. Учитель просит каждого выполнять действия, которые демонстрирует. Например: оторвать три уголка.

Затем салфетки разворачиваются. Далее следует пояснение: «Ребята, посмотрите на свои салфетки, есть ли среди них хотя бы 2 одинаковые? Да, есть похожие, но одинаковых нет. Так же и люди: внешне все похожи, у каждого есть руки, ноги, голова...., но нет двух одинаковых людей. Все мыслят и действуют по-разному, и часто это мешает людям договориться, но мы с вами один коллектив, и нам нужно уметь договариваться, чтобы решать общие задачи. Мы сейчас проведём несколько игр, чтобы понять: умеем ли мы договариваться и научится этому».

2.Упражнение «Доверие к классу».

Цель: понять, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся в данном коллективе.

Ход упражнения:

Учитель: Давайте встанем, закроем глаза и покажем на пальцах количество баллов доверия к классу: максимальный балл 5, минимальный 1, затем по команде откроем глаза. На счет «три» дети показывают пальцы и открывают глаза.

Рефлексия: Теперь давайте обменяемся мнениями (от наименьшего по возрастанию; тех, кто не хочет говорить, не заставлять). Обсудить можно следующие моменты: что нравится в классе, какие есть трудности, что бы хотелось изменить.



3.Упражнение «Говорящие руки».
Цель: эмоционально-психологическое сближение участников счет телесного контакта, развивается навык невербального общения.
Ход упражнения:

Учитель: Давайте образуем два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Я буду говорить, что мы будем выполнять руками, вы будете выполнять в образовавшейся паре. После этого по команде внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
Поздороваться с помощью рук. Побороться руками. Помириться руками.
Выразить поддержку с помощью рук. Пожалеть руками. Выразить радость.
Пожелать удачи. Попрощаться руками.
Рефлексия: Что было легко, что сложно? Кому было сложно передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

4. Упражнение «Досчитать до десяти»

Цель: Прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики. Его вполне можно использовать многократно.

Ход упражнения:

Учитель: Сейчас по сигналу «начали» вы закроете глаза, опустите свои носы вниз и попытаетесь посчитать от одного до десяти. Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее . Однако в игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала. Попробуйте понять друг друга без слов.

Рефлексия: Что с вами происходило? Если не получилось, то почему? Какую стратегию вы выбрали?



5.Упражнение «Фигуры из веревки»

Цель: Прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики, с помощью тактильных ощущений.

Ход упражнения:

Учитель: Давайте встанем в круг, каждый возьмётся за веревку, связанную в большое кольцо. Ваша задача - по команде закрыть глаза и молча придать веревке форму той фигуры, которая будет названа. Затем все снова откроем глаза и увидим, что получилось.

Дальше участникам предлагается сделать квадрат, ромб, овал, трапецию (любые плоские фигуры).

Конечно, выполнить более сложное задание с закрытыми глазами невозможно, и за этим правилом нужно следить только вначале, на простых фигурах. К концу упражнения главной задачей становится поиск решения, что гораздо важнее. Если кто-то проявляет себя слишком авторитарным, старается руководить всеми и не прислушивается к мнению команды, можно напомнить о запрете на разговоры.

Рефлексия: Что получилось лучше? Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Что почувствовали, когда открыли глаза?

6.Упражнение «Собери картинку»

Цель: демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие экспрессии и навыков невербального общения, развитие сплоченности внутри команды, умение согласовывать свои действия с другими.

Ход упражнения:

Учитель: Сейчас вам предстоит выполнить очень сложное, но интересное задание. На столе лежат фрагменты картинки. Ваша задача -взять кусочек, перевернуть лицевой стороной и сложить картинку. Но это еще не самое сложное. В процессе работы нельзя разговаривать. Понять вы должны друг друга с помощью жестов.

Рефлексия: Что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания?

7.Упражнение «Скажи доброе слово»

Цель: развитие хороших отношений между детьми, выражение эмоционального отношения к одноклассникам.

Ход упражнения:

Учитель: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Вы говорите что-то хорошее и передаёте цветок. При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы хотели бы его поблагодарить. Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут.

Рефлексия: Какие эмоции испытывали во время упражнения?

Обсуждение: Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали о себе, о других ? Что полезного вынесли для себя, для группы? Как будете использовать эти знания? Чему научились? Как это пригодиться в будущем? Что было важным? Над чем вы задумались?

Ритуал прощания «Подсолнух»

Все встают в круг, берутся за руки и поднимают их кверху, встав на носочки, как бы дотягиваясь до солнца, к хорошему, к позитивному, к успеху, к совершенству.




© 2010-2022