Методическая разработка по теме В поисках будущей профессии

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «В поисках будущей профессии» предназначена для педагогов-психологов, классных руководителей и преподавателей. Данное мероприятие может быть использовано при проведении классных часов, как в старших классах, так и в образовательных учреждениях профессионального образования. Форма проведения - час общения по профессиональной ориентации. При проведении мероприятия используется мультимедийная презентация.
Раздел Классному руководителю
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования

Профессиональное училище № 9 г. Черемхово





«В поисках будущей профессии»





Методическая разработка классного часа

Преподаватель английского языка

Именных Надежда Сергеевна



Черемхово, 2014

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Составитель: Н. С. Именных-

г. Черемхово ОГБОУ НПО ПУ № 9, 2013 г. - 22 с.




Аннотация

Методическая разработка внеклассного мероприятия: «В поисках будущей профессии» предназначена для педагогов-психологов, классных руководителей и преподавателей.

Данное мероприятие может быть использовано при проведении классных часов, как в старших классах, так и в образовательных учреждениях профессионального образования. Форма проведения - час общения по профессиональной ориентации. При проведении мероприятия используется мультимедийная презентация.


Настоящая методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии педагогов-организаторов воспитательного процесса








_______________________ Протокол №_______________

Председатель методической комиссии

Рецензент: преподаватель ОГБОУ НПО ПУ № 9 Л. Н. Цыкоркина

Содержание


  1. Введение……………………………………………………………….….4


  1. Сценарий внеклассного мероприятия……………..................................6

- цель…………………………………………………………...................6

- задачи……………………………………………………………..……..6

- форма проведения……………………………………............................6

- оборудование…………………………………………………................6

- ход мероприятия…………………………………………………..…….7


  1. Приложения:………………………………………….............................. 19

- схема «Самый лучший выбор»…………………………………….…19

- ключ к тесту……………………………………………………………20

- «синквейны»……………………………………………………………21

- диск (презентация)


  1. Список литературы……………………………………………………….22




Введение

Образование должно готовить ребенка к полноценному вхождению в реальное современное общество с его быстрыми темпами развития и противоречивыми тенденциями. Это требует не только информированности, наличия знаний, а скорее умения самостоятельно ориентироваться в информации, принимать решение, наличия жизненных планов и т.д.

Однако, как показывают результаты многих педагогических и психологических исследований, готовность к профессиональному самоопределению недостаточна не только у выпускников школ, но и у обучающихся профессиональных учебных заведений. Часто оказывается, что выбор профессии был недостаточно продуманным и осознанным. Известно, что успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности. А такие показатели психического развития, как способность к самоанализу, волевой саморегуляции, уровень мотивированности и др. чаще всего недостаточны у старшеклассников, они часто инфантильны, малоактивны, не готовы к решению серьезных проблем.

Всё это ставит перед педагогами классными руководителями и психологами проблему целенаправленного повышения психологической готовности старшеклассников к профессиональному и личностному самоопределению.

Цель внеклассного мероприятия - помочь учащимся в правильном выборе

профессионального пути

Задачи мероприятия:

  1. расширить представление детей о мире профессий, о

профессиональном самоопределении;

2. формировать позитивную оценку людей, имеющих рабочие специальности

3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму,

потребительскому отношению жизни;

4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Актуальность Самопознание и самореализация одна из важнейших целей каждого человека. Система активных методов работы с участниками занятий призваны включить их в процесс прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.






Сценарий внеклассного мероприятия: «В поисках будущей профессии»

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути

Задачи:

  1. расширить представление детей о мире профессий, о

профессиональном самоопределении;

2. формировать позитивную оценку людей, имеющих рабочие специальности

3. воспитывать негативное отношение к пассивности, карьеризму,

потребительскому отношению жизни;

4. побуждать детей к самостоятельному и ответственному выбору профессии, к активной позиции на рынке труда, к определению целей и приоритетов в своей жизни, к самопознанию, саморазвитию.

Форма проведения - час общения.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, чистые листы бумаги,

ручки




Ход внеклассного мероприятия

« Если вы удачно выберете труд и вложите

в него душу, то счастье само вас отыщет».

К.Д. Ушинский

Вступительное слово

1-й Обучающийся читает стихотворение.

Строитель нам построит дом,
И мы в нем дружно заживем.
Костюм нарядный, выходной
Искусно нам сошьет портной.
Даст книги нам библиотекарь,
Хлеб испечет в пекарне пекарь.
Учитель выучит всему -
Научит грамоте, письму.
Письмо доставит почтальон,
А повар сварит нам бульон.
Я думаю. Мы подрастем
И дело по душе найдем!

2-й Обучающийся читает стихотворение.

Что много разных профессий на свете,
Знают и взрослые, знают и дети.
Рабочий, колхозник, учитель, актер,
Монтажник, военный, доктор, шахтер…
Профессией каждый гордится по праву,
Трудом создают своей Родине славу.
И каждый из нас пусть мотает на ус,
Все работы хороши, выбирай на вкус!

Классный руководитель

Как вы думаете, ребята, о чем мы сегодня будем говорить?

Ответы обучающихся: профессия, выбор профессии и т.п.

Классный руководитель

Совершенно верно. Действительно сегодня мы поговорим о разных профессиях.

Что такое профессия?

Термин "профессия" происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово "профессор".

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями. В документе "Единый тарифно-квалификационный справочник", насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию - значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия - это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы, но часто люди, получив первое образование, понимают, что это не то дело, которому бы они хотели посвятить свою жизнь и находят себя в другой профессии.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, не ошибиться нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

(познать себя нелегко, профессий тоже много и неправильный выбор может сделать человека несчастным).

Классный руководитель

Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, ученые разделили их на 5 типов в зависимости от предмета труда:

  1. Человек - природа; этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой природы.

  2. Человек - техника; люди этого типа работают с техническими устройствами.

  3. Человек - человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них.

  4. Человек - знаковая система; знаковая система - люди этой профессии должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

  5. Человек - художественный образ; людей этого типа профессии отличает наличие живого образа мышления, наличие фантазии, таланта.

Сейчас вы будете работать в группах.

Внимание, задание для групп. Подберите как можно больше примеров профессий определенного типа.

(Первая группа - «Человек - природа», вторая группа - «Человек - техника» и т. д.)

Примерные ответы обучающихся:

  • Ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, селекционер, зоотехник, кинолог, геолог, охотовед, эколог, мелиоратор и т. п

  • Водитель, слесарь, инженер, конструктор, летчик, машинист, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий и т.д.

  • Учитель, врач, журналист, продавец, медсестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер, экскурсовод и т.п.

  • Бухгалтер, ученый, экономист, лингвист. Математик, программист, нотариус и т.п.

  • Художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф и т.п.

Классный руководитель

В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.

Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

  • аудиторная доска (первая группа);

  • учебник (вторая группа);

  • комплексный обед (третья группа);

  • телефон (четвертая группа);

  • одежда (пятая группа).

(В течение 5 минут обучающиеся обсуждают ответы.)

Классный руководитель

Время истекло. Слушаем ваши ответы.

Ответы обучающихся

Какие профессии повторяются?

Ответы обучающихся

Водитель, инженер, техник, конструктор, слесарь, электрик, бухгалтер, экономист и т. п.

О чем это говорит?

Ответы обучающихся

О том, что на них есть спрос, это нужные профессии.

Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и... (учителя, врача, строителя, сантехника, монтажника связи, газоэлектросварщика и т. п.).

Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает - это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся аудиторной доской, учебниками, телефонами, едим обеды - эти профессии будут нужны.

Классный руководитель

Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в. В те времена известный русский историк и государственный деятель В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:


  • нужные науки (образование, здравоохранение, экономика, право);

  • полезные науки (сельское хозяйство, физика, биология, математика);

  • щегольские, или увеселяющие, науки (литература и искусство);

  • тщетные науки (алхимия, астрология);

  • вредительские науки (колдовство).

Ребята, каждая профессия, как и всякое живое явление, имеет свойства стареть, исчезать, получать новое содержание. Как говорят философы, ничего нет постоянного. Это же явление происходит и с миром профессий.

Вместе с тем возникают новые специальности. Некоторые профессии получают новое дополненное содержание:

Для справки

  • А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

  • Б) появились только в XX веке; программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

  • В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Интересно, какие современные профессии вы бы сегодня отнесли к полезным и нужным, какие - к щегольским и увеселяющим, а какие к вредительским и тщетным?

Ответы обучающихся

Классный руководитель

Итак, профессий в мире десятки тысяч, но это не значит, что нужно перебрать все, чтобы найти одну - единственную. Профессиональное самоопределение - от слов «предел» - граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. Эти границы очерчены формулой «хочу - могу - надо».

Как правильно выбрать профессию? Вот что советует психолог.

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»).

Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей (Приложение № 1).

В окружность «хочу» попали наши цели, жизненные планы - реальные, конкретные, позитивные.

В окружность «могу» мы впишем наши таланты, способности, возможности.

А в окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас. Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора.

На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем - они практически накладываются друг на друга - очень много точек соприкосновения.

Классный руководитель

Проблемная ситуация

Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):

  • Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало - больше половины всех выпускников. (№ 1.)

  • Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)

  • Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А информационные технологии сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)

Ответы обучающихся

(Обучающиеся определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.)

Классный руководитель

Как же у Саши получился такой удачный выбор? Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?

Примерные ответы обучающихся:

  • У Наташи в сфере «хочу» и «могу» пустота, а значит, она не сможет выбрать профессию «по душе».

  • У Лены выбор оказался удачным, но это не очень прочный выбор. Если она переедет в другой город, где воспитателей будет достаточно, она не сможет найти работу.

Классный руководитель

Что бы вы посоветовали Наташе и Лене?

Примерные ответы обучающихся:

  • Наташе нужно все-таки разобраться в своих целях, приоритетах, нужно изучить себя, узнать свои сильные и слабые стороны.

  • Лене нужно подумать о запасном варианте, может быть, получить дополнительное образование.

Классный руководитель

Один учёный, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработавший в школе, встречая своих выпускников, задавал им вопрос: «Доволен ли ты своей профессией?» и часто получал удручающий ответ: примерно каждый 3-ий (!) ошибся в своём выборе профессии, а каждый второй признавался в том, что не совсем доволен, и если бы начинал всё сначала, то пошёл бы по иной стезе.

- Как вы считаете, почему так много молодых людей ошибается в своём выборе профессии?

  • следование чужим советам, выбор за компанию;

  • выбор близлежащего учебного заведения или внешне привлекательной, престижной профессии;

  • отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.

Классный руководитель

Есть в русском языке хорошее выражение - «найти себя». Как вы его понимаете?

Примерные ответы обучающихся:

  • Узнать себя, открыть в себе таланты, способности,

дарования.

  • Узнать, что тебе нравится, чем хочешь заниматься.

  • Найти применение своим талантам

  • Найти свое призвание.

Классный руководитель

Найти себя - значит понять свое призвание, назначение, определить свои интересы, склонности. Как вы думаете, можно ли сделать это быстро, допустим, в день окончания школы?

  1. Действительно, поиски себя это длительный процесс. И он может продолжаться всю жизнь. Однако в какой-то момент приходится делать выбор. «Если ты не знаешь, чего хочешь, берись за любое дело и делай его с максимальной отдачей. А в труде обязательно найдешь себя и свое счастье». (К.Д. Ушинский)

Классный руководитель

Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами (приложение № 2). Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения - 1 минута.

- Теперь подсчитаем количество треугольников.

(обучающиеся выполняют задание)

- А теперь слушайте ключ к тесту.

Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Классный руководитель

Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам понять, правильный ли выбор вы сделали или подскажет в определении дальнейшего жизненного пути.

Классный руководитель

В завершении нашего мероприятия я предлагаю вам составить синквейн (приложение № 3)

Синквейн - это пятистрочная строфа. «Сind» во французском языке значит пять. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять строк:

1 строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное);
2 строка - два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3 строка - три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4 строка - представляет собой фразу, короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5 строка - синоним ключевого слова (существительное)

Перед вами названия профессий: модельер, парикмахер, строитель, сварщик, электрик, бухгалтер, шофёр, психолог, врач, учитель, агроном, ветеринар, монтажник связи, повар.

За 1, 2 минуты составьте синквейн к одной из них.

(обучающиеся выполняют задание)

Классный руководитель

Закончить наше мероприятие я хотела бы притчей:

Однажды молодой человек, проучившийся меньше остальных учеников, обратился к Мастеру:

- Учитель, я в растерянности.

Я заметил, что когда я выполняю свою работу, мне не важно продам я ее потом или нет, купят ее сейчас или позднее.

Мне безразлично понравится ли товар покупателю.

Я получаю удовольствие от процесса. Деньги имеют для меня значение, но именно удовольствие от самого процесса для меня главное, я чувствую себя счастливым...

- А много ли ты продаешь?

- Я давно уже считаюсь лучшим продавцом. Другие просят поделиться секретом, которого нет.

- И давно у тебя это безразличие к результату?

- Около года. Я хочу стать просветленным, но так увлекся творческим процессом...

- Тебе не было нужды приходить и сейчас: ты уже нашел свой путь и сделал правильный выбор.

Пусть ваш выбор будет правильным!

Тысячи тропок готовит судьба.

Сотни загадок в запасе хранит.

Какой она будет - тропинка твоя,

Это тебе доказать предстоит.

Будешь ли ты водить корабли,

Или секреты веков узнавать,

Построишь ли мост от Луны до Земли,

Может, ты станешь железо ковать.

Вырастешь клоуном - самым смешным -

И улыбками мир расцветет.

Клоуны тоже на свете нужны -

Они отправляют наши души в полет.

Выбрать какую тропинку себе -

Не узнаешь, пока не откроется дверь.

Человеком старайся пройти по тропе,

Поверь в свои силы, в победу поверь!

(Саматова Люция Салимгараевна)

Приложение № 1

Формула «хочу - могу - надо»

Методическая разработка по теме В поисках будущей профессии






Приложение № 2

Обработка теста «Познай себя»




Первый тип: 6-8 треугольников. Тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди, имеющие хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Приложение № 3

«Синквейны»

1. Юрист

Общительный, знающий законы

помогает, защищает, консультирует

Не знаешь, как поступить - поступи по закону

Профессия!

2. Врач

ласковый, знающий

выслушает, вылечит, посоветует

У хорошего врача лекарство не в аптеке, а в его собственной голове. Призвание!






Список литературы



  1. Афанасьева Н. В. Профориентационный тренинг для старшеклассников "Твой выбор": [сборник] под ред. Н. В. Афанасьевой. - СПб : Речь, 2007. - 365 с.

  2. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В. 333 современные профессии и специальности. 111 информационных профессиограмм. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 441 с.

  3. Горбунова М.В., Кирилюк Е.В., Орешкина А.П. 1000 профессий традиционных, новых, редких. Краткий энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 251 с.

  4. Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2006. - 224 с: ил.

  5. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. - Москва: Просвещение, 2007. - 95 с.

6. Дик, Н.Ф. Классные часы в лицее и колледже [Текст]: методическое

пособие / Н.Ф. Дик. - Ростов н/Д.: Феникс ,2005. - 288с.

7.Учеба.Ru / Выбор профессии, описание профессии, рейтинг самых востребованных профессий. - (ucheba.ru).




Рецензия

на методическую разработку внеклассного мероприятия « В поисках будущей профессии»,

составленную преподавателем английского языка

ОГБОУ НПО ПУ № 9 Н. С. Именных



Данная методическая разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия «В поисках будущей профессии»




Рецензент: преподаватель Л. Н. Цыкоркина

© 2010-2022